Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эвола Ю. Языческий империализм




Планы семинарских занятий

по курсу «История культурологической мысли»

Тема 1. Истоки культурологии как науки (2 часа)

Вопросы:

1. Донаучные представления о культуре

2. Методы исследования культуры.

3. Соотношение культурологических научных дисциплин: культурологии, философии культуры, теории культуры и социологии культуры.

 

Литература:

Каган М. С. Философия культуры. – СПб., 1996.

Карсавин Л. П. Философия истории. – СПб., 1993.

Коган Л. Н. Теория культуры. – Екатеринбург, 1993.

Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). – М.,1994.

Культурология XX век. Антология. – М., 1995.

 

 

Тема 2. Изучение культуры и понятия «культура» от древности до конца XIX века (4 часа)

Вопросы:

1. Античные представления о культуре

2. Средневековые представления о культуре (Блаженный Августин), влияние христианства на понимание места и роли культуры: культура как долг и культура как грех.

3. Эпоха Возрождения и приоритет творческой деятельности человека (Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский).

4. Осознание феномена культуры и его рациональное прочтение Френсисом Беконом, Томасом Гоббсом и Джоном Локком.

5. Формирование предмета культурологии в рамках философии Просвещения.

6. Исследование культуры в классической немецкой философии.

 

Темы докладов и сообщений:

1. Сultura и paideia (античные взгляды на культуру).

2. Представления о культуре в трудах Блаженного Августина.

3. Естественное право и общественный договор (линия Вольтер – Кондорсе и Жан-Жак Руссо).

4. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. «Новая наука» Дж. Вико – наука об историческом мире культуры.

5. «Идеи к философии истории человечества» Иоганна Готфрида Гердера как своеобразный итог философии истории XVIII в.

6. Культура, как последняя цель природы в отношении человека (И. Кант).

7. Эстетизация культуры Ф. Шиллером (игра – освобождение от реальности, эстетическая видимость) и Ф. Шеллингом.

8. Философия культуры Г. В. Ф. Гегеля.

9. Марксистская трактовка проблем культуры

 

Литература:

Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. – СПб., 1997.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.

Иконникова С.Н. История культурологической мысли. – СПб., 2005.

Каган М. С. Философия культуры. – СПб., 1996.

Культурология XX век. Антология. – М., 1995.

Философия культуры. Становление и развитие – СПб., 1998.

 

Тема 3. Философские основания культурологии. (4 часа)

Вопросы:

1. Позитивистские основания культурологии.

2. Неокантианские основания культурологии.

3. Современная философия культуры. Постструктурализм и постмодернизм.

 

Темы докладов и сообщений:

1. Огюст Конт о трех стадиях общественного развития: теологической, метафизической и позитивной.

2. В.Виндельбанд и Г.Риккерт – разделение наук о природе и наук о культуре (духе).

3. Эстетизм и иррационализм А.Шопенгауэра.

4. Развитие Ф.Ницше идей иррационализма.

5. В.Дильтей. Разработка принципов герменевтики как «искусства истолкования письменных текстов».

6. Г. Зиммель о культурных формах и «трагедии культуры».

Литература:

Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. – СПб., 1997.

Зиммель Г. Избранное: В 2 т. – М., 1996.

Иконникова С.Н. История культурологической мысли. – СПб., 2005.

Культурология. ХХ в. Энциклопедия в 2 т. – СПб., 2000.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Философия культуры. Становление и развитие – СПб., 1998.

Тема 4. Этнографическо-антропологические основания культурологии. (2 часа)

Вопросы:

1. Материализм Л. Г..Моргана.

2. Эволюционизм Э.Б. Тайлора.

3. Основные идеи школы исторической этнологии. (Ф. Боас, М.Мид).

 

Темы докладов и сообщений:

1. Дж. Дж. Фрейзер: «Золотая ветвь»: структура, основные идеи.

2. М. Мид, ученица и продолжательница научных принципов Ф. Боаса.

 

Литература:

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.

Иконникова С.Н. История культурологической мысли. – СПб., 2005.

Культурология. ХХ в. Энциклопедия в 2 т. – СПб., 2000.

Мид. М. Культура и мир детства. – М., 1998.

Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

Философия культуры. Становление и развитие – СПб., 1998.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1997.

 

Тема 5. Западная культурология XX века. Антропологическая традиция. (2 часа)

Вопросы:

1. Дискуссия о выделении науки о культуре.

2. Концепции эволюции культуры

3. Фундаментальные характеристики культуры Дж.Мердока.

4. Идеальные модели культурных типов Дж.Фейблмана.

 

Темы докладов и сообщений:

1. «Культурология» Л.Уайта.

2. «Метаантропология» Бидни.

3. «Наука о культуре» Фейблмана.

4. Британская антропологическая школа (Б. Малиновский, А.Рэдклиф-Браун, Э.Эванс-Причард)

 

Литература:

Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. – СПб., 1997.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.

Иконникова С.Н. История культурологической мысли. – СПб., 2005.

Культурология. ХХ в. Энциклопедия в 2 т. – СПб., 2000.

Малиновский Б. Научная теория культуры. – М., 1999. Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М.,1996.

Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.,1996.

Рэлклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. – М., 2004.

 

Тема 6. Западная культурология XX века. Психологическая традиция (4 часа)

Вопросы:

1. Биологическая обусловленность культуры.

2. Фрейдизм и психоанализ.

3. Культурные архетипы и коллективное бессознательное.

4. «Одномерный» человек и «одномерная» культура современного общества (Г. Маркузе)

 

Темы докладов и сообщений:

1. Культурно-исторический метод и физиологическая психология В.Вундта.

2. О. Вейнингер: жертвенность «объективной» культуры, и культовый характер «субъективной» психической культуры.

3. Материализм и атеизм Зигмунда Фрейда.

4. Критика К.Г. Юнгом «пансексуализма» Фрейда.

5. К. Хорни и Э.Фромм: система взглядов.

Литература:

Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. – СПб., 1997.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.

Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. М.,1992.

Иконникова С.Н. История культурологической мысли. – СПб., 2005.

Культурология. ХХ в. Энциклопедия в 2 т. – СПб., 2000.

Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э.Фромма. – М.,1995.

Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1995.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М.,1990.

Фромм Э. Иметь или быть? – М.,1990.

Юнг К. Архетип и символ. М.,1991.

Юнг К. Проблема души нашего времени. М.,1994.

Юнг К. Психологические типы. М.,1995.

 

Тема 7. «Вехи» в русской философии культуры

Вопросы:

1. Сборник «Вехи» как явление русской культуры. Споры вокруг «Вех».

2. Определение интеллигенции, ее феномен. Интеллигенция и революция. Ответственность интеллигенции.

3. «Интеллигенция в России» - критический (либеральный) ответ «Вехам».

4. «Из глубины» продолжение размышлений о революции и интеллигенции.

5. Утопизм русской либеральной (интеллигентской) мысли.

6. «Из под глыб» 1974 г. – продолжение традиции «Вех». Реальность жизни и интеллигенция.

 

Литература.

 

1. Бердяев Н.А. Из психологии русской интеллигенции. // Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909).

2. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. // «Вехи»

3. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. // «Вехи»

4. Изгоев А.С. Об интеллигентной молодежи. // «Вехи»

5. Каблиц И.И. Интеллигентный бюрократизм и народничество. Либерализм и народничество. // Каблиц И.И. Интеллигенция и народ. – СПб.: типография Лебедева, 1886.

6. Лозинский Е. Что же такое, наконец, интеллигенция? М.: УРСС, 2003. // Гл. I, VI, VII, VIII.

7. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // «Интеллигенция в России»

8. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции. // «Из глубины»

9. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология русской интеллигенции // «Интеллигенция в России».

10. Соколов Н.М. Интеллигенция и сектантство. Золотые сны о золотом веке // Соколов Н.М. Об идеях и идеалах русской интеллигенции. СПб., 1904.

11. Струве П.Б. Интеллигенция и революция. // «Вехи»

 

 

Тема 8. Традиционализм как культурологическая проблема.

Занятие 1.

1. Традиционализм как философская, культурологическая и политическая теория.

2. Рене Генон: от спиритуализма к суфизму. Запад и Восток как два пути духовного и материального кризиса.

3. Юлиус Эвола о людях традиции и разрушении современного мира.

4. Мирча Элиаде – единство религиозного и мифологического становления разных культур.

5. Общность и различие Генона, Эволы и Элиаде.

 

Занятие 2.

1. Современный традиционализм. Консерватизм как разновидность традиционализма.

2. Мистический традиционализм. Религиозность важнейшая составляющая современного традиционализма.

3. Революционизм – воплощенный традиционализм.

4. Ал. Дугин, Гейдар Джемаль и Евгений Головин – три воплощения единой Традиции.

5. Юрий Мамлеев – литература и традиционализм.

 

Литература.

Генон Р. Восток и Запад.

2. Генон Р. Кризис современного мира.

3. Генон Р. Царство количества и знамение времени

4. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / Пер. с анг. - К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002.

5. Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 1995.

6. Эвола Ю. Оседлать тигра. – СПб.: Изд-во «Вл. Даль», 2005.

7. Эвола Ю. Люди и руины. Критика фашизма: взгляд справа. – М.: АСТ, 2007.

Эвола Ю. Языческий империализм.

9. Эвола Ю. Традиция и Европа. – Тамбов, 2009.

10. Дугин А.Г. Философия традиции.- М.: Арктогея-Центр, 2002.

11. Дугин А.Г. Логос и мифос: социология глубин.- М.: Академ.проект, 2010.

12. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки.- М.: Арктогея-Центр, 2002.

13. Дугин А.Г. Проект «Евразия».- М., 2004.

14. Дугин А.Г. Обществоведение для граждан Новой России.- М., 2007.

15. Джемаль Г. Революция пророков.- М.: Ультра-Культура, 2003.

16. Головин Е.В. Матриархат. Лилит. / лекции прочитанные в Новом Университете

17. Головин Е.В. Приближение к Снежной Королеве. – М.: Арктогея, 2003.

18. Мамлеев Ю.В. Новый град Китеж.- Париж, 1988.

19. Мамлеев Ю.В. Россия Вечная.- М.: АиФ-принт, 2002.

20. Мамлеев Ю.В. Мир и хохот.- М.: Вагриус, 2003.

Тема 9. Экзистенциальная философия культуры.

Вопросы:

1. Хайдеггер М. и Сартр Ж.-П. – спор о сущности и существовании. Проблема гуманизма.

2. Ясперс К. – историософия и философия культуры.

3. Маркузе Г. и А. Камю. Одномерный человек и человек абсурда.

 

 

Литература.

1. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991.

2. Маркузе Г. Марксизм и феминизм. // http://vpered.org.ru/index.php?id=167&category=

3. Маркузе Г. Одномерный человек.

4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.

Сартр Ж.-П. Стена.

6. Сартр Ж.-П. Слова.

7. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.