Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Заповеди оратора: семнадцать риторических правил

Тексты для анализа

Текст №1

Удержать и даже увеличить внимание можно:

1. краткостью

2. быстрым движением речи

3. кратким освежающим выступлением.

Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может показаться длинной, утомительной.

Краткость – отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего; оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А. П. Чехова).

Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам – моментам) речи… Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи.

А. Ф. Кони

Вопросы к тексту

1. Сформулируйте требования к звучащей речи.

2. Дайте комментарий каждому качеству звучащей речи.

3. Прочитайте текст выразительно.

 

Текст № 2

А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, отказываем, восхищаемся, раскаиваемся, пугаемся, приказываем, подбадриваем, поощряем, обвиняем, продаем, презираем, рукоплещем, благословляем, унижаем, превозносим, чествуем, радуемся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем. Столько же самых различных вещей, как и с помощью языка! Кивком головы мы соглашаемся, отказываем, приветствуем, чествуем, почитаем, спрашиваем, выпроваживаем, потешаемся, ласкаем, покоряемся, грозим, уверяем, осведомляем. А чего только не выражаем мы с помощью бровей или плеч! Нет движения, которое не говорило бы, и притом на языке, понятном всем без обучения ему, на общепризнанном языке.

М. Монтень

Вопросы к тексту

1. Выразительные возможности каких невербальных средств описывает Монтень?

2. Составьте партитуру данного текста.

3. Прочитайте выразительно текст согласно составленной партитуре.

 

Текст №3

Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи.

Предо мной полтораста лиц, похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза, возможно, проста и красива…

Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур… Внимание освежилось, и я могу продолжать.

А. П. Чехов

Вопросы к тексту

1. Составьте цитатный план к тексту А. П. Чехова

2. Опираясь на составленный план, подготовьте публичное выступление на тему: «Какова роль акции?». Подберите свои аргументы.

 

Текст № 4

Чтобы меньше волноваться перед выступлением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора.

Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать.

А. Ф. Кони

Текст № 5

Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать очень важным качеством – умением публично мыслить. Это сложно, потому что перед большой и новой аудиторией выступающий часто волнуется. А для того чтобы формулировать мысли в процессе речи, нужно владеть собой, уметь сосредоточиться, подчинить свое внимание главному: помнить, что ты работаешь.

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно, не беспокоясь о том, получится ли стройная фраза, и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если не облекать мысль в живую фразу, рожденную тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед – к аудитории, а назад – к шпаргалке. И все усилия направлены будут на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь – похожей на диктовку.

И. Андроников

Вопросы к тексту

1. Какие рекомендации дают авторы текстов №1 и №2 начинающему ритору.

2. Составьте партитуру этих высказываний.

3. Прочитайте эти тексты выразительно, пытаясь передать авторское намерение.

 

· Из предложенных ниже заповедей оратора выберите 10, которые бы вы включили в «золотые правила» риторики; обоснуйте свой выбор.

 

Заповеди оратора: семнадцать риторических правил

1. Говорите не им, а с ними, или долой монолог.

2. Мы слушаем не речь, а человека, который говорит.

3. Если хотите стать хорошим оратором, станьте сначала

хорошим человеком.

4. Лучший образец для подражания – это вы сами.

5. Волнение полезно.

6. Возможность говорить с людьми – это радость.

7. Слушатели – ваши друзья.

8. Слушателя надо уважать. Учитывайте противоположные мнения.

9. Старайтесь не говорить публично на темы, которые вас не интересуют.

10. Свойства оратора (уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность) «заразительны»: они передаются слушателям.

11. Чем живее чувство, тем живее движение.

12. Движение должно быть естественно и разнообразно.

13. Движение – это жизнь! Создавайте ощущение движения!

14. Будьте изобретательны.

15. Нельзя прощаться много раз!

16. Речь должна быть не только ладно скроена, но и крепко сшита.

17. Мы говорим не для слуха, а для глаза.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Эволюция подходов канализу науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2188 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.