Закон об аудиторской деятельности устанавливает субъектный состав отношений, возникающих в сфере оказания аудиторских услуг и раскрывает особенности правового статуса этих субъектов, к которым отнесены:
аудитор;
аудиторская организация;
аудируемые лица и (или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг;
уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности*(730);
Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;
аккредитованные профессиональные аудиторские объединения;
иные лица.
Аудитором признается физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
При этом в качестве аудитора могут выступать:
штатный работник аудиторской организации;
лицо, привлекаемое аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора;
предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальный аудитор).
Индивидуальный аудитор осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения соответствующей лицензии.
Кроме того, федеральный орган вправе устанавливать ограничения для индивидуальных аудиторов в отношении отдельных категорий организаций, к аудиту которых они не могут привлекаться.
В Законе об аудиторской деятельности определены достаточно жесткие требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора. Это высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока действия, однако каждый аудитор ежегодно обязан проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом.
Интересен тот факт, что согласно положениям Закона Швеции от 18 мая 1995 г. "Об аудиторах" аудитор - это или утвержденный, или уполномоченный аудитор. Утвержденным признается аудитор, который осуществляет аудиторскую деятельность на профессиональной основе, проживает в Швеции или другом государстве Европейского Экономического Сообщества, не находится в состоянии банкротства, не имеет запрета на хозяйственную деятельность, не находится под опекой согласно Кодексу о семье, не имеет запрета на осуществление консультативной деятельности согласно Закону о запрете на профессиональную консультативную деятельность или другие соответствующие ограничения деятельности в другом государстве, а также сдавший экзамен на аудитора в Комиссии по аудиторской деятельности. Уполномоченным является аудитор, уровень которого соответствует уровню утвержденного аудитора и сдавший экзамен на аудитора высшей категории в Комиссии по аудиторской деятельности*(731).
Аудиторской организацией является коммерческая организация, осуществляющая исключительно аудиторскую деятельность, а также оказание сопутствующих аудиту услуг. Она вправе осуществлять свою деятельность по проведению аудита только после получения соответствующей лицензии.
Допускается создание аудиторской организации в любой организационно-правовой форме, предусмотренной действующим законодательством, за исключением открытого акционерного общества.
С принятием Закона об аудиторской деятельности существенно изменились требования, предъявляемые к кадровому составу аудиторской организации: во-первых, не менее 50% сотрудников фирмы должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории России, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%; во-вторых, в штате каждой аудиторской фирмы должно числиться не менее пяти аудиторов (Временными правилами предусматривалось, что в штате аудиторской организации, имеющей лицензию на проведение соответствующего вида аудита, должно состоять не менее двух аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора по этому виду деятельности).
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наделяются определенными правами и обязанностями, которые в самом общем виде были закреплены еще во Временных правилах. Вместе с тем действующее законодательство, аудиторская практика позволяют выделить следующие группы данных прав и обязанностей:
общепринятые (общие) права и обязанности, закрепленные действующими нормативными актами и прежде всего Законом об аудиторской деятельности;
рекомендательные права и обязанности, закрепленные в кодексах профессиональной этики;
специфические права и обязанности, установленные внутрифирменными аудиторскими стандартами;
права и обязанности, обусловленные оказанием конкретных аудиторских услуг, закрепленные в соответствующих договорах.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) имеют (имеет) прежде всего право самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований действующего законодательства, а также конкретного договора оказания аудиторских услуг. Аудируемые лица не вправе ограничивать или определять перечень применяемых форм и методов, хотя на практике часто возникает проблема степени выборочности аудиторской проверки: проверяемое лицо либо требует применения при этом сплошного метода, либо пытается обратить внимание аудитора лишь на отдельные детали.
В целях достижения полноты, достоверности и объективности аудиторской проверки аудитор имеет право изучать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам, а также информацию от третьих лиц. При этом аудитор обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (п.2 ст.5 Закона об аудиторской деятельности).
В случаях непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации и выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих или могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора, последние имеют право отказаться от проведения проверки (п.1 ст.5 Закона).
Основной обязанностью аудиторов является квалифицированное проведение аудиторской проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг. Действующее законодательство не содержит формальных критериев квалифицированного проведения такой проверки. Однако в соответствии с общепринятой аудиторской практикой аудиторская проверка считается квалифицированно проведенной, если она планировалась и осуществлялась с соблюдением требований нормативных актов, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Если возникли сомнения в квалифицированности аудита, возможно проведение проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, осуществляемое внешними проверяющими или аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями в отношении участников этих объединений (п.2 ст.14 Закона).
Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредоставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Как показывает мировой опыт, общественное доверие к качеству оказываемых профессиональных услуг возрастает тогда, когда существуют высокие внутренние стандарты поведения и профессиональной деятельности аудиторов. Поэтому в экономически развитых странах большую роль играют не только нормативно-правовые акты, но и кодексы этических профессиональных норм, которые устанавливают дополнительные права и обязанности аудиторов. Так, в Кодексе профессиональной этики AICPA США объединены стандарты идеального и практического поведения аудиторов (независимость, честность, объективность, компетентность, обязательства перед клиентами, обязательства перед коллегами и др.)*(732).
По мере становления и развития рынка аудиторских услуг в России также начинают формироваться этические нормы, которые должны соблюдать лица, занимающиеся аудиторской деятельностью. К примеру, ассоциация "Аудиторская палата России" (ААПР) разработала Кодекс профессиональной этики аудиторов, базирующийся на этических нормах, принятых в международной практике*(733). Положения, содержащиеся в этом Кодексе, содержат такие категории, как независимость, объективность, внимательность, профессиональная компетентность аудиторов, соблюдение конфиденциальности информации, отношения сотрудников аудиторской фирмы с аудиторской фирмой и др. Помимо этого в Кодексе ААПР отмечен общественный характер деятельности аудиторов. Так, ст.3 определено, что внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг. Выполняя аудит по заказу клиента, аудитор должен разрешать объективные противоречия между обществом и клиентом в пользу общественных интересов.
Анализируя правовой статус аудиторской организации и индивидуальных аудиторов, следует отметить, что их деятельность основывается на определенных принципах.
Основным является принцип независимости аудитора. Независимость предполагает свободу аудитора от контроля и посторонних влияний на этапах планирования аудита (при разработке плана и программ аудита, выборе применяемых для этих целей методов, определении областей аудита), аудиторского исследования (свобода выбора методов проведения аудита и наличие доступа ко всем необходимым источникам информации), представления аудиторского заключения (отсутствие влияния третьих лиц на аудитора при формировании им мнения о достоверности бухгалтерской отчетности).
Реализация данного принципа достигается прежде всего путем введения законодательного запрета на проведение аудиторской проверки отдельными аудиторами. Так, аудит не может осуществляться:
1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников).
Как показывает международная практика, к основным обстоятельствам, наносящим ущерб независимости аудитора или позволяющим сомневаться в его фактической независимости, относятся:
финансовое участие в организации клиента;
родственные и дружеские отношения с руководством клиента;
служебные отношения с клиентом;
разбирательства между аудитором и клиентом;
оказание клиенту комплекса аудиторских услуг.
Предполагается, что независимость аудитора вызывает сомнения, если аудитор, в частности, имеет прямое либо косвенное финансовое участие в делах организации клиента через родственников.
Аудиторская фирма не может также считаться независимой, если она участвует в финансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эти же структуры*(734).
В России основной проблемой, касающейся независимости аудитора, продолжает оставаться оплата его труда аудируемым лицом. Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата. Возможность сохранения профессиональной независимости аудиторов при их материальной зависимости от клиентов неоднократно обсуждалась российскими учеными и практиками. Однако данная проблема на практике остается до конца не разрешенной, хотя законодатель и предусмотрел в Законе об аудиторской деятельности положение, согласно которому порядок выплаты и размер вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита определяются договором и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита (п.2 ст.12).
В мировой практике также нет единого подхода к решению данной проблемы. Например, в Великобритании на основании опыта членов Association of Certified Chartered Accountants - ACCA установлен 15%-й барьер профессионального дохода от одного клиента. Однако вопрос о том, насколько объективно этот показатель отражает фактическую независимость аудитора, остается открытым*(735).
Оказывая какие бы то ни было профессиональные услуги, аудитор должен быть объективен. Принцип объективности предполагает, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только необходимый объем требуемой информации.
При реализации данного принципа основной проблемой является зависимость объективности аудитора от многократности его работы у одного клиента. На практике нередки случаи, когда аудируемое лицо неоднократно поручает аудит своей бухгалтерской отчетности одной и той же аудиторской организации. При такой ситуации, безусловно, сложно оставаться объективным. В действующем российском законодательстве эта проблема не разрешена. В международной практике она также остается актуальной. Так, Профессиональными правилами АССА установлено, что длительность работы аудитора в одной фирме может оказывать влияние на объективность аудитора. Вместе с тем в этих Правилах нет рекомендаций относительно продолжительности работы с одним клиентом, лишь оговорено, что клиент должен назначать аудитора каждый год*(736).
В соответствии с принципом профессиональной компетентности достаточный профессиональный уровень оказываемых аудитором услуг обеспечивается определенным объемом навыков и знаний, необходимых для добросовестного и профессионального выполнения принятого им обязательства. Профессиональная компетентность аудитора основывается, в частности, на необходимости сдачи квалификационных экзаменов, подтвержденных соответствующими аттестатами, на опыте практической работы по оказанию аудиторских услуг и т.д.
Одним из важнейших принципов аудиторской деятельности является принцип конфиденциальности. Конфиденциальную информацию о делах клиента, полученную при оказании профессиональных услуг, аудитор должен сохранять в тайне без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с клиентом.
Аудитор не вправе использовать конфиденциальную информацию для собственной выгоды или для выгоды третьих лиц, а также в ущерб интересам клиента. В Законе об аудиторской деятельности этому вопросу посвящена ст.8 "Аудиторская тайна" (само понятие "аудиторская тайна" было введено ранее положениями части первой Налогового кодекса РФ), в которой четко закреплены порядок использования информации, получаемой в ходе проведения аудиторских проверок, а также при осуществлении контроля качества в отношении индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Помимо этого законодателем предусматривается ответственность аудитора за разглашение аудиторской тайны в виде возмещения аудируемому лицу причиненных убытков.
Одним из субъектов отношений, возникающих в сфере осуществления аудиторской деятельности, является аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг.
Следует заметить, что во Временных правилах специально не закреплялись права экономических субъектов, подлежащих аудиту. Им предоставлялось лишь право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) экономический субъект был вправе потребовать от аудитора информацию о нормативных актах, на которых были основаны замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы).
В действующем Законе четко закрепляется круг прав и обязанностей аудируемого лица (ст.6). При этом некоторые права такого лица непосредственно вытекают из обязанностей аудитора. В частности, исходя из того что аудитор обязан обоснованно подготовить и передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг (п.2 ст.5), представляется, что аудируемое лицо вправе требовать этого от аудитора (п.1 ст.6).
Что касается обязанностей аудируемых лиц, то они также четко сформулированы в Законе. Так, при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки;
3) предоставлять аудитору информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита;
4) давать по запросу индивидуальных аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной формах;
5) оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
6) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из существа подобного рода правоотношений.
Необходимо отметить, что положения, касающиеся ответственности субъектов рынка аудиторских услуг, тоже нашли свое отражение в Законе об аудиторской деятельности. Так, уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влекут за собой взыскание штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Ответственности в виде взыскания штрафа в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда подлежат также аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, осуществляющие аудиторскую деятельность без получения соответствующей лицензии (п.2, 3 ст.21).
Кроме того, Закон предусматривает возможность применения уголовной и административной ответственности в отношении аудиторских организаций и их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту (п.1 ст.21). Так, составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у аудитора лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом заведомо ложным, т.е. составленным без проведения аудиторской проверки или по результатам такой проверки, но явно противоречащей содержанию представленных документов, аудиторское заключение признается только по решению суда (ст.11).