За последние годы на Юге России за счет миграционного притока наблюдается быстрый рост иноэтничных групп, которые формируют ряд территорий региона в качестве новых центров поликультурности. К таким миграционно привлекательным административным образованиям ЮФО традиционно относятся Краснодарский край и Ростовская область, которые обладают относительно развитой экономической и социальной инфраструктурой. В этих условиях актуализируется задача оптимизации политики, направленная на интеграцию этнических диаспор в культурное пространство Юга России. А исходным пунктом разработки такой политики на уровне региона выступает мониторинг социального самочувствия населения и характера межэтнических отношений в полиэтничных территориях.
Такая постановка проблемы определила содержательную направленность социологического исследования, проведённого в 2009-2010 г. в трёх субъектах ЮФО. Методом стандартизированного интервью было опрошено 550 жителей Ростовской области, 280 человек, населяющих Краснодарский край, и 398 жителей Республики Адыгея. В выборке опроса были пропорционально представлены основные половозрастные и образовательные подгруппы населения.
Количественные данные социологического опроса фиксируют, что основное большинство (от 36,5% до 40,9 %) опрошенных жителей ЮФО оценивает окружающую их обстановку как нейтральную. Между тем, население Адыгеи больше склонно говорить о спокойствии и доброжелательности на территории их проживания (41,1%), тогда как респонденты Краснодарского края чаще фиксируют напряжённость (30%) или даже конфликтность в их регионе (7,1%). (См. диаграмму 1)
Д
Диаграмма 1 — Оценка населением Юга России окружающей обстановки
Эмпирические замеры демонстрируют, что в первую очередь население Юга России беспокоят вопросы материального благополучия (от 52,9% до 61,4% опрошенных). Во вторую очередь респондентов рассматриваемых регионов волнуют проблемы, связанные с личным здоровьем, а также воспитанием и образованием детей, наибольшая степень обеспокоенности которыми фиксируется в Адыгее. Тогда как в Краснодарском крае чаще, чем в других территориальных сегментах респонденты сетуют на угрозу безработицы, а также отсутствие порядка и законности в крае.(См. таблицу 1)
Таблица 1 — Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Что сегодня беспокоит лично Вас и Вашу семью больше всего?»
На фоне преобладания удовлетворительных оценок, характеризующих разные стороны сегодняшней жизни респондентов, более критичны в восприятии своего материального положения, питания и возможностей одеваться жители Ростовской области. Опрошенные Краснодарского края занимают серединную позицию, а меньше всего отрицательных ответов по данным позициям выставляется респондентами из Республики Адыгея. В отношении состояния здоровья и жизни в целом близки в оценках краснодарское и адыгейское население, а жители Ростовской области опять же настроены наиболее критично. (См. таблицу 2)
Таблица 2 - Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Как Вы оцениваете следующие стороны своей жизни?»
В то же время, своей работой удовлетворено уже большее число жителей Ростовской области и Адыгеи. Она в той или иной степени устраивает более 60% опрошенных данных территориальных сегментов, тогда как подобные оценки встречаются в «краснодарской» подгруппе в 32,9% случаев (диаграмма 2). Однако подобное смещение может быть объяснено тем, что в последнем сегменте опрошенных в выборку попало наибольшее число безработных.
Диаграмма 2 — Удовлетворенность респондентов их нынешней работой
Соответственно, более трети опрошенных из «ростовской» и «адыгейской» подгрупп обладают работой, которая полностью их устраивает по характеру труда и уровню его оплаты, а среди жителей Краснодарского края таких четвёртая часть. Около пятой доли респондентов всех рассматриваемых территориальных сегментов занимаются квалифицированной работой, но с недостаточным, на их взгляд, уровнем оплаты труда. И в два раза больше процент ответов о том, что исполняемая ими работа ниже их квалификации, и не устраивает по заработной плате среди населения Краснодарского края (40,5%).
Характер социального самочувствия населения в регионе зависит также и от степени доверия к властным органам разного уровня. В этом отношении эмпирические замеры фиксируют, что по всем группам опрошенных наибольшие показатели доверия фиксируются в отношении деятельности Председателя Правительства и Президента нашей страны (особенно в «ростовской» подгруппе – до 54%). Наименьшая степень доверия к правоохранительным органам и Государственной Думе выявляется среди жителей Ростовской области и Краснодарского края (от 40,1% до 57,1%). Среди «краснодарского сегмента» фиксируется также наиболее критическое отношение к органам правосудия (54,3%). А население Адыгеи в среднем более осторожны в оценках и чаще других указывают на частичное доверие рассматриваемым органам власти.(См. таблицу 3)
Таблица 3 - Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Доверяете ли Вы следующим органам власти?»
Эмпирические данные о восприятии жителями Юга России характера межэтнических отношений показывает, что около половины опрошенных оценивают их как хорошие (наиболее позитивное восприятие в Адыгее). Около четверти респондентов характеризуют межнациональные отношения
как спокойные, но с элементами этноизоляционизма. Ещё примерно десятая доля опрошенных трёх групп указывает, что в отношениях существует некоторая напряженность. И, наконец, существование этнических конфликтов чаще всего отмечают жители Краснодарского края (7,1%). (См. таблицу 4)
Таблица 4 - Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Как складываются межнациональные отношения в том месте, где Вы проживаете?»
Основное большинство опрошенных трёх рассматриваемых территориальных сегментов демонстрируют позитивную этническую идентичность, когда отмечается вариант ответа «я горжусь своей национальностью» (83,4% - РО, 75,7% – КК, 82,9% - РА). Индифферентное восприятие этнической принадлежности демонстрируют от 6,8% до 10,6% опрошенных.
Эмпирические замеры показывают, что характер взаимодействия местного населения и мигрантов оценивается как открытый и дружелюбный большей частью жителей Ростовской области (37,9%) и Республики Адыгея (40,3%). Данный показатель в Краснодарском крае составляет 18,8%, его опережает позиция настороженного (34,8%) отношения к переселенцам. В то же время четверть представителей «ростовского» и «адыгейского» сегментов и третья часть «краснодарской» подгруппы характеризует позицию принимающего сообщества к мигрантам как безразличную. И, наконец, больше всего респондентов указывают на враждебность по отношению к мигрантам в Краснодарском крае (7,2%, против 1,9% в РО и 2,6% в РА).
Подобный характер взаимоотношений местного населения и приезжих
полностью устраивает большую часть жителей Ростовской области (45,8%) и Адыгеи (49%), и скорее удовлетворяет опрошенных из Краснодарского края (50%). Опять же среди последнего сегмента в пять раз выше число тех респондентов, которых полностью не устраивают отношения коренного населения и мигрантов (4,7% в РО, 22,9% в КК и 4,4 в РА).
С другой стороны, доминирующая часть жителей рассматриваемых территориальных сегментов ЮФО демонстрируют личную установку на лояльность и открытость по отношению к переселенцам. Об этом свидетельствуют полученные распределения ответов респондентов на вопрос, в котором необходимо было высказать своё согласие с утверждением, что «любой человек может приехать и жить в Вашем населенном пункте». Выбрали вариант «да, в любом случае» от 64,6% до 72,5% опрошенных из различных территориальных подгрупп. Ещё около десятой доли респондентов продемонстрировали установку на этническую дифференциацию, т.е. избирательно воспринимают приезд мигрантов других национальностей.
Конфессиональный фактор практически не влияет на мнения жителей Юга России о переселенцах. А также самый высокий процент «закрытости» демонстрируют население Краснодарского края, 11,6 % из которых «ни в каком случае» не соглашаются с необходимостью приема мигрантов.
Основное большинство респондентов признают существование региональной общности населения их территориального образования (области, края или республики). Только не более десятой доли опрошенных не видят никаких отличительных характеристик людей, проживающих в их регионе. Остальные опрошенные указывают на следующие отличительные признаки: «любовь к своей земле» (46,3% в РО, 27,1% в КК и 55,8% в РА), «почитание казачьих традиций» (23,8%, 24,3% и 44,7%), «открытость и простота в общении, гостеприимство» (24,5%, 21,4% и 39,6% соответственно). Кроме того, для жителей Адыгеи важными параметрами являются и традиции межэтнической толерантности (31,6%), а также сплоченность и взаимовыручка местных жителей (22,6%).(См. таблицу 5)
Таблица 5 - Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Какие характеристики отличают людей, проживающих в Вашей области / республике / крае?»
С точки зрения жителей Юга России наибольшее влияние на интеграцию местного населения в регионе оказывают административно-управленческие органы, в первую очередь областная, краевая администрация или республиканские органы власти (27,6% в РО, 24,3% в КК и 40,2% в РА). Для респондентов Ростовской области важными являются действия и районной администрации. Тогда как опрошенные «краснодарского» и «адыгейского» сегментов чаще указывают, что объединению людей, проживающих в их местности, способствуют образовательные учреждения и учителя.(См. таблицу 6)
Таблица 6 - Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Кто на Ваш взгляд способствует объединению людей, проживающих в вашей местности?»
В результате, данные социологического опроса продемонстрировали достаточно выраженную степень лояльного восприятия опрошенных условий жизни в своём территориальном образовании. Особенно характерно для населения Краснодарского края. А именно, при ответе на вопрос « В каком регионе Юга России с Вашей точки зрения лучше жить?» более половины представителей «ростовского» сегмента указали на свою область (55,9%), свой край отметили уже 77,9% респондентов «краснодарской» подгруппы и сравнительно мало опрошенных из «адыгейского» сегмента выбрали свою республику (39,3%). Возможными альтернативами для обустройства и дальнейшего проживания среди жителей Ростовской области выступает Краснодарский край (22,2%) и Волгоградская область (18,4%). А для респондентов из Адыгеи наиболее привлекательным тоже является соседний для них Краснодарский край (28,1%), а также наибольше по сравнению с другими число представителей этого сегмента (около пятой доли) не смогли дать конкретного ответа на данный вопрос.
Обобщая анализ территориальных особенностей социального самочувствия населения Юга России следует подчеркнуть следующее.
Основная часть опрошенных в нейтральных или позитивных оценках характеризует степень комфортности для них окружающей обстановки, однако каждого второго респондента беспокоят материальные проблемы. Наибольшие показатели доверия органам власти фиксируются в отношении деятельности премьер-министра и Президента. Около половины опрошенных всех групп оценивают в положительном ключе характер межнанациональных отношений в регионе, ещё более трёх пятых демонстрирует личную установку на лояльность и открытость по отношению к переселенцам.
Наиболее позитивно оценивают социально-экономическую ситуацию в их республике население Адыгеи. Представители данной территориальной группы более всех выказывают доверительное отношение к органам власти, позитивно оценивают межэтнические отношения в регионе.
Тогда как жители Краснодарского края чаще других говорят о напряжённости, проблемах безработицы, демонстрируют неудовлетворённость деятельностью правоохранительных органов и судов, фиксируют настороженность в отношениях местного населения и переселенцев.
На этом фоне население Ростовской области, принявшее участие в опросе, занимают серединные позиции по указанным вопросам. Фиксируется лишь более критичное, по сравнению с остальными, восприятие своего материального положения, питания и возможностей одеваться [4].
Заключение
Социальное самочувствие – это субъективное восприятие людьми смыслов своей жизнедеятельности здесь и теперь, в контексте прошлого и ожидаемого будущего. Это ценностно-эмоциональное их отношение к своему социальному положению и уровню удовлетворения своих потребностей, интересов. Это совокупность оценок, которые люди дают себе, своим повседневным взаимодействиям друг с другом, с социальными институтами, территориальными сообществами и обществом в целом. Это рационально-эмоциональные, ценностно окрашенные представления, которые имеют позитивные, негативные и промежуточные значения. Они во многом мотивируют выбор стратегии поведения людей, их повседневные действия. То есть это многомерный феномен.
Можно выделить четыре составляющие социального самочувствия:
1) степень защищенности населения от главных опасностей: преступность, бедность, произвол чиновников, экологические угрозы; 2) степень самостоятельности людей в решении своих жизненных задач; 3) степень их удовлетворенности своей жизнью в целом; 4) степень оптимизма в оценке ими своего настоящего и будущего.