Философия Нового времени
План
Общая характеристика философии Нового времени
Ф. Бекон, Р. Декарт.
Т.Гоббс.Д.Локк
Б. Спиноза, Г. Лейбниц
Дж.Беркли, Д. Юм
Ключевые понятия
Деизм – учение, которое признаёт Бога в качестве первопричины мира.
Дуализм – принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.
Картезианство – совокупность взглядов Декарта и его последователей
Модусы – свойства.
Монада – термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.
Метод – это способ достижения цели, исследования, познания.
Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу.
Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума.
Эмпиризм – направление в теории познания признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.
Новое время толкуют в узком смысле как эпоху 17 столетия, в широком смысле - с 17 века и по настоящее время.
Речь пойдет о философии 17 века.
Это была эпоха первых крупных буржуазных революций, период становления буржуазных отношений в европейских странах, колоссальных перемен в социальной жизни, коренных преобразований в экономике, технике, изменение всей духовной жизни общества. В этот период стали складываться новые представления о человеческих ценностях, и все же, главным феноменом явилось небывалое возвышение науки, ее роли в жизни общества. Бурное развитие естествознания, особенно механико-математических наук оказало сильное влияние на развитие философии. Как никогда, особенно в борьбе со схоластикой актуализировалась проблемы методов научного познания.
С 17 века начинается становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Из общефилософских знаний в этот период в самостоятельные отрасли выделяются дисциплины: экономика, социология, политология и др.
В философии происходит разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против религии, давления и авторитета церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях науки
В процессе решения этих проблем в философии возникают два основных направления, отличавшихся различным отношением к вопросу об источнике познания: эмпиризм и рационализм.
Родоначальником материализма Нового времени становится один из крупных мыслителей Ф. Бекон (1561 – 1626 г.г.), английский политический деятель и философ. Основные философские работы: «Новый Органон», «Новая Атлантида». Эти названия не случайны и связаны с именем Аристотеля (Органон, Атлантида)
Ф. Бекон явился создателем метафизического материализма Нового времени, основателем экспериментальной науки, а также индуктивного метода научного познания и эмпирического направления в философии. Заслуга Бекона явилась в том, что он восстановил и продолжил материалистическую традицию античности, рассматривая материю, как совокупность мельчайших частиц, а природа – совокупность различных многообразных тел. Бекон исходил из единства материи и движения, при этом не ограничивался одной единственной механической формой движения, а имел в виду 19 целых подобных форм. Основное внимание в своих философских системах он уделял проблемам связанных с наукой, ее роли в жизни человека и общества, а также способствовать новым изобретениям. совершенствование метода познания – индукции. Ф. Бекон являлся родоначальником эмпирической философии, т.к. считал, что истинная философия должна строиться не на умозрении и непосредственных чувственных данных, а на целенаправленном организованном опыте, который ориентирован на открытие новых знаний улучшающих жизнь людей и увеличивающих их власть над природой. В связи с этим, Бэконом был выдвинут афоризм, который выражал всё его философское кредо: «Знание есть сила».
Заслугой английского мыслителя является разработка учения «об очищении» интеллекта с помощью индукции от врождённых и приобретённых «идолов», препятствующих движению мысли к истине.
Бекон выделилял 4 вида идолов:
1. идолы рода
2. идолы пещеры
3. идолы рынка
4. идолы театра
Первый названный идол рода означает то, что эти заблуждения носят общечеловеческий характер, связанный с ограниченностями человеческого ума и познания.
Второй идол пещеры связан с теми или иными недостатками индивидуального характера, упущениями в воспитании и образовании людей.
Третий призрак рынка или площади связан с тем, что люди часто используют разные слухи, расхожие суждения, и подчас придают словам неодинаковый смысл.
Четвертый идол театра, связан с преклонением перед авторитетами, слепым им подражаниям. Римский оратор Гораций – предшественник Бекона говорил: «Зачем я должен пользоваться чужими мыслями?»
Бекон полагал, что в процессе познания особенно природных явлений, особое значение приобретает метод познания – индукция. здесь он решительно выступил против схоластики, подчеркнув, что она богата только словами и бедна мыслями. Отдавая приоритет в исследованиях индукции, Бекон не отрицал и роли дедукции, но считал, что она имеет вторичный характер. это вовсе не означает, что он принижал роль дедукции, справедливо считая, что оба эти метода необходимы в познавательном процессе (по его мнению, человек может стоять на двух ногах).
Определив главный метод познания – индукцию, он выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Среди исследователей Б. различал - «чистые эмпирики», догматики и настоящие подлинные исследователи. Как бы для большей наглядности он уподоблял первых муравьям, которые ограничивается сбором материалов, вторых – пауку - которые все выводят из самого себя, и третьих- пчёлы- те, кто соединяют воедино достоинства первого и второго и в то время освобождаются от их недостатков - являются истиннымы исследователями. Таким образом, лучшим путём познания по Бекону, является эмпиризм, основаный на индукции.
Таким образом, Бекон явился как создателем индуктивного метода также и опытного изучения естествознания. Говоря о роли метода в познании, он говорил, что метод это светильник, который освещает дорогу путнику. Ему принадлежит и такое сравнение, даже хромой калека, который движется по разработанному маршруту скорее достигнет конечной цели, «чем лихой всадник движущийся как попало». Ф.Бекон стоял на позициях механистического материализма, т.е. природные явления рассматриваются вне развития и вне связи друг с другом.
Он делил все науки на два вида: «светоносные» и «плодоносные». Говоря современным языком, он делил их на прикладные и фундаментальные, считая необходимыми и те, и другие для прогресса общества.
Р. Декарт (1596 – 1650) - Декарт (в латинском написании Картезий) основатель философского рационализма. Заслуга Декарта в том, что он:
1. обосновал ведущую роль разума в познании
2. выдвинул учение о субстанции
3. теорию о научном методе познания.
4. стал автором теории дуализма, чем пытался примирить материализм и идеализм
Основные его труды: 1.«Начало философии», 2.«Рассуждение о методе». 3.«Правила для руководства ума». 4.»Размышление о новой философии».
Декарт являлся крупным французским философом, математиком, физиком и в целом легче указать те науки, которыми он не занимался, настолько был широк диапазон его научных изысканий. Достаточно упомянуть, что он явился основоположником аналитической геометрии – автор знаменитых декартовых координат; один из соавторов интегральных уравнений, ученый, который акцентировал относительность движения и покоя. Особое место в философии Декарта занимало учение о субстанции (той первоосновы мира, которая сама ни отчего не зависит и раскрывается самой в себе). Его учение о субстанции дуалистично. Он исходил из того, что Бог создал две сотворенные субстанции – материальную и духовную. Свойством первой является протяжение, второй – мышление. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением и делимы до бесконечности. Духовные субстанции наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств и были названы Декартом – модусами. Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д; модусами мышления – чувства, желания ощущения.
Говоря о мироздании, Декарт представлял его как огромный механический агрегат. Основным свойством выступала протяженность. Вообще Декарт – геометризировал материю, природу. Животных он представлял как механизмы, которые лишены чувств и разума, а человек отличался от них только лишь разумом. Декарт отстаивал дуалистическое представление о человеке. С одной стороны, человек обладает материальным телом, с другой бестелесной, разумной душой, существующей независимо от тела. Человек, по мнению Декарта, единственное существо, в котором соединяются и существуют две субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. И все же основное место в философии Декарта занимали проблемы познания, его возможности и границы. Пожалуй, Декарт был один из первых философов, который считал, что познание нужно начинать именно из исследования разума, и это должно стать главной проблемой всей философии. Поскольку мышление – работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. Поэтому Декарта справедливо рассматривают как основоположника рационализма.
Чувства иногда обманывают, значит, чувственные данные не могут быть приняты в качестве исходного принципа философствования.
Все должно пройти проверку разумом, все должно быть обоснованно и даже то, чему мы привычно доверяем.
Сделав ставку на разум, Декарт, оптимальным научным методом в процессе познания считал восхождение от общих и простых идей к идеям сложным. В противовес бэконовской индукции Декарт выдвинул дедукцию. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Р. Декарт обращает внимание при использовании дедуктивного метода, применять определенные правила:
первое правило ориентирует считать истинным то, что очевидно;
второе правило требует разделять сложные проблемы на простые;
третье правило предполагает мыслить, двигаясь от простого к сложному;
четвёртое правило требует строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать не единого звена в логической цепочке исследования. Достаточно пропустить единственное звено, и рушится вся цепь и становится невозможным тот вывод, ради которого он был задуман.
В свою методологию Р. Декарт вводит принцип сомнения. Сомнение направленно против слепой веры с одной стороны, а с другой стороны ориентированно на поиск наиболее достоверного и очевидного. Если Ф. Бекон ориентирует познание на опытное исследование отдельно взятых вещей, явлений мира, то Декарт в качестве исходного пункта познания принимает индивидуальный акт мышления. Само сомнение уже есть процесс мысли, а субъективно пережитый акт мышления неотделим от мыслящего существа. «Я сомневаюсь во всем, кроме того, что я существую». И в качестве исходного принцип выставляет: «Все подвергай сомнению». Но, абсолютно несомненным является суждение: «Я мыслю, следовательно существую».
Выходит, что познание должно быть направленно не от бытия к истине, а от истины к бытию, так как истина то же самое, что бытие. Истина выступает не как соответствие знания бытию, а как модель для создания соответствующего этой истине бытия.
Декарт также разработал правила нравственного поведения людей, в которых выделил особо следующие моменты:
1. Не нужно никогда думать, что ты можешь совершить (имеется в виду поведение людей, морали) что-либо исключительное, особенное
2. При принятии решений нужно действовать осмысленно, взвешенно, но после того, когда решение сложилось, нужно проявлять решительность, отказавшись от всяких колебаний
3. Воспринимайте жизнь спокойно, обдуманно, не поспешно
4. Опираясь на все три предшествующих правила старайтесь стремиться к лучшему.
Так выглядит философия Декарта. Декарт явился зачинателем новой философии – четко определил новые черты философии – выделял силу разума, разумность.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677г.г.) нидерландский философ, последователь Р.Д. и яркий представитель европейского рационализма.
Родился в Испании, переехал жить в Голландию. В 24 года он был отвергнут еврейской общиной и проклят. Всю жизнь он страдал от болезни лёгких. Эта болезнь была вызвана пылью от оптического стекла, которое ему приходилось шлифовать из-за тяжёлого материального положения Церковь его постоянно преследовала. Умер он в бедности, лёжа на голой деревянной кровати в крошечной комнатке.
Основные его работы: 1.«Этика» 2.»Богословско-теоретический трактат».
Спиноза поместил в центр своих философских размышлений проблему субстанции, теорию познания и этику, вопрос соотношения свободы и необходимости. Его трактовка о субстанции резко отличалась от Декартовой.
- существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
- природа и Бог едины – занимает позицию пантеизма;
- Бог внутри природы.
Сама же субстанция (Природа – Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств, основные из которых - мышление и протяжение, бесконечна в пространстве и времени, вечна, неподвижна.
Оба атрибута носят бесконечный характер, неотделимы от субстанции, что касается единичных, конкретных вещей, Спиноза называет их модусами и указывает на их конечный характер. Субстанция одна, модусов бесконечное множество.
Спиноза явился одним из первых философов, который попытался определить свободу в рамках необходимости. Ему принадлежит дефиниция (определение) свободы – свобода есть осознанная необходимость. Спиноза впервые осуществил попытку изложить философские проблемы геометрическим способом. Он делал это так – давал дефиницию, затем приводил аксиомы, после этого доказательства или утверждение, и в заключении приводил комментарии или доказательства. Спиноза: «Чтобы каждый из нас не делал, какой бы он не был – бессмертия у него не будет. Поэтому нечего нам размышлять о смерти. Истинный философ или человек больше думает о жизни».
Готфрид Лейбниц 1646-1716) нем. ученый-математик, юрист, -философ – считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.
Основные проблемы в его философии: проблемы субстанции и познания.
Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц счёл их несовершенными. В противовес их теориям Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положение его теории: весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а единую природу; данные субстанции называются монадами (в перев. с греч. – «единое», «единица»); монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
«голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
высшая монада – Бог.
Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.
В гносеологии Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм: все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, имеют необходимый и всеобщий характер; «истины факта» - знания, полученные эмпирическим путём (магнитное притяжение, температура кипения воды и. т. д.) данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер.
Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путём получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое – лишь вероятностный.
ЛИТЕРАТУРА
М. С. Западноевропейская философия 17 в. М.,1984. Радугин А.А. Философия. Курс лекций М., 2009.
Рассел Б. История западной философии. М.,1971.
Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М.,1964.
Хрестоматия по истории философии. В 3 ч.Ч.2 М.1997.
Контрольные вопросы
1. Дайте краткую характеристику философии Нового времени?
2. Какая идея лежит в основании эмпиризма?
3. С именем какого философа связана традиция европейского рационализма?
4. Какой метод исследования избрал Ф. Бэкон для достижения истины?
5. Какие помехи, по мнению Ф. Бэкона, существуют в процессе познания мира?
6. Что, по мнению Р. Декарта, является критерием истинности?
7. Какие правила рационального мышления Р. Декарт предлагает?
8. Какими атрибутами характеризует Б. Спиноза субстанцию?
9. Какие идеи составляют основу этики Б. Спинозы?
10. Можно ли оценивать философию Г. Лейбница как монистическую? Почему?