Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера




Объект и предмет социологии как науки. Место социологии среди других научных дисциплин. Структура социологического знания.

Объект социологии - социальные отношения и формы их организации.

Предмет социологии - устойчивые формы социального взаимодействия людей. Предмет социологии подвижен и изменчив. Соц. Изменение происходит очень быстро.

Предмет науки - та область, объекта, которая наиболее интересна исследователю.

Место социологии среди других наук.

Философия (стремление выявить единый закон бытия) изучает общество умозрительно.

Социальная философия (стремление выявить единый закон существования человека, общества)

Физико-химические науки (наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел)

Психология (сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений)

Социология не стремиться выявить общих законов и изучае

Общество на основе эмпирических методов.

Структура: 1. с точки зрения уровней. А) Общая теория социологии. Б) Теория среднего уровня В) Конкретное социологическое исследование.

2. С точки зрения содержания.

Методология -система принципов и способов лежащих в основе накопления социологического знания.

Теория - совокупность суждений, объясняющие процессы развития социальной системы.

Эмпирия - комплекс конкретных социальных исследований, ориентированных на сбор и анализа реальных фактов.

 

2. Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Функции социологии и её роль в обществе.

Предпосылки возникновения- процесс формирования представления об обществе.

  • Исторические

Бурное промышленное развитие передовых стран. Нарастающая динамика социальных конфликтов. Артикуляция потребностей, зарождение гражданского общества.

  • Научные

Развитие частных общественных наук. Фундаментальное открытие в области естественных и точных наук.

Разочарование в прежних философических концепциях общего устройства.

 

Социология как наука возникла в конце 30 начала 40 годов 19 века. Основоположниками являются: Конт, Спенсер, Дюркгейм, Маркс, Вебер.

Ядро соц. концепции О. Конта: 1. Учение о социальной статике и социальной динамике. 2.Закон 3 стадий развития. 3. Иерархия или классификация наук.

Г.Спенсер Идея естественной соц-экономической революции. Первый стал разрабатывать системный подход к анализу общества. Ввел в оборот соц функция, соц система.

К. Маркс Идея о формационном или стадийном развитии общества.

Э. Дюркгейм Основные принципы социологизма(общество, индивидуальное поведение, формула:Соц факты необходимо рассматривать как вещи)

М. Вебер теория соц действия: (целерациональное(четкое осознание действия(деньги, капитал)), ценностно-рациональное, традиционное, аффективное(основанное на эмоциональном состоянии)

 

Функции социологии

1.Позновательная 2. Практическая 3.Идеологическая 4.прогностическая

Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера.

 

Французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. СОЦИОЛОГИЯ, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во. взаимосвязи:

для рассмотрения общества ввел термины "порядок" (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и "прогресс" (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);

в социологии выделил два основополагающих раздела: "статику" (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и "динамику" (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);

принимал общество как живой организм, обладающий собственНОЙ структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

выделил четыре структурных элёмента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы и предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении. труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

 

Герберт Спенсер (1820—1903) был одним из самых ярких прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

Эволюция — это интеграция материи.

 

Спенсер выделяет. неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной); органическую (биологическую и психологическую); надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

 

4. Основное содержание символического интеракционизма.

Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире.

В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) — система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я – концепции выступают:

  • Сравнение себя с другими
  • Свидетельства восприятия другими
  • Оценка результатов деятельности
  • Переживание внутренних состояний
  • Восприятие своего внешнего облика

 

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.

Во-вторых, эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.

И, наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 863 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2210 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.