Методы и формы научного познания. Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна (неоднородна). В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д. Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно можно выделить два типа познавательных процедур, порождающих эти знания. Особенности и различия этих процедур состоят в следующем: 1. Предмет эмпирического исследования базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. 2. Средства эмпирического и теоретического исследований, их язык имеют свою специфику. В эмпирическом познании реальные объекты представлены в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков; эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. (материальную точку определяют как тело, лишенное размеров, но сосредоточивающее в себе всю массу тела) Они выступают как результат мысленного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином отношении) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей. В реальности сущность нельзя отделить от явления, одно проявляется через другое. Задача теоретического исследования – познание сущности в чистом виде. Введение в теорию абстрактных, идеализированных объектов позволяет решать эту задачу. 3. Методы эмпирического и теоретического познания имеют значительные отличия. На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Они дополняются методами эмпирического описания, которые ориентируются на максимально возможное очищение изучаемых явлений от субъективных наслоений. В теоретическом исследовании применяются методы: идеализации (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др. Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляют собой абстракцию. В реальности эти два слоя познания всегда взаимодействуют. МЕТОД (греч. metodos – путь, способ изложения, исследования). Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Методы исследования на эмпирическом и теоретическом уровнях: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и использование приборов, исторический и логический методы, аналогия. Методы теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод. ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis – основание, предположение) – вероятное предположение о причине или сущности каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но объясняющее данные явления, без него необъяснимые; форма развития науки. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД – способ научного исследования, состоящий в том, что вначале высказывается несколько гипотез о причинах или закономерностях изучаемых явлений, а затем дедуктивным путем выводятся из гипотез следствия. Если полученные результаты соответствуют всем фактам, которых касается гипотеза, то последняя признается достоверным знанием. Проблема – это вопрос или задача, метод решения которой неизвестен. Постановка проблемы предполагает существование чего-то неизвестного. Но в то же время это «что-то» должно быть каким-то образом определено, выделено, то есть о нем должно быть некое предварительное знание. Знание проблемы
Метод означает путь, способ понятия действительности. Под методом понимается способ, который применяется для изучения действительности.
Изучением методов занимается методология. А само учение стало разрабатываться в Новое время. Ф. Бэкон, подчеркивая огромную роль метода в познании, писал, что "метод – фактически фонарь, освещающий путь в темноте".
По степени общности методы делятся на:
1) Философские методы: диалектический, метафизический.
2) Общенаучные методы применяются во многих науках. Их классификация связана с уровнем научного познания: эмпирическим и теоретическим.
Эмпирический уровень характеризуется исследованием реально существующих и чувственно воспринимаемых объектов.
Теоретический уровень осуществляется на рациональной ступени познания, на этом уровне раскрываются связи, присущие объектам, явлениям.
3) Частно-научные методы – методы специальных наук (физики, химии, т.д.). В частно-научных методах содержатся различные стороны общенаучных методов. В них могут быть наблюдения, измерения, формализация, идеализация.
Наиболее полное и глубокое знание можно получить, применяя все эти методы и правильно используя их.
Огромная роль на современном этапе развития науки принадлежит диалектике. Отсюда вытекает ряд требований, которые должны использоваться любым ученым:
Принцип всесторонности
При рассмотрении процессов, объектов, явлений должен реализовываться комплексный подход. Именно он характерен для постнеклассической науки. А такой подход требует создания научных коллективов из ученых разных специальностей, т.е. реализуется взаимосвязь естественных, технических и общественных наук.
2) Принцип рассмотрения процессов, объектов, явлений в их взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга. Он означает системность познания
В 19 веке начался переход от метафизики к диалектике, а это помогло реализовать этот принцип. Объект должен рассматриваться как система, следовательно, системный подход к познанию. Начиная с сер. 20 века широко развернулись исследования в области общей теории системы. Все предметы, процессы, явления должны рассматриваться во взаимосвязи, взаимовлиянии, а не как изолированные.
Принцип детерминизма
Детерминизм представляет собой философское учение о всеобщих взаимосвязях в мире; о всеобщей причинной обусловленности процессов, явлений; о закономерностях развития природы и общества.
Основой детерминизма является причинность – она может пониматься материалистически и идеалистически.
С позиции материальной причинности первоосновой всего сущего является материя, природа. А с позиции идеалистической причинности основой всего является какое-то духовное первоначало.
В др.-гр. философии на позиции материалистического детерминизма стояли Гераклит, Демокрит, Эпикур. В Новое время – Бэкон, Гоббс, Спиноза и др.
"Истинное знание есть знание посредством причин" (Ф. Бэкон). Но детерминизм 17-18 вв. был метафизическим и механистическим.
Француз Пьер Лаплас сформулировал принцип, согласно которому в мире существует только однозначная, динамическая связь явлений, которая носит механистический характер и подчиняется законам механики.
Динамическая закономерность представляет форму причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказывать дальнейшее состояние.
________?________ привело к отказу от лапласовского принципа при описании микроявлений.
С (.) зрения неклассического естествознания между микрочастицами действует вероятностная статистическая связь, т.е. за данным состоянием могут следовать не строго определенные, а самые различные состояния. Причем вероятность появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями.
Статистические закономерности – форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью.
Альтернативой детерминизму является индетерминизм (отрицание причинности).
Юм считал, что причинности в объективном мире нет, что она представляет привычку человека связывать свои ощущения определенным образом.