==38
ПРИМЕЧАНИЯ
к Хронологической Таблице, в которой подготовляется материал *
А. Эта Хронологическая Таблица показывает нам Мир Древних Наций. Со Всемирного Потопа он совершает круг от Евреев через Халдеев, Скифов, Финикиян, Египтян, Греков и Римлян до их Второй Пунической Войны. Здесь появляются знаменитейшие люди и деяния, отнесенные к известному времени и к известным местам общиной Ученых. Эти люди и деяния были или не в те времена и не в тех местах, куда их обычно относят, или вообще не существовали на свете, и из длительной и глубочайшей тьмы, где они были погребены, выступают выдающиеся люди и славные деяния, а посредством их и с ними наступали величайшие моменты дел человеческих. Все это показано в настоящих Примечаниях, чтобы стало понятно, насколько Основания Культуры Наций недостоверны, неопределенны, недостаточны и пусты".
Словом, она представляет собою полную противоположность "Хронологическому Канону" Египтян, Евреев и Греков Джона Маршама, который хочет доказать, что Египтяне в отношении Политического строя и Религии опередили все Нации Мира и что их священные обряды и гражданские установления, перенесенные к другим народам, были с некоторыми изменениями восприняты Евреями.
В этом мнении за ним последовал Спенсер в своей диссертации "Об Уриме и Туммиме", где он полагает, что Израиль-
В издании 1730 г. за фронтисписом стояло: Выборка из Примечаний и из Произведения об общей Природе Наций, в высшей степени сжатая, сведенная к единству и приуроченная главным образом к Открытию Истинного Гомера30. — Там же в заглавии: Хронологическая Таблица, содержащая обсуждаемый этой Наукой материал и показывающая его крайнюю недостоверность, ошибочность, недостаточность и пустоту.
а Таким образом, эта Таблица с Примечаниями представляет материал данной науки со всеми его особенностями, т. е. недостоверностью, бесформенностью, недостаточностью и пустотой.
==39
Книга первая
тяне усвоили от Египтян всю Науку о Божественных Вещах через посредство Священной Каббалы. Наконец, к Маршаму присоединился Хёрниус в "Древностях Варварской Философии", где (в книге, озаглавленной "Chaldaicus") он пишет, что Моисей, научившись Науке о Божественных Вещах у Египтян, перенес ее в своих законах к Евреям. Против этого выступил Германн Витсиус в Произведении, озаглавленном "Aegyptiaca sive de Aeguptiacorum Sacrorum cum Hebraicis Collatione"; он полагает, что первым языческим автором, давшим нам первые достоверные сведения о Египтянах, был Дион Кассий, живший во времена Марка Антония Философа. Его могут опровергнуть "Анналы" Тацита31, где тот рассказывает, что Германик, побывав на Востоке, отправился в Египет, чтобы посмотреть знаменитые древности Фив, и там одному из местных жрецов приказал объяснить себе иероглифы, написанные на некоторых плотинах; тот хвастливо сообщил ему, что эти знаки сохранили память о беспредельном могуществе их царя Рамзеса в Африке и на Востоке вплоть до Малой Азии, равном Римскому могуществу тех времен, когда оно было наибольшим; об этом месте Витсиус молчит, может быть потому, что оно ему противоречит".
Несомненно однако, что такая беспредельная древность не принесла значительных плодов Тайной Мудрости32 материковым Египтянам, так как во времена Климента Александрийского, как он рассказывает в "Строматах", среди них были распространены книги, называемые Жреческими, в числе сорока двух; в Философии и Астрономии они содержали величайшие ошибки, за которые Страбон часто высмеивал Херемона, учителя Святого Дионисия Ареопагита; вопросы медицины в книгах Галена "De Medicina Mercurial!" оказываются болтовней и явным обманом; Мораль была развратной, она делала не только терпимыми и разрешенными, но даже почетными публичных женщин; Теология была полна суеверий, шарлатанства и колдовства. Величие же их плотин и пирамид могло быть порождено варварством, которое особенно ценит величину; поэтому Скульптуру и Ювелирное искусство Египтян и теперь еще винят в чрезвычайной грубости, так как тонкость есть плод Философских наук; а потому только одна Греция — нация Философов — заблистала всеми изящными искусствами, когда-либо открытыми человеческим гением: Живописью, Скульптурой, Литейным
а но это мнимое величие Египтян будет немногим ниже опровергнуто нами в Примечании к Псамметиху.
К оглавлению
==40
Примечания к Хронологической Таблице
искусством. Искусством резьбы; они особенно тонки, так как должны абстрагировать поверхность тел, которым они подражают.
Вознеслась до звезд эта Древняя Мудрость Египтян тогда, когда Александр Великий основал у них на море Александрию. Соединив в себе Африканскую остроту с Греческой тонкостью, она породила знаменитых в Божественных вещах Философов; благодаря им она достигла такого блеска в высоком божественном знании, что впоследствии Александрийский Музей прославлялся, так же как до этого Академия, Лицеи, Стоя и Киносарг33 в Афинах. Александрия была прозвана Матерью Наук, и за такое превосходство Греки ее называли ПоХк;, как "Аоти — Афины, Urbs — Рим34. Она же породила Манета, или Манетона, верховного египетского первосвященника, который свел всю Египетскую Историю к возвышенной естественной Теологии, совершенно так же, как раньше это сделали греческие Философы со своими Мифами; последние, как это будет здесь показано, были их древнейшими Историями. Отсюда становится понятным, что с греческими Мифами случилось то же самое, что и с египетскими Иероглифами*1.
При такой пышности высокого знания Нация, тщеславная по своей природе (над этим смеялись — gloriae animalia35), в городе, который был огромным рынком Средиземного Моря, а также Красного Моря, Океана и Индий, среди своих позорных обычаев, рассказанных Тацитом в одном золотом месте, — novarum religionum avida 36, — под влиянием предвзятого мнения о своей необычайной Древности (которой они напрасно гордились перед всеми другими Нациями Мира, равно как своим старинным господством над большей частью мира), так как им было неизвестно, что среди Язычников, даже если народы ничего не знают друг о друге, порознь возникают единообразные представления о Богах и о Героях (в дальнейшем это будет показано полностью), — в силу всего этого, говорю я, Египтяне утверждали, что именно из Египта произошли все те рассеянные по остальному Миру ложные Божества, о которых они слышали от наций, съезжавшихся сюда с торговых побережий; что их Юпитер-Аммон был самым древним из всех (причем каждая из языческих наций имела по одному Юпитеру) и что Геркулесы всех других наций (Варрон добавляет, что насчитал
а И об этом следует помнить, где бы ни обсуждалась наша мифология, в частности — в Открытии Истинного Гомера.
==41
Книга первая
их до сорока) заимствовали свое имя от их Египетского Геркулеса, как о том и о другом рассказано нам Тацитом37. Однако при всем этом Диодор Сицилийский, живший во времена Августа и отзывавшийся о Египтянах с большой похвалой, отводит им древность только в две тысячи лет; отзывы его опроверг Жак Каппель в своей "Священной и Египетской Истории"; он считает Египтян такими же, какими еще раньше Ксенофонт описывал Кира и (прибавим мы) какими зачастую Платон представляет себе Персов. Наконец, все то, что относится к мнимой высочайшей древней мудрости Египтян, подтверждается Лицемерием "Поймандра", выданным за Герметическое Учение. Казобон показал, что последнее не содержит в себе мудрости более древней, чем мудрость Платоников, и притом истолкованной в тех же самых словах; в остальном же, по суждению Сальмазиуса, это было бесформенным и плохо слаженным собранием разных разностей®.
Внушено было Египтянам это ложное представление об их великой древности бесконечностью, свойственной человеческому Уму; в силу этого свойства Ум часто считает неизвестное ему неизмеримо превосходящим то, что существует в действительности. Поэтому Египтяне были в этом похожи на Китайцев, которые выросли в огромную нацию, замкнувшись от всех иностранных наций, как это было с Египтянами до Псамметиха и со Скифами до Идантуры; о последних идет Народное Предание, что они были еще древнее Египтян. Для этого Народного Предания необходим был какой-либо повод, откуда могла бы начаться Всеобщая Светская История; поэтому и Юстин предпосылает, как государей, предшествовавших Ассирийской Монархии, двух могущественнейших царей — Скифского Танаиса и Египетского Сезостриса; они до сих пор заставляли мир казаться более древним, чем он есть на самом деле: сначала будто бы Танаис через Восток отправился с огромнейшим войском покорять Египет, по природе очень трудно проходимый для армий, а потом Сезострис с такими же силами пошел покорять Скифию, хотя она была неизвестна даже Персам (которые распространили свою Монархию за границы монархии Мидян, своих соседей) до времени Дария, прозванного великим, объявившего Скифскому царю Идантуре войну; последний оказывается еще таким варваром во времена просвещен-
аПоэтому, когда Греки думали приобрести мнимую славу, приписывая древнейшее иностранное происхождение своей мудрости, то они теряли истинные заслуги.
==42
Примечания к Хронологической Таблице
нейшей Персии, что отвечает Дарию пятью реальными словами в виде пяти тел, так как не умеет писать даже иероглифами38. И эти два могущественнейшие Царя, пересекая с двумя громаднейшими армиями Азию, не делают ее провинцией ни Скифии, ни Египта и оставляют ее настолько свободной, что там впоследствии возникает первая из четырех наиболее знаменитых монархий мира, именно, Ассирийская!
Может быть, поэтому в такую распрю Древности не преминули вступить Халдеи, также материковая нация и, как мы покажем, более древняя, чем две другие; они напрасно приписывали себе то преимущество, что сохранили Астрономические Наблюдения примерно за двадцать восемь тысяч лет; может быть, это дало повод Иосифу Флавию Еврею ошибочно верить в допотопные наблюдения, записанные на двух колоннах — мраморной и кирпичной, возвышающихся вопреки двум Потопам, причем сам он будто бы видел в Сирии мраморную колонну. Можем ли мы предполагать, что столь важным казалось древним нациям сохранить астрономические воспоминания, тогда как смысл этого был совершенно мертв для наций, появившихся сейчас же после них! Поэтому такую колонну следует поместить в Музей Легковерия. Но Китайцы так же, оказывается, пишут иероглифами, как в древности Египтяне, а еще раньше Египтян Скифы, которые даже не умели их написать. И так как в течение многих тысяч лет они не имели торговых сношений с другими нациями, откуда они могли бы получить сведения об истинной древности мира, то они подобны человеку, которого спящим запрут в очень маленькую комнату и который от страха перед темнотою представит себе значительно большим то, чего можно коснуться руками; то же самое сделал мрак их Хронологии с Китайцами, Египтянами, а также и с Халдеями. Однако, хотя Иезуит отец Микель ди Руджери утверждает, что читал книги, отпечатанные до пришествия Иисуса Христа, и хотя отец Мартини, также Иезуит, в своей "Истории Китая" повествует об огромнейшей древности Конфуция, которая привела многих к Атеизму (по сообщению Мартина Скооккиуса в "Demonstratio Diluvii Universalis"), например Исаака Пейрера, автора "Истории до Адама" (он, может быть, именно поэтому отошел от католической Веры и писал, что потоп распространился лишь на землю одних Евреев), все же Никола Триго, осведомленный лучше Руджери и Мартини, в своей "Christiana Expeditio apud Sinas" пишет, что печатание у Китайцев было изобретено
==43
Книга первая
не более чем на два столетия раньше Европейцев, и что Конфуций жил не больше чем за пятьсот лет до Иисуса Христа. Конфуцианская Философия (как и Египетские Жреческие Книги) в небольшом Количестве разбираемых в ней вопросов природы груба и неуклюжа и почти целиком сводится к Народной Морали, т. е. Морали, предписываемой этим народам законами®.
С такого рассуждения о неправильном представлении, существовавшем у всех языческих наций, и прежде всего у Египтян, об их Древности должно начинаться все Познание Язычества, чтобы достоверно знать важное основание — где и когда появились первые начатки язычества на свете — и чтобы помогать также и человеческими соображениями всему тому, во что верит Христианство. Это знание начинается с установления того, что первым народом Мира был Еврейский народ, родоначальник которого Адам был создан истинным Богом одновременно с сотворением Мира. И первая наука, которой нужно научиться, — это Мифология, т. е. истолкование Мифов, ибо мы увидим, что начала всякой языческой истории мифичны и что Мифы были первыми Историями Языческих Наций. Именно таким методом нужно отыскивать начала как Наций, так и Наук, порожденных этими нациями, и не иначе, как это будет показано во всем настоящем Произведении; зачатки наук лежат в общественной необходимости или полезности для народов, но впоследствии они усовершенствовались от того, что к ним присоединилась рефлексия выдающихся по остроте ума людей. И здесь должна получить начало Всеобщая История, у которой по словам всех ученых отсутствуют Основания.
В осуществлении этого нам сильно поможет Древность Египтян, так как от нее сохранились два великих обломка, не менее удивительных, чем пирамиды. Это — две следующие филологические истины. Первая из них рассказана Геродотом39: Египтяне все Время Мира, протекшее до них, сводили к трем векам: первому — веку богов, второму — веку героев, третьему — веку людей. Вторая — что соответственно числу и порядку всего времени говорили на трех языках: на первом — иероглифическом, т. е. посредством священных знаков, на втором — символическом, т. е. посредством
" Поэтому Конфуций был для Китайцев тем же, чем (как мы сейчас же увидим) Зороастр был для Азиатов, Анахарсис для Скифов, Трисмегист для Египтян, Орфей для Греков: они были основателями упомянутых наций и впоследствии считались Философами.
==44
Примечания к Хронологической Таблице
героических характеров, на третьем — писанном, т. е. посредством знаков, установленных народным соглашением (по сообщению Шеффера, "De Philosophia Italica"). Такому делению Времен, должны мы сказать, не не умел, а не желал следовать Марк Теренций Варрон, так как он за свою исключительную эрудицию заслужил похвальное прозвище ученейшего из Римлян в их наиболее просвещенные времена (то были времена Цицерона); ведь он, может быть, нашел применительно к Риму то, что, согласно настоящим Основаниям, окажется истиной применительно ко всем Древним Нациям, т. е. что все римское божеское и человеческое зародились в Лациуме; поэтому он старался дать всем им латинское Происхождение в своем великом произведении "De Rerum Divinarum et Humanarum", которого нас лишило несправедливое время (значит, Варрон не верил в Миф, будто Законы XII Таблиц пришли в Рим из Афин!); он делил все времена Мира на три, а именно: Темное Время — это век Богов, затем Баснословное Время — это век Героев и, наконец, Историческое Время — это век людей, как говорили Египтяне.
Кроме того. Древность Египтян поможет нам двумя тщеславными воспоминаниями, относящимися к тому тщеславию Наций, которое подметил Диодор Сицилийский, а именно: будь Нации варварскими или человеческими, каждая из них считала, что она — самая древняя из всех и что именно она сохраняет свои воспоминания от самого начала мира (мы же увидим, что последнее было привилегией Евреев). Из этих двух тщеславных воспоминаний одно, как мы видели, состояло в том, что Египетский Юпитер-Аммон считался старше всех других Юпитеров на свете; второе — в том, что все другие Геркулесы других наций заимствовали свое имя от их Египетского Геркулеса. Значит, у всех наций сначала протекает век богов, царем которых по всеобщим верованиям является Юпитер, а потом — век героев, которые считались сыновьями богов и величайшим из которых считался Геркулес.
В. Первый Столбец отведен для Евреев", они, по авторитетнейшему свидетельству Иосифа Флавия Еврея и Лактанция Фирмиана, жили неизвестными для всех других языческих наций; и однако они точно исчисляли Счет протекших
а к нашим филологическим доказательствам (их приводится так много в настоящем Произведении, что разрастается число и Примечаний) в настоящих Книгах присоединится новое, которое стоит всех других; также и по человеческим убеждениям Еврейский народ был первым народом мира.
==45
Книга первая
Времен Мира; этот счет ныне наиболее строгими Критиками принимается за истинный согласно исчислению Филона Иудея; и хотя его подсчет отличается от исчислений Евсевия, все же разница составляет всего тысячу пятьсот лет, а это — очень короткий промежуток по сравнению с тем, насколько искажали счет Халдеи, Скифы, Египтяне и до сих пор искажают Китайцы. Это должно быть непобедимым аргументом в пользу того, что Евреи были первым народом нашего мира и что они доподлинно сохранили свои воспоминания в Священной Истории от самого основания мира39 bls.
С. Вторая колонна отводится для Халдеев, так как в Географии доказывается, что в Ассирии существовала Монархия более Материковая, чем весь обитаемый мир, и так как в настоящем Произведении доказывается, что сначала расселяются материковые нации, а потом приморские. Несомненно, Халдеи были Первыми Мудрецами Язычества; за первого из них общиной Филологов принимается Халдей Зороастр, и без какой-либо натяжки Всеобщая История начинается с Монархии Ассирийцев"; образование ее должно было начаться с Племени Халдеев; разросшись из него в огромнейшее тело, оно перешло в нацию Ассирийцев при Нине; последний основал там эту Монархию, но не посредством племени, приведенного сюда извне, а посредством племени, зародившегося внутри самой Халдеи; вместе с ним он уничтожил название "халдеи" и ввел название "ассирийцы"; последние были плебеями этой нации, и их силами Нин сделался Монархом; в настоящем Произведении будет показан этот почти всеобщий гражданский обычай, например, несомненно, Римский. Эта же История рассказывает нам, что Зороастр был убит Нином; смысл этого высказывания, как мы найдем, на героическом языке тот, что аристократическое Царство Халдеев, героическим характером которых был Зороастр, было разрушено посредством народной свободы плебеями этого племени; мы увидим, что в героические времена плебеи составляли особую нацию, отличную от благородных, и что в интересах этой нации Нин был сделан Монархом. В противном случае, если бы дело обстояло не так, должно было бы появиться то чудовище Хронологии в Истории Ассирии, будто за жизнь одного единственного человека, т. е. Зороастра, Халдея могла быть вознесена от беззаконных кочевников до такой величайшей империи, что
а и история, так как она не знает этих наших оснований, не видит, что образование такой Монархии должно было начаться и т. д.
==46
Примечания к Хронологической Таблице
Нин смог основать громаднейшую Монархию. Без наших Оснований, благодаря которым Нин дает нам первые начатки всеобщей Истории, Монархия Ассирии до сих пор казалась зародившейся, как лягушка от летнего дождя, совершенно внезапно.
D. Третья Колонна заложена для Скифов", победивших Египтян в споре за древность, как это только что рассказало нам Народное Предание.
Е. Четвертая Колонна устанавливается для Финикиян, прежде Египтян, к которым Финикияне от Халдеев перенесли практику употребления квадранта и науку определения высоты полюса6, как гласит народное предание; вскоре мы покажем, что они перенесли также и народные буквы.
F. В силу всего рассмотренного выше Египтяне, которых Маршам в своем "Каноне" хочет сделать самой древней из всех наций, заслуживают пятое место в настоящей Хронологической Таблице.
G. Зороастр, как это обнаруживается в настоящем Произведении, был Поэтическим Характером Основателей Народов на Востоке; поэтому столько же Зороастров рассеяно по этой огромной части Мира, сколько существует Геркулесов на другой, противоположной, т. е. Западной части"; и, может быть, те Геркулесы, которых с точки зрения Западного человека наблюдал Варрон также и в Азии, как, например, Тирского и Финикийского, для Восточных людей должны быть Зороастрами. Но тщеславие ученых, которые хотят, чтобы то, что они делают, было столь же древним, как мир, создало из него выдающегося человека, преисполненного высочайшей Тайной Мудрости, и навязало ему Философские Оракулы1'; последние только выдают за старое совсем новое
а теперь называемыми Татарами Перекопского хана40; по народному Преданию, хранимому Филологами в Сокровищнице Древности, существовала древняя распря между Египтянами и Скифами, причем последние над первыми одержали победу.
6 к этому народному Преданию, принимаемому всеми Филологами, присоединяются непобедимые доводы нашей Науки, более прочные, чем те доводы, которые высказывает Витсиус против столь же тщеславной, сколь мнимой Древности Египтян.
в однако первым из всех них был Халдейский, раз мы допустили, что Халдейская нация была первой во всем Язычестве. Но тщеславие и т. д.
г безрассудно придерживаясь двух народных преданий: во-первых, что Зороастр был мудрецом (но под этим нужно понимать ту народную мудрость, посредством которой основывались народы); во-вторых — что Оракулы — это наиболее древнее из всего того, что рассказано нам этой древностью (но под этим нужно разуметь Оракулов-Предсказывателей, а не Философов). И на самом деле такие оракулы Зороастра только выдают и т. д.
==47
Книга первая
учение, т. е. учение Пифагорейцев и Платоников. Однако тщеславие ученых на этом не останавливается; оно раздувается еще больше, выдумывая Преемственность Школ у Наций: будто Зороастр учил Бероса в Халдее, Берос — Меркурия Трисмегиста в Египте, Меркурий Трисмегист — Атланта в Эфиопии, Атлант — Орфея во Фракии, и, наконец, будто Орфей основал свою школу в Греции. Немногим ниже мы увидим, так ли легки были эти длинные путешествия у первых наций: из-за своего недавнего лесного происхождения они повсюду жили неизвестными даже для своих собственных соседей и узнавали друг друга только по случаю войны или по причине торговых сношений®.
О Халдеях же сами Филологи, ошеломленные различными собранными ими Народными Преданиями, не знают, были ли они отдельными людьми, или целыми семьями, или народом, или нацией. Все эти сомнения будут разрешены настоящими Основаниями: сначала Халдеи были отдельными людьми, потом — целыми семьями, затем — народом и, наконец, большой нацией, на основе которой была заложена Монархия Ассирийцев. Знание же их началось с Народного Предсказания, посредством которого они гадали о будущем по полету падающих ночью звезд; потом оно заключалось в предсказательной Астрологии, и, например, у Латинян Астролог-предсказатель продолжал называться Chaldaeus6.
Н. Я п е т, от которого происходят Гиганты. — Будет показано Физической Историей, извлеченной из греческих Мифов, и доказательствами как Физическими, так и Моральными, найденными в Гражданской Истории, что Гиганты существовали в природе у всех первых языческих наций.
а Отсюда, однако, становится понятным, как пыл фантазии настолько разогрел тщеславие ученых в голове Самуила Рейера ("De Mathesi Mosaica"), что в его представлении Вавилонская Башня была воздвигнута для наблюдения звезд; это должно идти в ряд с тем, что рассказывает Аристотель41, может быть, для того, чтобы приравнять к занятным рассказам чудеса своих книг "О Небе" (если они действительно его): будто его зять Каллисфен прислал ему астрономические наблюдения, произведенные Халдеями за тысячу девятьсот три года до его времени; возвращаясь вспять, они доходили до того времени, когда еще возвышалась эта башня.
6 вместо Астролога-предсказателя. Поэтому мы поместили Зороастра рядом с Япетом (Яфетом), так как это был характер из расы Сима, постепенно перешедшей от истинной Религии к Идолопоклонству, на чем было заложено царство Немрода.
==48
Примечания к Хронологической Таблице
I. Н е м р о д, или смешение Языков". — Оно происходило чудесным образом: будто внезапно образовалось множество различных наречий; вместо такого смешения языков Отцы Церкви хотят, чтобы чистота Священного Допотопного Языка утрачивалась постепенно; это следует разуметь применительно к языкам народов Востока, где Сим распространил род человеческий. Но с нациями всего остального мира дело должно было происходить иначе, так как расы Хама и Яфета затерялись в огромном лесу земли в двухстолетнем зверином блуждании, и такими одинокими скитальцами они порождали детей и воспитывали их по-звериному, без какого-либо человеческого обычая и без какой-либо человеческой речи, и в состоянии диких животных: и именно столько времени должно было протечь, чтобы земля, высыхая от
а Согласно нашим Основаниям оказывается, что оно произошло в потомстве Сима в мире Восточной Азии, но имело иное происхождение, чем различие языков в расах, уже образовавшихся и рассеянных по Северной Азии, а оттуда — по Индиям; в Африке и Европе, куда его занесли Хам и Яфет, оно совершилось с запозданием в двести лет, ибо столько нужно, было времени от распределения земли между тремя сыновьями Ноя до Вавилонского Смешения языков. Разделение этих рас не могло произойти раньше Вавилонского Смешения, так как это явно противоречит тому, на что указывает Священное Писание в книге Бытия.
Ведь в противном случае, если разделение совершилось до Смешения, получится следующая нелепость: раз за двести лет до этого начали расселяться по Земле три сына Ноя, то нечестивые расы Хама и Яфета должны были бы сохранить священный допотопный язык, они были бы избавлены от божественной кары, и наказана была бы только раса Сима,— а она была благочестива, так как верила в некое единое Божество, — и наказание распространилось бы и на Богоизб• ранный народ. Поэтому Отцы Церкви хотят, чтобы вследствие Вавилонского Смешения языков чистота священного Допотопного Языка утрачивалась постепенно. Но этим самым не говорится ничего такого, что противоречит рассказанному в Священной Истории (что до Смешения все люди на земле были одноязычны, т. е. говорили на одном языке), так как рассеявшиеся расы Хама и Яфета (если только разделение возникло до Смешения, чего нельзя сказать, ибо это явно противоречит рассказанному в Книге Бытия) должны были сохранять еврейский язык до тех пор, пока, разбросанные, как дикие звери, по великому лесу земли, к концу двухсот лет, протекших с момента их изгнания, через год после потопа, до этого Смешения постепенно дичая, они не потеряли совершенно всякую человеческую речь. Отсюда мы извлекаем три истины: первую, что настоящая Наука сохраняет за Священной Историей достоверность; вторую: так как Халдеи перешли быстрее других к ложным Религиям, то они изобрели более тонкий и более ученый способ Предсказания, чем расы Хама и Яфета, т.е. чем Предсказания по молниям, громам, по полету и пению птиц; третью: в результате того же быстрого пути к ложным Религиям они опередили все другие нации в поступательном движении и заложили основы первой Монархии.
==49
Книга первая
Влаги всемирного потопа, могла посылать в воздух сухие испарения и порождать молнии, от чего ошеломленные и испуганные люди предавались ложным религиям многих Юпитеров (Варрон насчитывает их до сорока, а Египтяне говорили, что их Юпитер-Аммон — самый древний из всех); так отдались они некоему виду Предсказаний — угадыванию будущего по громам и молниям и по полету орлов, которые считались птицами Юпитера. Но у Восточных народов возник более тонкий способ предсказания — из наблюдения движений планет и различного положения звезд; поэтому первым мудрецом Язычества почитают Зороастра, которого Бошар называет наблюдателем звезд. И у восточных народов зародилась первая Народная Мудрость, так же как и первая Монархия, т. е. Ассирийская.
Такое рассуждение разрушает позднейшие Этимологические построения, стремящиеся доказать, что все Языки мира происходят от Восточных языков: нации, происшедшие от Хама и Яфета, первоначально основали туземные языки в далеких областях земли; спустившись потом к морю, они начали сноситься с Финикиянами, знаменитыми на берегах Средиземного моря и Океана мореходством и Колониями; в первом издании "Новой Науки" мы доказали это на Происхождении Латинского Языка24, а по примеру латинского следует то же самое разуметь применительно и ко всем другим.
К. Прометей похищает у Солнца огонь. — Из этого Мифа мы узнаем, что Небо царствовало на земле, когда верили, что оно находится на такой же высоте, как и вершины гор; об этом говорит Народное Предание; оно рассказывает также, что небо оставило много великих благодеяний для рода человеческого.
1,.Девкалион. — В его время Фемида, т. е. Божественное Правосудие, имела храм на Парнасе и судила на земле дела человеческие.
М. Меркурий Трисмегист Старший. — Этот Меркурий (по сообщению Цицерона — "De Natura Deorum" — Египтяне называли его Теут, откуда у Греков произошел ©б6С — бог) изобрел письмена и законы для Египтян, а последние — по Маршаму — научили этому все другие нации мира". Однако Греки писали свои законы не иероглифами
а Но Греки относились слишком неблагодарно к этому благодетелю: они исказили его собственное имя, распределили его заслуги на многие другие Божества и изобрели вместо него новое Божество — Гермеса, т. е. того же Меркурия. Однако Греки и т д.