Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Факультет филологии и медиакоммуникаций
кафедра русской и зарубежной литературы
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_______________ …………………
«_____» ________________ 20__ г.
Рабочая программа дисциплины
« История русской литературы »
(древнерусская литература)
цикл ФГОС ВПО Б3 часть обязательная
(Б1, Б2, Б3) (обязательная, вариативная)
к следующим образовательным программам
по направлению подготовки бакалавра
Направление подготовки | Шифр направления подготовки |
филология | |
г. Омск – 2011 г.
Программа дисциплины «История русской литературы» (древнерусская литература)
Разработана:
Гриднева Л.Н. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы
(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)
Авласович С.М. аспирант кафедры русской и зарубежной литературы
(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)
Актуализирована:
Демченков С.А. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы
(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)
Программа рассмотрена и заседании кафедры (ученого совета факультета/ института)_____
_____________________________ (протокол № ______ от «_____» _____________ 20___ г.)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:
Декан филологического факультета О.С. Иссерс
(название факультета) (подпись, Ф.И.О. декана)
1. Цели освоения дисциплины:
- представить литературу русского средневековья в контексте западноевропейских и ближневосточных религиозно – философских и культурно - исторических традиций и их трансформации на русской почве;
- рассмотреть историю и специфику развития отечественной литературы X – XVII вв.
Основные задачи:
- раскрыть концептуальные положения курса, связанные с принятием и развитием христианско-православной культуры и определившие сюжетику подавляющего большинства художественных текстов, в основе которых – повествования о тайне мироздания, сотворении мира, происхождении зла, поисках добра и праведного жития, о грехе и страхе смерти, о ветхозаветном Законе и новозаветной Благодати, о догмате Троицы, об апокалипсисе;
- проследить соотношение сюжетики произведений с историческими проблемами соборной государственности.
Реализация поставленных задач осуществляется исследованием художественных текстов в единстве содержания и формы. Поэтическая специфика произведений древней Руси представляется в свете изучения:
- жанровой структуры, полифонии и видовой определенности;
- условных и безусловных формально-содержательных изобразительных приемов и средств: литературных шаблонов, объединенных понятием «литературного этикета» (Д.С. Лихачев), и отступлений от них;
- единства поэтического строя композиционных и стилистических средств;
- различных видов и способов образного воспроизведения жизни в двухмерном измерении небесного и земного;
- многообразия типов литературных персонажей, представленных в обобщенных образах человеческой индивидуальности, наиболее возможной для канонического искусства.
2. Место дисциплины в структуре ООП вуза
Для успешного овладения дисциплиной студенту необходимо изучить следующие курсы: «Устное народное творчество», «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» (для правильного понимания принципов движения литературного процесса), «Введение в литературоведение» (для грамотного владения литературоведческим понятийно-категориальным аппаратом).
Курс истории русской литературы XVIII века связан с такими дисциплинами учебного плана, как: история русской и зарубежной литературы 18 вв., отечественная и зарубежная история и философия, культурология.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Коды компетенций | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника | Средства и технологии оценивания |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА: | ||
ОК–1 ОК–6 ОК–9 | · владеть культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения · стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию, самообучению · использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности | ОК-1 Знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; - непредвзято, многомерно оценивать различные философские, научные, религиозные, общественные, идейные течения, направления и школы; Владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; - опытом участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; Пороговый уровень: Знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; Владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; ОК-6 Знает: - современные образовательные и информационные технологии - понятие и виды самооценки и уровня притязаний - возможности повышения квалификации Умеет: - оценивать роль новых знаний, навыков и компетенций в образовательной, профессиональной деятельности. - использовать современные образовательные и информационные технологии Владеет: - современными образовательными технологиями для решения профессиональных задач и саморазвития. - формами и методами самообучения и самоконтроля - методами и средствами познания. Пороговый уровень: Знает: - понятие и структуру самосознания - понятие и виды самооценки и уровня притязаний - возможности повышения квалификации Умеет: - оценивать роль новых знаний, навыков и компетенций в образовательной, профессиональной деятельности. Владеет: - методами и средствами познания. ОК-9 Знает: - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; - философские проблемы в области своей профессиональной деятельности; - специфику творческой деятельности. Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - применять категориальный аппарат философии для рефлексии современных актуальных вопросов своей социальной жизни и профессиональной деятельности; - определять конкурентность и взаимодополняемость различных концепций по отдельным мировоззренческим и научным проблемам; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; - выявлять философские проблемы в своей профессиональной деятельности; - соотносить философские проблемы своей профессиональной деятельности с общей совокупностью профессиональных задач. Владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки; - опытом участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; - опытом решения философских проблем в сфере профессиональной деятельности; - опытом творческой деятельности. Пороговый уровень: знает: - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - применять категориальный аппарат философии для рефлексии современных актуальных вопросов своей социальной жизни и профессиональной деятельности; владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем; | Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступление с докладом, экзамен |
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
ПК–1 ПК–5 ПК–8 ПК–12 ПфК–20 ПфК–21 ПфК–25 … | · демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории изучаемой литературы, филологического анализа и интерпретации текста · применять полученные знания в области истории изучаемой литературы в собственной научно-исследовательской деятельности · владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами · владеть базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов · знать литературу в ее историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемых языках · знать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом · уметь исследовать общекультурный опыт прошлого, осмыслять и анализировать культурные явления в единстве нравственного, этического и эстетического аспектов | ПК-1 Знает - основные положения, концепции и базовую терминологию истории отечественной литературы; - периодизацию литературного процесса, основные закономерности ее эволюции; - различные аспекты изучения текста; - современное состояние и новейшие достижения отечественной филологии; - тенденции формирования развивающихся филологических направлений, актуализирующих проблемы русского национального характера, ментальности и культуры; - тенденции развития смежных областей знаний. Умеет - применять теоретические основы филологической науки для интерпретации литературных фактов; - использовать теоретические знания для анализа художественного текста как литературного произведения; - ориентироваться в характере разных литературных традиций и их реализации в тексте. Владеет - методологией научного исследования; -разнонаправленными методиками анализа художественного текста в синхроническом и диахроническом аспектах. Пороговый уровень Знает основы теории и истории развития отечественной литературы, принципы и аспекты формирования новейших филологических направлений, их значение в современной коммуникативной ситуации. ПК-5 Знает -основные положения, концепции и базовую терминологию истории и теории отечественной литературы; - современное состояние и ретроспективное формирование разных направлений отечественной филологии; - библиографические источники разных направлений отечественной филологии. Умеет -обобщать достижения и опыт предшествующих исследований соответствующей области знаний; - реферировать и редактировать научные статьи для собственных научных разработок; - формулировать теоретические задачи и положения для проведения собственных научных исследований; -разрабатывать филологические темы в соответствие с выбранной научной проблематикой. Владеет - навыками сбора и систематизации материала; -методологией научного исследования; - способностью продуцировать тексты в научном изложении. Пороговый уровень Знает: - современное состояние и ретроспективное формирование направлений отечественной филологии, их библиографические источники. Умеет: Способен использовать базовые знания по специальности для ведения собственной научно-исследовательской деятельности и разрабатывать филологические темы в соответствие с выбранной научной проблематикой. ПК-8 Знает… -различия между устной и письменной публичной речью -жанровые нормы тезисов -основные требования к публичным выступлениям - правила научного этикета - правила слушания Умеет… -написать тезисы доклада -построить выступление логично, ясно, доказательно -уложиться в определенное регламентом время -настроиться на критическое (аналитическое) слушание других -не отклоняться от проблематики исследования -делать презентации докладов с использованием мультимедийных средств -корректно и четко формулировать вопросы Владеет … -жанровыми нормами научных тезисов -навыками устных публичных выступлений -навыками участия в дискуссиях -опытом презентаций материалов Пороговый уровень: Знает: - основные правила письменных, устных, виртуальных коммуникаций в научной сфере Умеет: - построить доклад, выделить главное в своем и чужлм выступлении; сформулировать вопрос и ответ на вопрос; корректно выразить согласие и несогласие Владеет: - основными навыками публичного научного общения ПК-12 Знает: -стилистические и жанровые нормы текстов делового, научного стилей; - речевые клише текстов научного и делового стиля Умеет… -создавать тексты делового и научного стиля на основе стандартных методик и действующих нормативов Владеет… -основными правилами создания текстов разных стилей и жанров Пороговый уровень: Знает жанровые и стилистические нормы текстов разных типов. Умеет составить связный, целостный, информативный, завершенный текст делового и научного стиля. Владеет навыками составления текстов разных типов ПфК-20 Знает: - литературные тексты, этапы развития русской литературы, научную терминологию, специфику художественной литературы, систему литературных жанров и их поэтику Умеет: - определять жанровую природу любого литературного текста, различать и применять на практике разные виды анализа художественных текстов Владеет: - всеми формами анализа художественных текстов Пороговый уровень: Знание системы литературных жанров, их поэтики; владение различными методами анализа художественных текстов. ПфК-21 Знает: - важнейшие этапы развития европейского литературного процесса; - отличительные признаки главных общеевропейских художественных систем; - особенности строения художественного произведения, отдельных уровней его организации; - основные стиле- и жанрообразующие факторы; Умеет: - анализировать художественное произведение с учетом его историко-культурного контекста и национальной специфики; -на основе художественных особенностей произведения определять его принадлежность к той или иной художественной системе (направлению, течению, школе); - выявлять жанрово-стилевое своеобразие художественного произведения; Владеет: - навыками литературоведческого анализа художественного произведения; - теоретико-литературной терминологией Пороговый уровень: Знает особенности строения художественного произведения, отличительные признаки художественных систем. Умеет анализировать художественное произведение с учетом его культурно-исторической и национальной специфики Владеет навыками литературоведческого анализа художественного произведения ПфК-25 Знает: разные типы сознания и культуры; особенности созидательных форм культуры; вещественную, нравственную и социальную стороны бытового поведения; Умеет: определить смысл понятий «культурная эпоха», цивилизация и культура, духовность; интерпретировать события, факты культурной жизни; применять полученные знания о традициях, принципах поведения в профессиональных ситуациях и в современных условиях. Владеет: терминологией, опытом анализа и синтеза, систематизации полученных знаний, работы со справочной и научной литературой Пороговый уровень понимание уникальности духовной жизни России | Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступление с докладом, экзамен |
Критерии оценки знаний студентов
Максимально возможное количество набранных баллов – 100.
Максимально возможное количество набранных баллов и критерии оценки по видам деятельности:
1. Посещение лекций и практических занятий – 25 баллов (15 лекций, 10 практических занятий по 1 баллу).
Обязательным условием является наличие конспектов лекций / литературы к практическим занятиям. В случае пропуска лекции по уважительной причине студент может взять у преподавателя список литературы для конспектирования по данной теме.
· Конспекты, полно и содержательно отражающие материал лекции / научной работы – 1 балл.
· Конспекты, с достаточной полнотой отражающие материал лекции / научной работы, но содержащие не все сведения, необходимые для исчерпывающего освоения темы – 0,5 балла.
· Отсутствие конспектов; конспекты, поверхностно отражающие материал лекции / научной работы, не содержащие необходимого минимума сведений, требующихся для освоения темы – 0 баллов.
2. Работа на практических занятиях – 25 баллов (10 практических занятий по 2,5 балла).
· Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 2,5 балла.
· Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 2 балла.
· Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 1,5 балла.
· Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения; дополнение к чужому ответу – 1 балл.
· Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 0,5 балла.
· Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.
3. Выступление с докладом – 4 балла.
В ходе изучения дисциплины студент может выступить только с одним докладом. Темы докладов – см. в планах практических занятий. Допускается совместная подготовка докладов (в группах не более 3-х человек).
· Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в том случае, если это предполагается темой доклада); докладчик уверенно и грамотно отвечает на вопросы аудитории – 4 балла.
· Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада); докладчик допускает отдельные неточности при ответах на вопросы аудитории, его ответы не всегда отличаются достаточной полнотой – 3 балла.
· Доклад, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий фактические неточности и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает несущественные фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, его ответы не отличаются достаточной полнотой – 2 балла.
· Доклад, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание докладчиком содержания анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает грубые фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, дает ответы, слабо соотносящиеся с заданным вопросом – 1 балл.
· Представлен конспект доклада либо выступление представляет собой чтение конспекта – 0,5 балла.
· Отсутствие доклада – 0 баллов.
4. Проверка знания текстов – 16 баллов.
Обязательные для изучения художественные произведения разбиты на 8 блоков, по числу практических занятий. Первые 10 минут каждого практического занятия отводятся на написание небольшой проверочной работы. В работе 2 вопроса на знание текстов, предполагающих короткий (2-5 предложений) ответ. По окончании проверочной работы студенты сдают листы ответа преподавателю. Результаты проверки объявляются на следующем занятии. В случае пропуска занятий по уважительной причине студент имеет право выполнить пропущенные проверочные работы в часы индивидуальных консультаций.
· Полный, содержательный ответ на оба вопроса – 2 балла.
· Полный, содержательный ответ на один вопрос и частичный ответ на второй или 1-3 мелких, несущественных неточностей при ответе на оба вопроса – 1,5 балла.
· Полный, содержательный ответ только на один вопрос или частичный ответ на оба вопроса, или 1-2 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 1 балл.
· Частичный ответ на один вопрос или 3-4 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 0,5 балла.
· Отсутствие ответа; неверный ответ; 5 и более фактических ошибок – 0 баллов.
5. Экзамен – 30 баллов.
· Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 30 баллов.
· Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 24 балла.
· Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 18 баллов.
· Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 12 баллов.
· Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 6 баллов.
· Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.
Курс считается успешно освоенным, если студент набрал 60 баллов и более.
4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)
Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы; 108 часов. 2-й семестр.
Раздел дисциплины, содержание | Объем часов (по видам работы) | ||||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | ||||||||
Всего | в том числе | Всего | в том числе | ||||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация | Курсовая работа (проект) | Индивидуальные задания | Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену | |||
1. Вводные лекция | |||||||||
2. Поэтика древней русской литературы. | |||||||||
3. Литература Киевской Руси. | |||||||||
4. Житийная литература Киевского периода. | |||||||||
5. Литература периода феодальной раздробленности | |||||||||
6. Повести о монголо-татарском нашествии. | |||||||||
7. Литература эмоционально-экспрессивного стиля | |||||||||
8. Литература начала формирования централизованного государства. | |||||||||
9. Публицистика Ивана Грозного и Андрея Курбского. | |||||||||
10. Обобщающие произведения эпохи централизованного московского государства | |||||||||
11. Литература первой половины XVII века | |||||||||
12. Понятие раскола XVII века. | |||||||||
13. Личность и творчество Аввакума Петрова. | |||||||||
14. Бытовая повесть XVII в. | |||||||||
15. Русский театр и драматургия в XVIIв. | |||||||||
16. Русское стихотворство XVII в. | |||||||||
17. Русская демократическая сатира | |||||||||
18. Проверка знания текстов | |||||||||
Итого |
Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен.
5. Содержание дисциплины
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Вводные лекция.
Содержание и построение курса (периодизация). Проблема историзма курса. Концепция: христоцентричность и государственная соборность. Преемственность (трансплантация) византийских традиций и самобытность отечественной литературы.
2. Поэтика древней русской литературы.
Понятие стиля эпохи, литературного жанра и его эволюции. Основные положения учения Д.С. Лихачева о поэтике. Нравственные идеалы в древней Руси, их воплощение в образе человека. Эволюция образа человека от «лика» к личности. Об условности прямолинейного изображения, эволюция условности.
3.Литература Киевской Руси.
«Повесть временных лет». Гипотеза о происхождении памятника. Состав, жанр, композиция, проблемы времени и пространства, стиль монументального историзма. Литературный этикет.
4. Житийная литература Киевского периода.
Жанр жития. Борисоглебский цикл агиографических текстов. Политические и духовные тенденции текстов, историзм повествования. «Житие Феодосия Печерского» - канонический образец агиографии.
5. Литература периода феодальной раздробленности.
«Слово о полку Игореве» в контексте времени его создания. Основные проблемы его изучения (в христианском, мифологическом, фольклорном аспектах). Проблемы жанра и поэтики.
6. Повести о монголо-татарском нашествии.
Жанр воинской повести. «Повесть о нашествии Батыя на Рязань». Проблема воинского подвига. Групповой потрет рязанских князей. Драматизм повествования, публицистическая идея. Каноническая стилистика.
7. Литература эмоционально-экспрессивного стиля.
Предвозрожденческие настроения в древнерусской литературе. Стиль монументального историзма и эмоционально-экспрессивный. Интерес ко внутреннему миру человека. «Хожение» Афанасия Никитина как первый прообраз дневникового жанра. Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Плетение словес.
8. Литература начала формирования централизованного государства.
Публицистика Ивана Пересветова. «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмет-Салтане». Программа реформирования власти. Символический смысл повествования.
9. Публицистика Ивана Грозного и Андрея Курбского.
Жанры публицистики XVIв. Проблема царской власти и личности. Стилистическое своеобразие писем Грозного и Курбского.
10. Обобщающие произведения эпохи централизованного московского государства.
«Великие Четьи-Минеи», «Сказание о князьях Владимирских», «Домострой» и другие произведения. Идея «Москва – третий Рим».
11. Литература первой половины XVII века.
Эпоха Смуты. Понятие Смуты в исторических, религиозно-философских, литературоведческих исследованиях. Эволюция агиографической литературы. «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Юлиании Лазаревской».
12.Понятие раскола XVII века.
Старообрядческая литература. Еретические движения.
13. Личность и творчество Аввакума Петрова.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Проблема жанра, синкретизм. Исповедальное и проповедническое начала. Психологизм, бытописание. Новаторство.
14. Бытовая повесть XVII в.
«Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове». Проблемы отцов и детей, греха и покаяния, Пути и Дома.
15. Русский театр и драматургия в XVII в.
Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого.
16. Русское стихотворство XVII в.
Досиллабические и силлабические стихи. Проблема барокко в русской литературе.
17. Силлабическая поэзия Симеона Полоцкого.
Жанровое разнообразие виршей: «панегирики», «подобия», «образы», «присловия», «толкования», «епитафия», «образов увещевания», «подписания», «повести», «обличения» в сборниках «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». Сатирические зарисовки, противопоставление идеала и действительности.
18. Проверка знания текстов.
Итоговое практическое занятие. Письменная проверочная работа на знание художественных произведений, предложенных для обязательного изучения.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1.
БИБЛИЯ И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
План занятия.
1. Состав и структура Священного Писания в католической и православной традиции.
2. Церковнославянский извод Библии. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. Переводы Библии на современный русский язык.
3. Библия и древнерусская литература.
4. Проблема Бога и человека в «Книге Иова»:
a) особенности древнееврейского тонического стихосложения;
b) время создания поэмы, вопросы авторства;
c) богоборчество или примирение с Богом? Проблема теодицеи в «Книге Иова»;
d) композиция, язык и стиль поэмы.
Литература
Тексты
1. Книга Иова // Библия. Синодальный перевод.
2. Книга Иова / Пер. с древнееврейск. С. Аверинцева // Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973.
Рижский М. И. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991.
Исследования
1. Аверинцев С. С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 9 Т. Т.1. М., 1983.
2. Библейские исследования /Сб. ст. М., 1997.
3. Большой путеводитель по Библии. М., 1993.
4. Вевюрко Т. Метрика архаической израильской поэзии // Библия: литературные и лингвистические исследования. Вып. 1. М., 1998.
5. Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. М., 1996.
6. Гальбиатти Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии: Ветхий Завет. М., 1995.
7. Гече Г. Библейские истории. М., 1990.
8. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.
9. Кусков В. В. Роль православия в становлении и развитии древнерусской культуры // Освобождение от догм / Сб. ст. М., 1997. Т. 1.
10. Мень А. Мировая духовная культура, христианство, церковь. Лекции и беседы. М., 1995 или Мень А. Библия и русская литература // Наука и религия, № 1-2, 1994.
11. Рижский М. И. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991 или Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. М., 1992.
12. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 Т. М., 1993 – 1995 (статьи «Библия», «Библейские переводы», «Иов», «Кирилл и Мефодий»).
13. Честертон Г. К. Книга Иова // Мир Библии, №1, 1993.
14. Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.
Практическое занятие № 2.