Техника выполнения. Сесть на пятки, положив большие пальцы ног друг па друга, — эта поза подробно описана ниже и называется Ваджрасана (следует помнить, что в данной работе речь идет преимуществнно о терапевтической практике, поэтому используемая здесь терминология относится скорее к «ученической». Мастера же обычно называют Ваджрасаной ту позу, которая описана в «Йога-терапии» как Сиддхасана).
Чуть-чуть развести колени. Выпрямить спину, расправить плечи, развернуть грудную клетку, вытянуть вверх позвоночник, поднять руки над головой ладонями вперед и сделать вдох (рис.2 -5.1).
рис.2 -5.1
Медленно и полностью выдыхая, опуститься вперед, положив лоб на пол (рис.2-5.2).
рис.2-5.2
Подбородок прижать к подъяремной выемке, но не сгибая шею, а как бы вытягивая ее — стараясь выпрямить физиологический изгиб шейного отдела позвоночника, — это называется «Джаландхара-бандхой» (рис.2-5.3).
рис.2-5.3
Вдохнуть, сложить ладони вместе (рис.2-5.4) и, задержав дыхание на несколько секунд, сжать мышцы тазового дна и промежности, втянуть анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря и слегка напрячь нижнюю часть мышц передней стенки живота, поджимая их к позвоночнику, т. е. обозначить «нижний замок» — Мула-бандху.
рис.2-5.4
Выждав несколько секунд в этом положении, отпустить бандхи, расслабиться, разомкнуть ладони, положив их на пол, и с медленным вдохом подняться в положение рис.2-5.1. Повторить пять-шесть раз, после чего, сидя в Ваджрасане, опустить руки ладонями на колени, вытянуть позвоночник и дождаться прохождения пранической волны по телу.
В случае необходимости стимулировать прохождение потока выдохом, Набхи-мудрой и вращением плеч. Расслабиться, развернуть кисти рук ладонями вверх, закрыть глаза и посидеть полминуты-минуту, дыша естественно и непринужденно.
Действие: Эта поза повышает аппетит, укрепляет мускулы и нервы абдоминальной области, уменьшает отложения жира на животе и повышает общую жизнеспособность организма.
6. Ашвини-мудра —ритмичное сокращение анального сфинктера
Ашвини-мудра — «жест лошади». Это упражнение является одним из важнейших элементов практики вообще, поскольку представляет собой регулятор восходящего потока праны. В практике Йоги, в особенности в даосских системах, Ашвини-мудра используется при выполнении всех упражнений как элемент управления потоками энергии в тонком теле. В системах «Цигун — "Железная рубашка» Ашвини-мудра используется для «закачивания» праной внутренних органов, что не только чрезвычайно сильно их оздоравливает, но и делает на несколько порядков более устойчивыми к ударам и прочим разрушительным воздействиям.
Техника выполнения: Ашвини-мудра является одним из элементов Мула-бандха-мудры и состоит в последовательном расслаблении и напряжении анального сфинктера. Это движение заставляет прану подниматься вверх по внутренним каналам туловища, проходя также сквозь все внутренние органы, что оказывает на весь организм мощнейшее очищающее и укрепляющее воздействие. Каждый толчок Ашвини-мудры поднимает прану до определенного уровня. У женщин и у мужчин этот процесс проходит несколько по-разному.
Женщинам, для того чтобы довести поток до макушки — точки выхода Брахмарандхры, — требуется выполнить пять толчков Ашвини-мудры, мужчинам —четыре (мастера поднимают поток за один толчок, независимо от пола).
Таким образом, Ашвини-мудру женщинам обычно рекомендуется выполнять сериями по пять толчков, мужчинам — по четыре. Окончанием каждой серии должно быть ощущение восходящего потока энергии, заполняющего голову до самой макушки.
Затем следует расслабиться, но не отпускать Ашвини-мудру полностью после последнего сокращения ануса, ненадолго ее зафиксировать, спокойно и медленно выдохнуть, следя за тем, как прана мягким потоком устремляется вниз по всем мышцам и (костям тела, а затем концентрирует внутри живота в области чуть ниже пупка.
Если нисходящий поток ощущается недостаточно четко, можно помочь ему посредством скользящей Набхи-мудры и вращения плеч вперед. После этого сделать вдох и повторить серию толчков.
Для освоения Ашвини-мудры подходит любая асана, в которой позвоночник располагается вертикально и туловище свободно от напряжений. В практике Йога-терапии Ашвини-мудра применяется как отдельное упражнение, выполняемое по 10—20 раз (т. е. две-пять серий толчков) два раза в день — утром и вечером. Частота сокращений должна быть такой, чтобы по субъективному ощущению Ашвини-мудра получалась как можно более глубокой. В промежутках между толчками анус следует полностью расслаблять.
Действие. Кроме описанного выше психоэнергетического действия, Ашвини-мудра очень эффективна в качестве терапевтического средства при заболеваниях прямой кишки, геморрое и т. п. В сочетании с другими упражнениями практика Ашвини-мудры способствует устранению заболеваний мочеполовой сферы, а также расстройств общего характера.
7. Ваджрасана — «поза алмазной твердости», или «несокрушимая поза»
Техника выполнения. Встать на колени, а затем сесть на пятки, ступни остаются перевернутыми. Слегка наклониться вперед, вытянуть ягодицы назад-вверх (рис.2-7.1). Выпрямиться, расправив плечи, развернув грудную клетку и удерживая позвоночник в вертикальном положении. Вытянуть позвоночник вверх. Ощущение растягивания позвоночника и пространства в межпозвонковых суставах. Джаландхара-бандха. Ладони положить на бедра или колени согнутых ног (рис.2-7.2).
Рис.2-7.1 Рис.2-7.2
Вначале, естественно, будет возникать ощущение неудобства и легкая боль в коленях, го пенях и голеностопных суставах, но со временем эта поза станет одной из самых приятных асан. Фаза фиксации —со свободным естественным дыханием оставаться в Ваджрасане столько, сколько хочется (рис.2-7.3).
рис.2-7.3
Эту асану можно использовать для практики Ашвини-мудры, простейших дыхательных упражнений и на начальных стадиях освоения созерцательных техник. Практиковать ее следует по меньшей мере три раза в день.
Действие. Ваджрасана укрепляет мускулатуру ног, устраняет ревматические и невралгические боли в ногах. Выполнение этой асаны в течение получаса непосредственно после принятия пищи, совмещенное с дыханием через правую ноздрю, исключительно благотворно влияет на процесс пищеварения. Волосы того, кто практикует Ваджрасану ежедневно начиная с ранней юности, не поседеют до глубокой старости.
8. Бхадрасана — «поза, приносящая благо»
Техника выполнения. «Хатха-Йога-Прадипика» относит Бхадрасану к четырем самым важным асанам (Восемьдесят четыре главнейших асаны даны Шивой. Я скажу о четырех самых важных. Сиддха, Падма, Симха и Бхадра — вот эти четыре. Из них Сиддха наиболее удобна и должна практиковаться постоянно. «Хатха-Йога-Прадипика», 1-35; 1-36.).
К ее практике поэтому следует отнестись с большим вниманием. Для выполнения Бхадрасаны следует сесть на пол, вытянув перед собой прямые ноги. Чуть покачиваясь из стороны в сторону, наклониться вперед и вытянуть ягодицы вверх, слегка наклонив при этом вперед таз. Выпрямиться. Таз должен остаться немного наклоненным, в результате чего свободное и естественное положение позвоночника окажется вертикальным. Разводя в стороны колени и соединив стопы, подтянуть ступни как можно ближе к промежности, в которой при этом должно возникнуть ощущение «раскрытия». Не отклоняя таз назад, слегка приподняться на руках и перенести туловище еще ближе к ступням (рис.2-8.1).
рис.2-8.1 2-8.2
Опустить таз на пол и еще раз, слегка наклонившись вперед, вытянуть ягодицы назад-вверх, придав тазу устойчивое положение, при котором позвоночник выпрямлен и вертикален. Если в этом есть необходимость, можно сохранять равновесие, отталкиваясь от пола руками, ладони которых лежат на полу позади таза (рис.2-8.)
Ступни можно развернуть стопами вверх, прижимая их друг к другу наружными ребрами. Постараться развести ноги как можно шире только за счет силы мышц самих ног. В этом может помочь свободное глубокое дыхание и сосредоточение внимания на качестве текучести мышц и сухожилий, подвергающихся растягиванию. Пусть дыхание придает текучесть ногам. Не нужно проявлять агрессивность по отношению к своему телу. Им должно управлять намерение, а не грубая сила. Когда предел естественной текучести ног исчерпан, расслабленно сесть с прямым позвоночником, взяться за пальцы ног и аккуратно подтянуть ступни еще чуть-чуть поближе, одновременно обозначив легкую Мула-бандху (рис.2-8.3). Положить кисти рук на колени и сидеть ненапряженно, свободно, естественно, медленно и глубоко дыша с фиксацией легкой Мула-бандхи (рис.2-8.4).
Рис. 2-8.3 Рис. 2-8.4
В Бхадрасане можно также практиковать простые дыхательные упражнения и Ашви-ни-мудру. Удерживать фазу фиксации как можно дольше, желательно — несколько минут. Затем медленно выпрямить ноги и дождаться прохождения нисходящей волны.
Действие. Эта асана возбуждает аппетит, развивает и укрепляет коленные и тазобедренные суставы, а также все органы, находящиеся в нижней части брюшной полости и внутри таза. Является исключительно мощным средством развития половой потенции как у женщин, так и у мужчин, при правильной полноценной практике вырабатывает по-
истине невиданную сексуальную силу и, что особенно важно — способность эту силу контролировать, перераспределять и силой этой осознанно управлять.
В результате практика полового воздержания становится не мучением, но неистощимым источником вполне доступной творческой энергии. В сочетании с особыми сексуальными практиками, позволяющими не только осознанно переводить на более высокие уровни проявления тонкую сексуальную силу, но и преобразовывать бесценные вещества и информацию, содержащиеся в семени.
Бхадрасана является одним из средств продления молодости и обретения великих магических сил. Женщинам, в течение нескольких лет постоянно практикующим Бхадрасану, она, помимо прочего, в огромной степени облегчает роды. Родовые схватки значительно менее болезненны, роды протекают быстро и без осложнений: Желательно начинать освоение Бхадрасаны с детства —тогда она оказывает исключительно благотворное влияние на развитие гормональной сферы и психическое становление подростка.