Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 лассические социологические теории (ќ. онт, √.—пенсер,  .ћаркс, ћ.¬ебер, Ё.ƒюркгейм)




—оциологи€ как наука об обществе ведет свое происхождение с середины XIX века. ќсновы социологии были заложены в произведени€х таких авторов, как  онт, ћаркс, —пенсер, ¬ебер и ƒюркгейм.  лассические теории социологической мысли сформировались к концу ѕервой мировой войны.

ќснователем классической социологии считаетс€ выдающийс€ французский философ и социолог ќгюст  онт (1798-1857). ≈му удалось вы€вить и обосновать основные направлени€ развити€ новой науки об обществе. ¬ изучении общества он стремилс€ отойти от абстрактных умозрительных методов, которые, как правило, использовали его предшественники-обществоведы. ќ.  онт разработал новую социальную теорию, основанную на социальных фактах, вы€вленных в результате эмпирических исследований. ѕо его мнению, чтобы решать конкретные проблемы общественной жизни, социальна€ наука должна использовать методы естественных наук. ѕоэтому первоначально ќ.  онт назвал свою науку социальной физикой, а впоследствии (в 1839 г.) - социологией. ќ.  онт считал, что человеческое познание в своем развитии проходит три смен€ющие друг друга состо€ни€: теологическое, метафизическое, позитивное. ¬ первых двух стади€х познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных обоснований. “реть€ позитивна€ стади€ основываетс€ на точной оценке существующей реальности.

ћарксизм. ћногие идеи  арла ћаркса (1818Ц1883) €вл€ютс€ основополагающими в социологии. ќсновной целью общественного прогресса, по его мнению, €вл€етс€ создание условий дл€ становлени€ многомерного человека, богатой личности. ѕричиной социальной дифференциации, социального противосто€ни€ в обществе, согласно ћарксу, €вл€етс€ частна€ собственность. ќсновное достижение ћаркса в обществоведении заключаетс€ в том, что он применил диалектику √егел€ дл€ анализа исторического развити€, охарактеризовав общество как динамично развивающуюс€ в историческом времени структуру. ќн показал причины возникновени€ социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.

—труктурный функционализм. ¬ направлении структурно-функционального анализа в социологии заметный след оставил √ерберт —пенсер (1820Ц1903). —пенсер выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, то есть согласованность функционировани€; универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных €влений, и функциональна€ необходимость. ќбщество, с его точки зрени€, Ц это эволюционирующий живой организм. ќбщества могут организовывать и контролировать процессы адаптации, тогда они развиваютс€ в милитаристские режимы; адаптаци€ также может быть свободной и пластичной Ц и тогда общества превращаютс€ в промышленно развитые государства. ќдин из главных постулатов социальной философии —пенсера таков: Ђ аждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человекаї.

Ђ—оциологизмї ƒюркгейма. Ёмиль ƒюркгейм (1858Ц1917), основатель французской социологической школы, считал, что существование и закономерности развити€ общества не завис€т от действий отдельных индивидов. — его точки зрени€, кажда€ социальна€ единица должна выполн€ть определенную функцию, необходимую дл€ существовани€ общества как целого. ќбъедин€€сь в социальные группы, люди подчин€ютс€ общим правилам и нормам Ц Ђколлективному сознаниюї. ѕо ƒюркгейму, основу социологии составл€ют социальные факты. »х главные признаки Ц объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление. —оциальные факты ƒюркгейм подраздел€л на морфологические (плотность населени€, частота контактов или интенсивность общени€ между индивидами; наличие путей сообщени€; характер поселений и т. п.) и духовные (коллективные представлени€, составл€ющие в совокупности коллективное сознание). —оциальные факты нужно исследовать объективными методами, т. е. следовать принципам естественных (позитивных) наук. ƒюркгейм обосновал идею солидарности обществ. —уществует два типа солидарности: механическа€, котора€ доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их обществ и функций, и органическа€, котора€ характерна дл€ современных обществ и основана на разделении труда.

Ђѕонимающа€ социологи€ї ¬ебера. — именем ћакса ¬ебера (1864Ц1920) св€зываетс€ создание методологии социального познани€. ќдним из основных положений теории ¬ебера €вл€етс€ выделение самой элементарной частицы поведени€ индивида в обществе социального действи€, которое образует систему взаимоотношений между людьми. —амо общество представл€ет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремитс€ к достижению собственных целей. —оциальна€ философи€, лежаща€ в основе исторической социологии ¬ебера, наиболее отчетливо воплотилась в работе Ђѕротестантска€ этика и дух капитализмаї. «десь высказываетс€ иде€ экономической рациональности современного капиталистического общества с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональна€ бюрократи€), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведени€ в хоз€йственной сфере и позвол€ющими добитьс€ предельной экономической эффективности. √лавные методологические требовани€ в теории ¬ебера Ц Ђотнесение к ценност€мї и Ђсвобода от оценкиї.

 

3. ќсновные парадигмы современной социологии: символический интеракционизм, теори€ обмена, бихевиоризм, структурный функционализм, конфликтологи€, феноменологи€, этносоциологи€.

—имволический интеракционизм (парадигма социальных дефиниций). ƒжордж √ерберт ћид (1863Ч1931) считаетс€ основоположником символического интеракционизма. ƒж. ћид признавал важность изучени€ наблюдаемого поведени€, но также считал, что существуют скрытые аспекты поведени€. ƒж. ћид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. ќн считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерени€, разгадыва€ их на основе анализа поступков и нашего прошлого опыта в подобных ситуаци€х. ƒл€ сторонников символического интеракционизма важно изучать процесс, с помощью которого актор принимает решение в пользу того или иного действи€. »нтерпретаци€ стимула осуществл€етс€ в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией.

ќсновным механизмом социального действи€ €вл€етс€ жест. ∆ест, который вызывает реакцию одного типа у действующего и того, на кого направлено действие, называетс€ значащий символ. Ѕлагодар€ значащим символам возможна символическа€ интеракци€. ѕоэтому коммуникаци€ в собственном смысле слова возможна только между людьми. Ќаиболее €рким представителем значащего символа €вл€етс€ €зык.

»зучение характера, форм и средств использовани€ людьми тех или иных символов, а также социальных значений и смыслов, придаваемых им индивидами в ходе их взаимодействи€, €вл€етс€ одним из основных способов исследовани€ социального поведени€, де€тельности личности, в целом получени€ определенной картины и модели конкретного общества.

“еори€ обмена (парадигма социального поведени€). “еорию социального обмена развивали наиболее интенсивно американские социологи ƒжордж ’оманс и ѕитер Ѕлау.  орни теории обмена лежат в теоретическом направлении, которое называетс€ бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение). ¬заимодействие между людьми рассматриваетс€ социологами как обмен Ђвыгодамиї. —огласно теории обмена, поведение человека в насто€щий момент обусловлено тем, вознаграждались ли как именно его поступки в прошлом. ƒж. ’оманс выдел€ет шесть аксиоматических положени€х (постулатах) теории обмена.

1) јксиома успеха: чем чаще соответствующие действи€ людей получают вознаграждени€, тем веро€тнее, что эти действи€ будут осуществл€тьс€ ими с определенной частотой и дальше.

2) јксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был св€зан с вознаграждением действи€ индивида, то чем более похожи на него стимулы в насто€щем, тем веро€тнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие.

3) јксиома ценности: чем большую ценность представл€ет дл€ индивида результат его действи€, тем более веро€тно совершение им данного действи€ и в последующем.

4) јксиома депривацииЧпресыщени€: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становитс€ дл€ него любое последующее получение этой награды.

5) јксиома агрессии Ч одобрени€: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждени€ или приведет к наказанию, он испытает состо€ние гнева, и возрастет веро€тность того, что более ценным дл€ человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольстви€, и тогда возрастет веро€тность того, что он воспроизведет одобр€емое поведение, поскольку оно будет дл€ него более ценным.

6) јксиома рациональности: при выборе между альтернативными действи€ми индивид изберет то, дл€ которого ценность результата наибольша€.

Ѕихевиоризм (парадигма социального поведени€). ќсновоположник Ц психолог Ѕ. —киннер. Ёто направление, возникшее в американской социологии и психологии, €вилось одним из оснований формировани€ так называемой Ђповеденческойї парадигмы в социологии. ¬ основе бихевиористких теорий лежит понимание поведени€ как совокупности реакций (ответов) на воздействие внешней среды (стимулов). ѕоэтому схема поведени€ выгл€дит в нем достаточно жестко: стимул Ч реакци€. „еловек стремитс€ к максимальным наградам при минимальных затратах. ѕодобный подход приводит к возможности трактовать поведение человека как определенную реакцию на действие того или иного стимулирующего фактора.

—труктурный функционализм (парадигма социальных фактов). ” истоков структурного функционализма сто€ли первые социологи: ќгюст  онт, √ерберт —пенсер, Ёмиль ƒюркгейм. ќни стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, котора€, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развити€. Ѕазовой идеей структурного функционализма €вл€етс€ иде€ Ђсоциального пор€дкаї, то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные еЄ элементы, добитьс€ согласи€ между ними. ”ченик ѕарсонса - –оберт ћертон - внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. ¬ частности ћертон удел€л большое внимание проблеме дисфункций.

Ќедостатки теории: ѕарсонс недооценивал роль конфликтов, он их исключал; у ѕарсонса нет развити€, эволюции. ѕозднее он попыталс€ исправить этот недостаток, но времени дл€ основательной проработки вопроса было уже недостаточно; ѕарсонс ограничил функции социальных подсистем четырьм€, которых, по его мнению, было достаточно дл€ выживани€ системы в целом; возникает справедливый вопрос о необходимости существовани€ других функций, присущих обществу и тем или иным способом вли€ющих на его жизнеде€тельность.

 онфликтологи€ (парадигма социальных фактов). ѕриверженцы этой теории, как и функционалисты, основное внимание удел€ют обществу в целом, исследу€ его институты и структурные образовани€. Ќаибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Ћ.  озера (—Ўј), конфликтной модели общества –. ƒарендорфа (√ермани€) и общей теории конфликта  . Ѕоулдинга (—Ўј).

—огласно концепции Ћьюиса  озера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечна€ психологическа€ неудовлетворенность его членов и проистекающа€ отсюда напр€женность между индивидами и группами, обусловленна€ их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизи€х. ѕоэтому социальный конфликт  озер сводит к напр€женности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. ѕод социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой цел€ми противников €вл€ютс€ нейтрализаци€, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

—уть концепции –. ƒарендорфа в следующем: любое общество посто€нно подвержено изменению, социальные изменени€ вездесущи; в каждый момент общество переживает социальный конфликт, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент общества способствует его изменению; любое общество опираетс€ на принуждение одних его членов другими. ѕоэтому дл€ общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекают различи€ их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трени€, антагонизмы и как результат структурные изменени€ самого общества. ѕодавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма.

 онфликт, согласно концепции  . Ѕоулдинга, неотделим от общественной жизни. ¬ самой природе человека лежит стремление к посто€нной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насили€.  онфликт Ѕоулдинг определ€ет как ситуацию, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций и кажда€ из сторон стремитс€ зан€ть позицию, противоположную интересам другой. ¬ то же врем€ конфликты €вл€ютс€ таким видом социального взаимодействи€, когда стороны осознают как свое противосто€ние, так и свое отношение к нему. ќни сознательно организуютс€, разрабатыва€ стратегию и тактику борьбы. Ќо все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или по крайней мере существенно ограничивать.

‘еноменологи€ (парадигма социальных дефиниций). ѕредставитель Ц јльфред Ўюц. ‘еноменологическа€ социологи€ основана на критическом анализе социологического позитивизма, в том числе марксизма. ‘еноменологические социологи подвергли критике принципы социологического позитивизма:

 социальный объективизм, т. е. рассмотрение общества как объективного, подобного физическому, мира, независимого от человеческого сознани€ и де€тельности;

 отношение к индивиду как к несущественной части социальных процессов.

‘еноменологические социологи считают предметом своего исследовани€ прежде всего обыденные представлени€ (мир человеческой повседневности, представлени€ о добре и зле, судьбе и загробной жизни и т. п.), действующие в обществе людей, а не классовые, как в марксизме. ƒалее, они выдел€ют интерсубъективные значени€ обыденных представлений, которые образуют сущность человеческой де€тельности. », наконец, через анализ интерсубъективных значений (смыслов) человеческой де€тельности феноменологические социологи определ€ют объективный смысл де€тельности многих индивидов, как его понимают сами ученые.

Ётнометодологи€ (парадигма социальных дефиниций). ¬озникновение этнометодологии св€зывают с именем √арольда √арфинкел€. Ётнометодологи€ актуализирует в качестве первостепенной темы социологии Ц мир повседневности. јкцент делаетс€ на проблеме вы€влени€ методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположени€ о том, что социальный мир действительно носит реальный характер и €вл€етс€ миром упор€доченным. ќбъективна€ реальность социальных фактов Ц это не внешн€€ сила по отношению к индивидам. јвторы сами создают эту реальность посто€нно, без перерывов, без возможности уклонитьс€, передать другому, отсрочить.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-07-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 10508 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

628 - | 546 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.