Странствуя по пустыне вслед за Духом Божиим, воплотившемся в огненном столпе (колонне), израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к горе Синай. У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности. Основу Завета составили знаменитые Десять заповедей (Десятисловие или Декалог), высеченные Моисеем на двух Скрижалях Завета после сорокадневного уединения на горе Синай. Эти заповеди содержат основные начала данной Богом религии и нравственности. Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны — потомки Аарона, брата Моисея, призванные осуществлять само священнослужение.
После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 человек), отправился в дальнейший путь к Земле Обетованной, то есть к Ханаану.
Несмотря на то, что цель странствий — земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной, появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана. Там с вершины горы Нево Моисей окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Иисуса Навина, умирает, так и не вступив в Ханаан.
Библейский сюжет не ограничивается, однако, только описанием событийной истории. Он изобилует как Божественными наставлениями, так и часто тщательным описанием их исполнения. Способы принесения жертв, формы божественной службы приводятся в книгах Второзаконие и Левит в тесной связи с моральными нормами и эстетическими воззрениями, которые формируют основной корпус заповедей.
Хронология Исхода
Традиционная религиозная точка зрения опирается на «430 лет», которое евреи, согласно Исх.12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова, а с другой стороны, согласно 3Цар.6:1, это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме. Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.
С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.
И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;
Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.
Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древнеегипетской хронологии). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие[источник не указан 36 дней] исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого периода в известной нам историографии.
Альтернативные версии
Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.
Вулканическая теория
Одним из возможных объяснений событий, изложенных в Библии, некоторые считают извержение вулкана на острове Санторини и последовавшее за ним цунами, достигшего дельты Нила приблизительно в 1600 г. до н. э. С цунами связываются необычные явления природы во время десяти казней египетских и рассечение вод Чермного моря во время перехода через него сынов Израиля.[1][2][3]
Дарование Торы на горе Синай тоже рассматривается некоторыми авторами как проявление извержения вулкана, предполагаемым местом такого извержения часто называется гора Алаль Бадр на территории современной Саудовской Аравии. В той местности жило и племя исповедующее веру в Йеве (Яхве).
«Неопалимая купина» по экспериментам учёных[4] может являться кустом акации аравийской, растущей на склонах вулканических кратеров. Эксперименты показали, что в пламени газовой горелки при температуре выше тысячи градусов горение ветвей куста невидимо. Куст медленно обугливается, «горит, но не сгорает», как описано в Библии. Куст мог расти возле невидимого источника горючих вулканических газов, и неожиданно вспыхнуть, произведя впечатление на пророка Моисея. Ни Египет, ни Синайский п-ов не являются вулканическими зонами, ближайшие вулканы только в Саудовской Аравии, конкретно вулкан Алаль Бадр.
В Библии (Втор.1:2) говорится о 11 днях пути от Кадес-Варни (место на востоке Синайского п-ова) до Хорива (горы Синай), что примерно равно 660 км — расстоянию до Алаль Бадр, наиболее мощного вулкана, извержение которого могло быть видно издалека.
Библия фактически прямо говорит (если признать, что гора Синай — это вулкан) о вулканическом извержении, видимом как столб дыма днём, а ночью как огненное зарево; и о путешествии Моисея и евреев к горе Господа (откуда «огненный град» пал с неба на Египет), которая дрожала под ногами, пламенела и была в клубах облачных:
«И Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её. И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал» (Исх.9:23-25)
«Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх.13:21-22, Втор.1:33)
«Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх.19:18)
«И взошёл Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало её облако шесть дней» (Исх.24:15-16)
Гипотеза Дрюса и Хана
Сотрудники Колорадского университета Карл Дрюс и Вейкинг Хан предположили, что сильный ветер мог временно разделить на две части озеро Манзала (вероятное «Чермное море» Библии, часто принимаемое в поздних переводах Библии за Красное море). Анализ археологических данных, снимков, сделанных спутником, и географических карт позволил Дрюсу и его коллегам с большой точностью вычислить, какой была глубина этого водоема 3 000 лет назад. Восточный ветер, в течение 12-ти часов дующий со скоростью 100 км/час, вероятно, мог отогнать одну часть озера к западному берегу, отодвинув другую часть вод на юг, к Нилу. Такое разделение вод позволило бы перейти озеро по широкому «проходу» (3-4 км в длину и 5 км в ширину) с илистыми берегами, образовавшемуся на его дне. «Проход» мог продержаться около четырех часов, затем воды сомкнулись снова. По мнению исследователей, в Книге Исхода, содержащей описание этого события («И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды»), речь идет не о Красном море, а о «море камышей». Ученые полагают, что местом действия стала дельта Нила.
К подобным выводам в исследованиях приходили ранее и другие учёные.
Другая группа учёных[9] в исследованиях смоделировала и показала в эксперименте на местности, что «разхождение вод» могло случится из-за сильного ветра на месте современного пляжа на севере Красного моря, где в эпоху Моисея уровень воды был на 180 метров выше. Одновременно с этим учёные научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских».
Связь с атонизмом
В 1939 году в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, принятой в Египте во время правления фараона Эхнатона. Эта религия имела черты монотеизма. Она основывалась на поклонении только одному божеству из древнеегипетского пантеона — богу Атону. Далее Фрейд предполагает, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 г. до н. э. Идея Фрейда нашла поддержу у Джозефа Кэмпбелла, а современный египтолог Ахмет Осман даже предположил, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо.
Всё же большинство современных египтологов не соглашаются отнести период Моисея к периоду, последовавшему за отменой религиозных реформ Эхнатона.