Лекции.Орг


Поиск:




О пределах власти общества над индивидом




До каких же границ, спрашивается, может простираться законная власть человека над самим собой? Где оканчивается эта власть, уступая место власти общества над ним? Какую долю жизни человека должно предоставить его личному ведению и какая доля подлежит ведению общества?

Как каждый индивид, так равно и общество получает свою надлежащую долю власти, если как тому, так и другому будет предоставлена свобода распоряжаться тем, что ближе всего их касается. Индивидуальности должна быть отведена та часть жизни, в которой наиболее заинтересован сам индивид, а обществу, опять-таки, та часть, которая главным образом затрагивает интересы общества. Хотя общество основывается без посредства каких-либо обязательных договоров и никакие договоры, заключаемые с целью вынудить общество к каким-либо принудительным обязательствам, никогда не могли бы повести к каким-либо благим последствиям, тем не менее каждый, пользующийся покровительством общества, обязан чем-либо вознаграждать общество за оказываемое ему покровительство, и самый тот факт, что человек живет в обществе, уже обязывает каждого человека соблюдать известные правила поведения по отношению к другим людям. Правила эти заключаются, во-первых, в том, чтобы не вредить интересам других лиц или, вернее, известным их интересам, которые, по особому ли предусмотрению закона, или по предполагаемому соглашению, признаются как законные права каждого индивида. Во-вторых, в том, чтобы каждый нес свою, определенную на основании каких-либо справедливых начал, долю труда и жертв, которые нужны обществу для защиты его самого или членов этого общества от вреда и беспокойств....Но этим еще не ограничивается власть общества. Действия известного лица могут вредить окружающим, или же это лицо может относиться с недостаточным уважением к интересам другого лица, хотя бы при этом и не нарушало каких-либо из установленных прав этих лиц. В этом случае виновный подлежит наказанию по закону. Если же какой-нибудь образ действий данного лица вредит интересам других людей, то общество вправе подвергать это лицо суду общественному и в этих случаях вопрос сводиться лишь к тому, будет ли или не будет нанесен ущерб общему благу таким вмешательством общества. В тех же случаях, наоборот, когда действия данного лица затрагивают лишь его личные интересы или же если затрагивают интересы других лиц, но с их же согласия (причем, конечно, предполагается, что дело касается людей, уже достигших совершеннолетия и не лишенных разума), то не может вовсе и возникать вопроса о вмешательстве общества. Во всех подобного рода случаях должна быть предоставляема, как со стороны закона, так и общества каждому лицу полная свобода поступать по своему усмотрению и нести ответственность за все последствия своих поступков....

Самый же убедительный довод против вмешательства общества в чисто личный образ действий человека состоит в том, что когда общество допускает такое вмешательство, то имеет все шансы на то, что его вмешательство окажется несправедливым и неуместным....

Присущее обществу право охранять себя от направленных против него преступлений предупредительными мерами неизбежно влечет за собой некоторые ограничения основного принципа, что дурное поведение человека, касающееся только его собственной личности, не должно подлежать ни принудительным, ни карательным мерам. Пьянство, например, обыкновенно не составляет случая, требующего вмешательства закона....

Причиной того, почему не следует допускать вмешательства в добровольные поступки человека, пока ими не затрагиваются интересы окружающих, является уважение к свободе его личности;...однако, если этот человек продает самого себя в рабство, то этим самым отрекается от свободы и лишает себя этим добровольным поступком права пользоваться ею и в будущем....Принцип свободы не может требовать, чтобы человек мог пользоваться своей свободой для того, чтобы сделаться рабом. Нельзя назвать свободой право человека лишать себя свободы....

Я оставил для заключения этого трактата значительное число вопросов, касающихся границ вмешательства правительства... Я подразумеваю здесь такие случаи, когда возражения против вмешательства правительства не затрагивают принципа личной свободы, когда вопрос этот в сущности сводится не к ограничению известных действий личности, а к поощрению этих действий....

Возражения, которые можно было бы привести против права вмешательства правительства, если такое вмешательство не влечет за собой нарушения личной свободы, суть троякого рода.

Во-первых, вмешательство правительства не должно иметь места, если есть вероятность, что дело, которое предстоит совершить, каждый отдельный индивид совершит гораздо лучше, нежели это может быть сделано правительством. Говоря вообще, всего лучше вести известное дело или решать вопрос о том, как и кем оно должно быть совершено, могут лишь те лица, которые лично заинтересованы в деле.

Этим принципом осуждается некогда столь обычное явление, как вмешательство законодательства или администрации в обыкновенные промышленные предприятия....

Второе возражение имеет более близкую связь с предметом нашего трактата. Если допустить, что во многих случаях отдельные лица не в состоянии, в общем, выполнять данное дело столь удовлетворительно, как лица административные, тем не менее всегда предпочтительнее, чтобы это дело выполнялось первыми, а не администрацией, так как их деятельность в данном случае служит полезным стимулом для развития умственных способностей людей, укрепляя и развивая их способсность суждения и давая им возможность ближе ознакомиться с обстоятельствами, которые соприкасаются с их жизнью. В этом заключается главный, хотя и далеко не единственный довод в пользу суда присяжных (в вопросах, не относящихся к политическим делам), в пользу свободных местных и муниципальных учреждений, а также и в пользу ведения промышленных и благотворительных предприятий при посредстве добровольных ассоциаций. Все сказанное в сущности не относится к вопросу о свободе личности и связано с нашим предметом лишь косвенным образом, тем не менее это суть вопросы о развитии....Дело государства заключается лишь в том, чтобы каждому человеку, стремящемуся к применению к жизни каких-либо новых начинаний, предоставлять все средства для извлечения пользы из опытов других лиц, а не в том, чтобы запрещать людям приступать к каким-либо новым начинаниям, присваивая это право исключительно только себе.

Третья и самая убедительная причина, почему следует по возможности ограничивать вмешательство правительства в общественные дела, заключается в том, что, усиливая власть правительства без особой надобности, ему дается в руки еще новое средство для проявления той силы, которою оно уже и без того обладает. Всякая новая обязанность, возлагаемая на правительство сверх тех обязанностей, которые оно уже несет, способствует только тому, что люди привыкают все свои упования и опасения за будущее возлагать на попечение правительства и постепенно обращаются из деятельных и самостоятельных людей в прихвостней правительства или какой-либо партии, стремящейся забрать в свои руки правительственную власть. Если бы в какой-либо стране пути сообщения, железные дороги, банки, страховые общества, большие акционерные общества, университеты и общественные благотворительные учреждения находились в ведении правительства; если бы, кроме того, все городские корпорации и местные управления... обратились в отделения центральной администрации; если бы служащие во всех этих различных учреждениях назначались исключительно правительством и получали бы от него все свои средства к существованию и всякое повышение их по службе зависело бы только от правительства, то все усилия свободы печати и даже всякие народные установления законодательства были бы бессильны сделать страну свободной иначе как только номинально, тогда как в действительности она была бы вовсе несвободной, и зло было бы тем сильнее, чем искуснее и совершение было бы устройство всего механизма управления и чем искуснее совершался бы подбор наиболее способных труженников и администраторов, занимающихся приведением в действие этого механизма....Тогда единственная цель стремлений каждого честолюбивого человека заключалась бы в том, чтобы попасть в ряды этой бюрократии, а раз добившись этого — желать выдвинуться....В таком плачевном положении находятся те страны, в которых даже сами правители оказываются бессильными идти против бюрократии, в которых эти правители не в силах править страной без участия или противно желаниям бюрократии. На всякий указ правителя бюрократия может всегда положить свое veto, может фактически не приводить в исполнение указы правителя. В странах более цивилизованных и, сравнительно, более свободомыслящих, но где народ все-таки приобвык к тому, что обо всем заботилось за него государство,...в таких странах народ возлагает всю ответственность за зло, постигающее его, на правительство, но зато, если зло возрастает до такой степени, что переходит границы терпения народа, то он восстает против своего правительства и производит так называемую революцию. А вслед за нею является какое-либо лицо, облеченное законным полномочием от народа или даже без этого полномочия, садится на место отстраненного правителя, издает свои приказания бюрократии и все начинает идти по старому порядку: бюрократия опять забирает все дела в руки, как и до переворота, и в стране не оказывается никого, кто был бы способен принять в свои руки бразды правления и заместить бюрократию.

Совершенно иное явление представляют народы, которые привыкли вести все свои дела самостоятельно....Теми же условиями американцы отличаются во всех гражданских делах: отнимите у них, например, их правительство и каждый американец окажется способным создать новое правительство и вести как управление государством, так и всякое другое/общественное дело с достаточным запасом знания дела, порядка и уверенности. Американцы, следовательно, могут служить примером того, чем должен быть каждый свободный народ, и народ, одаренный способностью сделаться таким, каковы американцы, будет действительно в полном смысле слова народом свободным....

Я полагаю, однако, что можно принять за надежный практический принцип,...которым должно измерять все попытки к преодолению препятствующих свободе условий, следующее общее правило: должно быть установлено самое наиширочайшее раздробление власти, какое только возможно для наилучшего достижения целей, намеченных этой властью, но вместе с тем — насколько только возможно — большая централизация образования и распространение его от центра по всем направлениям....Сверх того, придерживаясь вышеизложенного мною принципа, в каждом отделе управления местными делами должен быть установлен центральный надзор, составляющий собой как бы ветвь главного управления всеми делами. Такой наблюдательный орган отражал бы в себе как в фокусе сумму всех многосторонних сведений и опытов, добытых из образа действий этой ветви общественной деятельности во всех округах страны, а также сумму всего того, что было сделано соответственного по данному предмету в других странах света, а также и из всех общих основ науки о государственном управлении. До сведения этого центрального органа должны доходить доклады обо всех начинаниях и обо всем, что предпринимается в стране, и его специальная обязанность должна состоять в том, чтобы добытые в одной какой-либо местности результаты опытов по какому-либо предмету, относящемуся к делу управления, могли бы быть с пользой применены и во всех других учреждениях страны. (...) Его же действительная власть должна была бы, как я полагаю, ограничиваться лишь тем, чтобы обязывать местных должностных лиц к исполнению законов, которые установлены для их руководства....Правительству полезно располагать не в ограниченной мере, но даже в избытке, всеми средствами не для препятствования личным усилиям людей, направляемых к деятельности и саморазвитию, но для поощрения и возбуждения в людях этих стремлений....Оценить достоинство государства, в конце концов, возможно только оценив достоинство отдельных граждан этого государства. И то государство, которое жертвует прямыми выгодами, какие приносят умственное развитие и достоинство его граждан,...с целью обратить их в послушное орудие для своих собственных целей, хотя бы и ради благих намерений — убедиться в конце концов в том, что при содействии таких умственно и нравственно недоразвитых и отсталых людей немыслимо никакое процветание важных государственных дел....

Бенжамен Констан

О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей (1819) [162]

...Мне известны попытки распознать следы представительного правления у некоторых древних народов, например в республике Лакедемон[163] или у наших предков галлов, но они были напрасны.

Лакедемоном управляла религиозно-кастовая аристократия, но там отнюдь не существовало представительное правление. (...)

Режим галлов... являлся одновременно теократическим и воинственным.... У народа же не было ни прав, ни гарантий.

(...) В Риме были лишь очень слабые признаки представительной системы.

Эта система — открытие современников, и вы увидите, господа, что состояние рода человеческого в античности не благоприятствовало введению или укоренению данной формы правления. Древние народы не могли ни прочувствовать ее необходимость, ни оценить ее преимущества. Их социальная организация принуждала их желать свободы, совершенно отличной от той, которую обеспечивает нам подобная система....

Прежде всего, господа, зададимся вопросом, какой смысл в наши дни вкладывает в понятие свободы англичанин, француз или житель Соединенных Штатов Америки?

Это право каждого подчиняться одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов. Это право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, даже злоупотребляя ею; не испрашивать разрешения для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков. Это право каждого объединяться с другими индивидами либо для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, избранного им и его единомышленниками, либо просто для того, чтобы заполнить свои дни и часы соответственно своим наклонностям и фантазиям. Наконец, это право каждого влиять на осуществление правления либо путем назначения всех или некоторых чиновников, либо посредством представительства, петиций, запросов, которые власть в той или иной мере принуждена учитывать. Сравните теперь эту свободу со свободой у древних.

Последняя состояла в коллективном, но прямом осуществлении нескольких функций верховной власти, взятой в целом,— обсуждении в общественном месте вопросов войны и мира, заключении союзов с чужеземцами, голосовании законов, вынесении приговоров, проверки расходов и актов магистратов, их обнародовании, а также осуждении или оправдании их действий. Но одновременно со всем этим, что древние называли свободой, они допускали полное подчинение индивида авторитету сообщества, как совместимое с коллективной формой свободы. Вы не найдете у них практически ни одного из тех прав, которые составляют содержание свободы наших современников. Все частные действия находятся под суровым надзором. Личная независимость не простирается ни на мнения, ни на занятия, ни тем более на религию. Возможность избирать свою веру, возможность, которую мы рассматриваем как одно из наших самых драгоценных прав, показалась бы в древности преступлением и святотатством.... Власть вмешивалась и в самые обычные домашние дела. Молодой лакедемонянин не мог свободно посещать свою супругу. В Риме цензоры также направляли свой испытывающий взор на семейную жизнь. Законы управляли нравами, а поскольку нравы простираются на все, то не было ничего, что не регулировалось бы законами.

Таким образом, у древних индивид, почти суверенный в общественных делах, остается рабом в частной жизни. Как гражданин, он решает вопросы войны и мира; как частное лицо, он всегда под наблюдением, ограничивается и подавляется во всех своих побуждениях; как частица коллективного организма, он вопрошает, осуждает, разоблачает, изгоняет в ссылку или предает смерти своих магистратов или начальников; но, будучи подчиненным коллективному организму, он в свою очередь мог быть лишен положения, достоинства, проклят или умерщвлен произволом сообщества, частицей которого является. У наших современников, напротив, независимый в частной жизни индивид суверенен в политике лишь по видимости даже в самых свободных государствах. Его суверенитет ограничен, почти всегда лишен основания; и даже если в определенные, но достаточно редкие времена индивид, опутанный различными мерами предосторожности и оковами, и может осуществить этот суверенитет, то лишь затем, чтобы отречься от него....

Я повторяю: личная свобода — вот подлинная современная свобода; политическая свобода выступает ее гарантом. Не требовать от нынешних народов, как от древних, пожертвовать всей их личной свободой ради политической свободы — самый верный способ заставить народы отрешиться от личной свободы; когда это удается, то у них вскоре похитят и свободу политическую....

Я вовсе не хочу отказаться от политической свободы, но наряду с развитием других ее форм я требую гражданской свободы. Правительства не больше, чем в древности, имеют право присваивать себе нелегитимную власть. Но правительства, опирающиеся на легитимные основания, имеют меньше, чем прежде, права осуществлять над людьми всевластный произвол. Мы и сегодня обладаем правами, которые у нас существовали всегда, — этими вечными правами соглашаться лишь с тем, что законно, рассуждать о своих интересах, быть неотъемлемой частью общественного организма. Но на правительства возложены новые обязанности. Прогресс цивилизации, изменения, привнесенные веками развития, требуют от власти больше уважения к привычкам, чувствам и независимости индивидов. И власть должна простирать над всем этим более осторожную и легкую длань....

Пусть власть, наконец, смирится с таким положением дел — нам нужна свобода, и мы ее добудем. Но поскольку свобода, которая нам нужна, отлична от свободы древних, она требует и иной организации, нежели та, что соответствовала античной свободе. В античности человек считал себя тем более свободным, чем больше времени и сил он посвящал осуществлению своих политических прав. При годном для нас виде свободы, чем больше времени осуществление политических прав оставляет для наших частных интересов, тем драгоценнее для нас она сама.

Из сказанного, господа, вытекает необходимость представительной системы правления. Представительная система есть не что иное, как организация, посредством которой нация перекладывает на нескольких индивидов то, что она не может или не хочет выполнить сама. Бедняки сами занимаются своими делами, богатые же нанимают себе управляющих. Такова история древних народов и народов современных. Представительная система есть полномочия, доверенные определенному числу людей всей народной массой, желающей, чтобы ее интересы были защищены, однако не имеющей времени защищать их всякий раз самостоятельно. Но богатые люди, если они не безрассудны, наняв управляющих, со всем вниманием и строгостью следят, как те выполняют свои обязанности, предупреждая нерадивость, неумение, продажность. Дабы иметь возможность судить об отправлении службы своими уполномоченными, осторожные доверители входят в курс всех дел, ведение коих перепоручают другим. Точно так же и народы, взявшие представительную систему в целях пользования приемлемой для них свободой, должны осуществлять постоянное и активное наблюдение за своими представителями и оставить за собой право через определенные промежутки времени (им не следует быть слишком продолжительными) устранить их, если они обманут ожидания) и лишить полномочий, которыми они злоупотребили.

Поскольку современная свобода отлична от античной, ей угрожают опасности другого рода.

Угроза античной свободе заключалась в том, что люди, занятые исключительно обеспечением раздела общественной власти, оставляли без должного внимания индивидуальные права и блага.

Угроза современной свободе состоит в том, что, будучи поглощены пользованием личной независимостью и преследуя свои частные интересы, мы можем слишком легко отказаться от нашего права на участие в осуществлении политической власти.

Носители власти не упускают случая склонить нас к этому. Они с такой готовностью спешат избавить нас от любых хлопот, за исключением уплаты налогов и послушания....

Сможем ли мы быть счастливыми благодаря нашим благам, если эти последние будут отделены от гарантий? И где мы найдем эти гарантии, если откажемся от политической свободы? Отказ от нее, господа, сродни намерениям безумца построить на песке дом без фундамента под тем предлогом, что он собирается жить только на втором этаже....

Политическая же свобода есть самое мощное, самое решительное средство совершенствования, ниспосланное нам небесами.

Политическая свобода выносит на изучение и рассмотрение граждан их самые заветные интересы, развивает разум, облагораживает мысли, устанавливает между всеми людьми своего рода интеллектуальное равенство, составляющее славу и могущество народа....

Труд законодателя не завершается, когда благодаря ему жизнь народа становится спокойной. Даже когда этот народ доволен, остается еще много дел. Общественные институты должны завершить нравственное воспитание граждан. Уважая их личные права, оберегая их независимость, совершенно не вмешиваясь в их занятия, эти институты должны, тем не менее, оказывать влияние на общество во имя его блага, чтобы призвать фаждан способствовать своей решимостью и своим голосованием осуществлению власти, гарантируя им взамен право контроля и надзора посредством волеизъявления; институты должны воспитывать людей, практически готовя их к исполнению высоких функций, одновременно наделяя их возможностями и внушая им желание браться за это дело.

 

Курс конституционной политики (1820) [164]

Глава XXI

О ПРАВАХ ИНДИВИДА

(...) Я установил, что индивиды имеют права и что эти права не зависят от общественной власти, которая не может на них посягать, не становясь виновной в их узурпации.

Есть такое право власти, как налог; каждый индивид соглашается пожертвовать частью своего состояния, чтобы покрыть публичные расходы, цель которых — обеспечить ему спокойствие в праве пользования оставшейся частью; но если бы государство требовало от каждого все его состояние, то гарантия того, что он принесет себя в жертву, была бы иллюзорной, так как она не имела бы применения. Каждый индивид также согласен пожертвовать частью своей свободы, чтобы обеспечить остальную ее часть; но если при этом поглощается вся его свобода, то жертва становится бессмысленной.

Однако, когда свобода поглощена, что нужно делать? Мы подходим к вопросу о подчинении закону—одному из самых сложных вопросов, который может привлечь внимание людей. Какое-либо решение, которое могло бы случайно возникнуть по данному предмету, наталкивается на неразрешимые трудности. Зададимся вопросом: следует ли подчиняться лишь тем законам, которые мы считаем справедливыми? Тогда разрешим самое бессмысленное и самое преступное сопротивление закону: анархия будет повсюду. Следующий вопрос: следует ли подчиняться закону в силу того, что это закон, независимо от его содержания и источника? Тогда приговорим себя к подчинению самым жестоким декретам и самым незаконным властям....

Чего мы добьемся? Власть является легитимной только в своих границах; муниципалитет, мировой судья — власти легитимные, пока они не выходя за рамки своей компетенции. Они прекращают быть таковыми, если присваивают себе право принимать законы. Итак, нужно согласиться, что во всех системах индивиды могут использовать свой разум не только для понимания характера властей, но и затем, чтобы оценивать их акты; из этого вытекает необходимость обсуждать как источник закона, так и его содержание. (...)

Подчинение закону—это обязанность, но, как и всякая другая обязанность, не является абсолютной.—она относительна; она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет справедливые границы. Эта обязанность не прекращается, когда закон лишь в каком-то отношении не соответствует данному предположению. Мы обязаны общественному спокойствию многими жертвами; мы становимся виновными в глазах морали, если слишком непреклонны в привязанности к своим правам, мы нарушаем спокойствие, как только нам кажется, что во имя закона на эти права посягают. Но никакая обязанность не связывает нас такими законами, как те, которые принимались, например, в 1793 году или даже позднее, чье развращающее влияние угрожало самым благородным частям нашего существования.

Никакая обязанность не связывает с законами, которые не только ограничивают наши легитимные свободы, но и препятствуют действиям, которые они не имеют права запрещать и которые заставляют нас противоречить вечным принципам справедливости или жалости, которые человек не может отказаться соблюдать, не изменяя своей природе. (...)

Необходимо указать признаки, определяющие, когда закон перестает быть законом.

Обратная сила закона есть первый из признаков. Люди соглашаются связать себя только такими законами, которыми установлены определенные последствия для их действий, что позволяет управлять своими поступками и выбирать ту линию поведения, которой они хотят следовать. Обратная сила закона лишает их этого преимущества. Она нарушает условие общественного договора. Она скрывает цену жертвы, которую требует.

Второй признак нелегальности законов—это предписание действий, противоречащих морали. Всякий закон, который приказывает доносить, выдавать кого-либо,—не есть закон; всякий закон, посягающий на склонность людей предоставить убежище любому, кто просит,—не есть закон. Правительство установлено для того, чтобы охранять; оно имеет средства для обвинения, преследования, раскрытия [преступления], передачи [правосудию}, наказания; оно совсем не имеет права налагать ответственность на индивида, который не выполнил никакой другой миссии, кроме своих необходимых, но трудных обязанностей. Оно должно уважать в гражданах это великодушие, которое их приводит к жалости и помощи слабому, униженному сильным, без обсуждения.

Мы создали представительную публичную власть, цель которой — иметь неприкосновенную жалость к индивиду. Мы хотели сохранить в себе чувство симпатии, наделив власть значительными полномочиями, которые могут ранить или вызвать увядание этих чувств.

Всякий закон, который разделяет граждан на классы, который наказывает их за то, что не зависит от них, который делает их ответственными за чужие действия, а не за свои, всякий подобный закон, не есть закон. Законы против дворян, священников, отцов дезертиров, родителей эмигрантов — не есть законы.

Вот принцип: но пусть не предвосхищают следствий, которые я из него выведу. Я совсем не призываю не подчиняться законам. Пусть оно [неподчинение] запрещено. Но не из почтительности к власти, которая имеет на него право, а из-за угрозы для граждан, которых бы необдуманная борьба лишила преимуществ общественного состояния. До тех пор, пока закон, хороший или плохой, не заставляет нас калечить самих себя; до тех пор, пока власть не требует от нас жертв, которые делали бы нас подлыми и жестокими, мы можем под ним подписаться. Мы только согласны, но если закон нам предписывает, как это делалось часто в смутные годы, если он нам предписывает попирать наши чувства и наши обязанности; если под абсурдным предлогом гигантской и искусственной преданности к тому, что он называет поочередно то республикой, то монархией, он нам запрещает сохранить верность нашим несчастным друзьям; если он нам приказывает вероломство по отношению к нашим союзникам или даже гонения на наших побежденных врагов, то—анафема и неподчинение несправедливым и преступным предписаниям, украшенным именем закона!

Георг Єллінек

Социально-этическое значение права, неправды и наказания (1878) [165]

ВВЕДЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА

...Эта наука изучает простейшие соединения, которые составляют базис общественной жизни; изучает возникновение и развитие самого важного средства общения между людьми — языков; затем более сложные формы соединений, от родового общения до государства, общие обычаи, нравы, религиозные убеждения и обряды, развитие права и хозяйства, наконец, законы, управляющие развитием и жизнью всего объединенного в государства и нации человечества. Она помогает и психологии при решении ее самых трудных и высоких задач, а именно, при исследовании тех процессов, которым обязаны своим происхождением нормативные законы нашего мышления, чувств и воли, логические, эстетические и этические принципы, ибо и этические принципы наука не может рассматривать «как бы непосредственно упавшими с неба», и в психологии народов создается почва, где обе науки пытаются совместно решать свои проблемы. Социальная наука, следовательно, обнимает и постигает государство, хозяйство, право, язык, нравы, религию, искусство, науку и, наконец, историю, как продукты социальной жизни. Общество — не как абстрактное, мифическое понятие, но как самый реальный факт совместной жизни и общей работы людей — есть как бы субстанция для социальной науки, а указанные проявления его жизни — те атрибуты, под которыми она может изучаться. В этом факте отдельные дисциплины имеют общую точку их соприкосновения, которой они не должны забывать, чтобы не впасть в односторонность и противоречие....

Я предпослал эти соображения, чтобы точно определить мою позицию по отношению к проблемам, которыми я думаю заняться далее. Я хочу, именно в кратких очертаниях показать, что такое право с точки зрения этики, построенной на почве социальной науки, попытаться установить следствия, которые вызывает нарушение правовых норм в обществе, и определить, наконец, характер социальной реакции против этих следствий — наказания.

Глава I

СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА

(...) Человек, находящийся у исходного пункта социального развития, уже должен обладать специфической способностью считаться с жизнью других существ человеческого рода, т.е. умерять первоначально свойственное каждому организму стремление к самоутверждению и возможно более полному удовлетворению своих потребностей посредством второго прирожденного влечения к совместной жизни с другими людьми, причем этот второй импульс по необходимости ведет к ограничению эгоистических стремлений, так как только таким путем создается возможность общественной жизни.

...Таким образом, в человеке нужно различать два главных свойства или, лучше, две главных группы свойств. Одни, эгоистические, побуждают человека заботиться только о себе, другие, настойчиво влекущие каким бы то ни было образом к действиям, результат которых идет на пользу другому, а не самому действующему индивидууму, можно назвать альтруистическими. При отсутствии последних свойств, в известной степени немыслимо прочно устроенное общежитие, ибо без них никогда не началось бы соприкосновение людей....

Формула, к которой можно свести с социально-этической точки зрения все нравственные веления, такова: если ты желаешь существования общества и его развития, ты должен поступать так, чтобы твой образ действий способствовал сохранению и благосостоянию общества. А так как нежелание общества в основе невозможно, ибо тот, кто не хотел бы его, должен был бы освободить себя от всего, данного ему обществом, — что равнялось бы самоуничтожению — так как даже тот, кто очень тяжко преступает против общества, дает понять тем, что он продолжает в нем жить, что он все-таки его признает, то гипотетическое положение формулы может быть обращено в категорическое, которое гласит: действуй так, чтобы твой образ действий поддерживал общество и содействовал ему. Но наука не должна забывать, что все должное есть условное долженствование.

Такое условное долженствование встречается не только в обществе. Повсюду, где мы устанавливаем существование и развитие органического целого, мы находим такие условные законы, или, что тоже самое, нормы....

Сознанием, что люди в обществе солидарно связаны во всех своих действиях, порождается такая строгость нравственных требований, какой никогда не могла предполагать ригористическая нравственная этика....Сознание, что человек обязан обществу физически, духовно и морально, порождает такие глубокие обязанности индивидуума по отношению к целому, которые непрестанно будят у нас чувство долга, пред которым должно замолкнуть всякое другое чувство....

Жизненная деятельность, сообразная с этической нормой — таково первое и принципиальное требование общественной морали. Она требует, прежде всего, проявления воли во внешнем мире; для нее не имеет полной ценности намерение, которое не обнаруживается в деянии, заключающем в себе и способствующем всеобщему, но остается замкнутым внутри человека....

Общество и индивидуум — два полюса жизни человеческого рода, и каждая попытка разгадать ее будет обречена на неудачу, если будет односторонне опираться на один из этих полюсов, оставляя без внимания другой.

 

Глава II

ПРАВО

Вытекающие из условий существования и развития общества, обращенные для их осуществления к человеческой воле, нормы мы признали объективным содержанием этики. Если мы обратимся теперь, при определенном историческом общественном строе, к нормам, следование которым делает возможным продолжительное существование такого строя, мы получим право этого общества. Право, это — не что иное, как этический минимум. Объективно, это — условия сохранения общества, поскольку они зависят от человеческой воли, т.е. existenzminimum этических норм; субъективно — минимум нравственной жизнедеятельности и нравственного настроения, требующийся от членов общества.

Я говорю об условиях существования исторически-определенного строя. Ибо право меняется исторически в зависимости от условий существования различных состояний общества. В виде вечного, абсолютного права могли бы явиться только скудные нормы, при несоблюдении которых совершенно немыслимо возникновение даже самой примитивной формы человеческого общежития. Чем сложнее и развитее становятся способы и формы социальных отношений между людьми, чем многочисленнее и интенсивнее цели, достигнуть которых отдельный человек и все общество желают путем общения, тем больше число бездействующих на волю условий, при которых является возможность сохранить неприкосновенно такое сложное целое. Поэтому каждый общественный строй имеет свое особое право; поэтому право, в силу необходимости различается исторически и национально. Общим для всякого права является только его консервативный характер и его соотношение с нравственностью. Право, согласно этому воззрению, относится к нравственности, как часть к целому, как фундамент к зданию....

Всего яснее нравственный характер права, как этического минимума, выступает в первобытных законах раннего периода нравственности, как ее представляют десять заповедей Моисея и пять главных заповедей буддистов. Если в десяти заповедях, которые составляют основание этических понятий современных культурных народов, оставить в стороне заповеди, говорящие об отношении человека к Богу, в нем окажутся главным образом те основные нормы, на которых покоится правовой порядок всякого сколько-нибудь цивилизованного народа. «Чти отца и мать». «Не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй». Т. е., посредством этих заповедей охраняется и поддерживается святость семьи, неприкосновенность личности, собственности, брака, основывающегося на вере в честное слово нравственного и материального оборота. Буддистские заповеди, которым должен следовать каждый мирянин, точно так же предписывают не убивать ничего живого, не красть; соблюдать целомудрие и не лгать. Эти основные заповеди подавляют безграничное эгоистическое стремление в такой степени, чтобы оно не угрожало существованию всеобщенеобходимых социальных учреждений и благ. Чем дальше идет культурное развитие какого-либо народа, тем становится больше число таких норм, необходимых для сохранения целого и частей, тем поэтому шире нравственный базис права.... Этому противоречит, однако, все историческое развитие как права, так и нравственности. И право, и нравственность возникают из нравов, этического обычая....Исторически минимальное этическое требование нынешнего соблюдения нравственной нормы также предшествует требованию внутреннего ее усвоения.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что право, подобно нравственности, присоединяет к этому принципиальному требованию внешнего поведения второе, хотя и менее строгое, а именно — требование усвоения волею правовой нормы внутренне. Так как задача права состоит прежде всего в охране созданного положительными и отрицательными человеческими действиями общественного строя, то оно должно располагать силою принуждения, дабы в случае надобности возмещать путем принуждения то, что должно исполняться добровольными актами человека. Эта власть принуждения, сопровождающая право, является таким заметным его свойством, что нетрудно проникнуться убеждением в его существенном значении для права и считать право и принуждение нераздельно соотносительными понятиями. Однако принуждение обращается лишь против патологических явлений правовой жизни и...правовой порядок, который должен был бы применять в каждом отдельном случае принуждение для осуществления своих задач, держался бы на глиняных ногах....

Таким образом, именно возможность того, что принуждением может заменяться добровольное действие, указывает на необходимость усвоения права волею, ибо правовой порядок, осуществляющийся в течение долгого времени исключительно путем принуждения, является невероятным.

Этот внутренний характер права подтверждается на деле историческим и психологическим анализом его проявлений. Во времена первоначального образования государств оно живет в не писанном виде в сердцах народов, тесно связанное с благоговением и страхом перед Богом....

Таким образом, в правовом требовании соблюдения членами общества этического минимума скрывается, кроме непременной жизнедеятельности сообразно с нормой, более высокое требование усвоения нормы волей. Не только внешнего соблюдения порядка требует общество от своих членов, но и внутреннего хотения порядка. Конечно, последнего оно требует не от каждого в отдельности, но от всей совокупности своих членов. Со стороны отдельного человека его удовлетворяет это внешнее соблюдение нормы; у всей совокупности оно предполагает определенную степень правового настроения. Чем сильнее это последнее, тем прочнее правовой порядок, тем надежнее долженствующее быть переходить в сущее, чем оно ниже, тем случайнее ее исполнение, тем необходимее принуждение....Таким образом, этический минимум с субъективной стороны обозначает обязательную жизнедеятельность сообразно с правовыми нормами, усиленную той степенью внутреннего хотения норм, которая необходима, чтобы не предоставлять их осуществления только нравственному случаю и принуждению.

Вторым пунктом, который должен доказывать безразличие права по отношению к нравственности, является возможность дозволения правом того, что недопустимо морально....Безжалостный заимодавец, отбирающий у бедного должника его последнее достояние, поступает безнравственно, но не противоправно. Это противоречие, однако, разрешается, если принимать право с его этической стороны, как минимум нравственно-необходимого. Хотя этот заимодавец действует и не безнравственно, выколачивая долг, но он действовал бы более нравственно, если бы отпустил его должнику. При взгляде на право как на низшую ступень нравствен-ности устраняются все конфликты, которые возникают, если право и мораль представлять двумя самостоятельными силами....

Право является охранителем существования данного общественного строя. Чем же вызывается в этом консервативном элементе движение, необходимое для того, чтобы он шел наравне с развитием общества? Отчасти самим правом, когда развивается полное логическое содержание действующих норм, разрешается столкновение норм, друг другу противоречащих. Но движение права следует объяснять, как и развитие всякой другой социальной функции, лишь в связи со всеми функциями общества и на основании их теснейшего взаимодействия. Право определяется и обуславливается всеми формами проявления совместной человеческой деятельности, от религиозных воззрений до случайностей национальных и даже местных нравов. Ибо все органы и учреждения общества стремятся к самосохранению, сознательно или инстинктивно, и вызывают поэтому образование норм, поскольку на их существование может оказывать влияние человеческая воля.

Глава III

НЕПРАВДА

Поддерживаемые деятельностью человеческой воли условия существования общества составляют содержание права. Нарушение неприкосновенности этих условий существования со стороны противящейся норме человеческой воли представляет собой неправду. Она обозначает падение ниже этического минимума, который осуществляется нормами, необходимыми для существования определенного общественного строя, а субъективно — минимумом моральной жизнедеятельности.

Всякая неправда поэтому производится противящейся норме волей. Конечно, не соотвегствующее правовой норме обстоятельство может быть вызвано и другими силами, кроме противящейся норме воли. Но в таком случае возникает только логическая противоположность права, состояние является неправомерным; только противное прав, созданное противящейся норме волей, является неправым.... Нормы — социальные продукты, они создаются целями, которые для нас неразрывно связаны с понятием общества. Какое же отношение к обществу имеет по своему происхождению поступок индивидуума, направленный против нормы?...

Если мы ближе исследуем влияние общества на индивидуума, то найдем, что оно имеет двоякий характер. С одной стороны, общество образует его характер, с другой — оно создает для него мотивы. Почти всем, что делает индивидуума определенным, отличным от других существом, он обязан, отчасти физическим, отчасти социальным влияниям....

Если мы будем иметь в виду преимущественно те из вызванных разными состояниями общества мотивов, которые могут повлечь за собою социально вредные последствия, то найдем, что самые различные социальные пороки могут иметь одну и ту же внешнюю причину....Среди людей, которые в духовном отношении стоят на самой низкой ступени, которые не знают иных наслаждений, кроме самых грубых чувственных, которые живут скученно в тесных каморках, распространяются не только заразные болезни, но и с поразительной быстротой нравственные язвы. Кварталы бедняков являются и высшими школами преступления. Поэтому всякая деятельность, направленная на уменьшение какого-нибудь общенародного зла, обязательно окажет свое благотворное действие и на уголовную преступность....

Если выше мы обозначили преступление как болезнь индивидуальной воли, то теперь его значение в совокупной жизни общества выясняется с новой стороны. Правильность и постоянство его проявлений, длящиеся нарушения, которые оно вызывает в социальной жизни, постоянство причин, которыми оно обусловлено, представляют его в качестве хронической болезни самого социального организма....Когда больны легкие, нарушается дыхание, а вследствие этого процесс питания и потому здоровье всего тела; каждую болезнь можно понимать как непосредственное нарушение нормальных функций захваченного ею органа и как нарушение общей жизни организма. Преступление, если его рассматривать только в отношении его виновника, представляется деянием индивидуума, порожденным болезненным моральным настроением, а в ходе социальной жизни оно означает замедление необходимого стремления общества осуществить прогрессивное развитие нашего духовного, нравственного и материального бытия. И эта хроническая социальная болезнь обусловлена силами, коренящимися в обществе и окружающей его природе. Преступление есть социальный продукт. В общем существовании социального тела, в сумме причин, коренящихся в обществе, находится основа социального проявления....

Признание, что причина преступления, как и всякой другой болезни, коренится в совокупности социальных обстоятельств, влечет за собой правильное-представление о том, как трудно исцеление общественного организма от гнездящегося в нем зла.... В стремлении устранять мотивы к преступлению или дать склонной к преступлениям воле мотивы к несовершению деликта, государство может действовать двояким образом. Или оно старается постигнуть отдаленные, вызывающие преступление как общую социальную болезнь, причины и противодействовать им путем соответственных мер, или оно стремится к тому, чтобы отнять у склонных к преступлению лиц возможность его выполнения, т.е. предупреждать вредное действие болезни индивидуальной воли. Первого результата оно может достичь путем своей общей направляющей деятельности, второго — своей полицейской деятельностью в тесном смысле слова....Как ни важна функция полиции, все-таки и при самом идеальном совершенстве организации она не в состоянии подавить в корне каждое преступление и обнаружить каждого скрывшегося злодея. От одной полиции так же, как и от всякой иной государственной или общественной функции, нельзя ожидать защиты от последствий социального зла....

ГЛАВА IV

НАКАЗАНИЕ

С древнейших времен рассуждали люди о значении наказаний. В бесчисленном множестве уголовно-правовых теорий, которые были выставлены со времени греков до наших дней, можно различить две главных группы. Первая рассматривает наказания как этическую необходимость, вторая — как необходимость социальную. (...)

Преступление порождает в обществе чувство правовой неуверенности и возмущение по поводу нарушения правовой нормы. Путем наказания, которое приходится на долю преступника, восстанавливается чувство уверенности и спокойствия. Таким образом, происходят два социально-психологических процесса, один — названный преступлением, другой — наказанием, действие которых в общем компенсируется....

Бесспорно правильно то, что обращение последствий злодеяния на голову виновника производит в нас чувство удовлетворения. Злодеяние колеблет, вследствие вызываемого им раздражения, гармонию нашего существа; зрелище кары восстановляет нарушенное равновесие нашей природы....

Все предписания и запрещения предполагают предписывающую и запрещающую власть. Все предписания и запрещения могут истекать из чистого произвола этой власти или из необходимых ее целей. Произвол или необходимые цели предписывающей и запрещающей власти суть последние возможные источники всех нравственных и правовых законов....

Однако исходящее от голого произвола право является правом только с его формальной стороны; по материальному основанию оно только тогда есть право, когда соответствует конкретному состоянию общества. Положение же общества можно рассматривать двояко. Субъективно оно образуется психологическими состояниями индивидуумов, объективно — совокупностью всех индивидуумов и условиями существования общественного целого. Всякое выведение данного права должно поэтому доказать, что последнее соответствует субъективному и объективному положению общества. Это — критерий, который дает высшее оправдание действующего права....

Кроме уменьшения стремления к реакции, прогресс культуры несет с собой и большую устойчивость и прочность социального строя. Последний противопоставляет поэтому больше силы против нападений, которые на него направлены. Нарушение, которое вызывает в обществе неправда, стоит в обратном отношении к высоте цивилизации. Чем прочнее правовой порядок, чем вероятнее реакция против неправды, тем ничтожнее социальное колебание, которое составляет следствие противоправного поступка, тем незначительнее и сила реакции, потребной для того, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Третьим историческим законом в развитии наказания является поэтому постоянное уменьшение меры наказания. Уголовное право, быть может, самое лучшее, какое только существует, мерило культуры. Совместные интересы общества, ценность личности, средний уровень альтруистических стремлений, степень интеллектуальных способностей, психологического и социального сознания народа, прочность правового порядка и правосудия, совершенство государственных мер защиты против неправды, находят в нем свое выражение....

...Количество противных норме поступков, результаты которых могут быть заглажены самым временем, по необходимости невелико. Если оно переходит известный предел, то нормальному состоянию общества грозит опасность. Нужна поэтому, как общее правило, репрессия нарушений социально-психологического состояния равновесия. Предпринимаемые обществом, а при более развитой культуре... специально государством против виновника неправды действия, посредством которых должны быть загпажены вызванные неправдой вредные социально-психологические явления, есть наказание....

Государственная репрессия психологических последствий неправды не начинается только фактическим назначением наказания уже осужденному преступнику; все учреждения, которые существуют, чтобы подвергнуть нарушителя правовой нормы окончательной каре, участвуют в репрессивном действии.

Поэтому наказание начинается собственно уже с выраженной в уголовном законе воли государства карать преступления; поэтому меры, которые применяются, чтобы настичь преступника — следствие, возбуждаемое против него, судебное заседание, в котором разбирается о нем дело, вынесение и объявление приговора — составляют моменты в акте наказания, в котором исполнение приговора составляет лишь заключительный пункт.

Мы выяснили до сих пор основной репрессивный характер наказания. Нам еще нужно рассмотреть его побочное, превентивное значение.

...Угроза наказанием, которая содержится для обычного человеческого рассудка в уголовном законе, подавляет, конечно, значительное число преступлений в самом их зародыше. То же действие оказывают все следующие стадии наказания, вплоть до исполнения и последствий наказания, все равно, предполагалось ли такое действие или нет. Народное воззрение поэтому уже давно видит одну из главных целей наказания в предупреждении преступлений, и, несмотря на всякие теоретические протесты, устрашение все еще играет практически большую роль в уголовном праве. (...)

Рудольф Ієрінг

Борьба за право (1872) [166]

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель, руководившая мною при разработке и опубликовании этого сочинения, с самого начала была не столько теоретическая, сколько этико-практическая: я имел в виду содействовать не столько научному познанию права, сколько развитию того настроения, которое должно служить для права последним источником его силы,— развитию мужественного и стойкого правового чувства.

Основную свою идею я как прежде, так и потом считал столь несомненно справедливой и неопровержимой, что мне представлялось излишним тратить слова против тех, которые его оспаривают. Кто не чувствует, что в том случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но об его собственной личности, кто в подобном положении не испытывает стремления защищать себя и свое полное право, тот уже человек безнадежный, и для меня нет никакого интереса привлекать его на свою сторону. Это - тип, который остается лишь признать как факт, тип людей, которых я назвал бы филистерами права; их отличительными чертами служат доморощенный эгоизм и материализм. Они не были бы Санчо Пансами права, если бы не видели Дон-Кихота в каждом, кто при защите своего права преследует интересы иного рода, ем карманные. Мне нечего сказать им, кроме следующих слов Канта: «Кто делает из себя червяка, тот не может потом жаловаться, если его попирают ногами». В другом месте Кант называет такой образ действия «бросанием своих прав под ноги другим, нарушением обязанности человека к себе самому», и из «обязанности по отношению к достоинству человека в нас» выводит правило: «Не допускайте, чтобы ваше право безнаказанно попиралось другими». Это—та же самая мысль, которой я даю здесь дальнейшее развитие; на написана в сердце у всех сильных индивидуумов и народов и тысячу раз уже высказывалась. Единственная заслуга, на которую я могу претендовать, состоит в ее систематическом обосновании и более точном изложении....

Цель права есть мир, средство достижения этой цели—борьба. До тех пор, пока право должно держаться наготове против посягательств со стороны беззакония — а это будет продолжаться, пока стоит свет,—оно не может обойтись без борьбы. Жизнь права есть борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидуумов.

Всякое право в мире было добыто путем столкновений, каждое важное правоположение надо было сначала отвоевать у тех, кто ему противился, и каждое право—все равно, отдельного ли лица или целого народа,—предполагает постоянную готовность его отстаивать. Право есть не просто мысль, а живая сила. Поэтому-то богиня правосудия, имеющая в одной руке весы, на которых она взвешивает право, в другой держит меч, которым она его отстаивает. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча—бессилие права. Тот и другой атрибуты дополняют друг друга, и действительное правовое состояние существует лишь там, где сила, с какой правосудие держит меч, не уступает искусству, с каким оно применяет весы.

Право есть непрерывная работа, притом не одной только власти, но всего народа. Вся жизнь нрава, взятая в ее целом, являет перед нами такое зрелище неустанною напряжения и труда со стороны всей нации, какое представляет деятельность последней в области экономического и духовного производства. Всякое отдельное лицо, которому приходит нужда отстаивать свое право, имеет свою долю участия в той национальной работе, по мере своих сил способствует осуществлению на земле идеи права (...)

Выражение «право», как известно, употребляется в двояком смысле —в объективном и субъективном. Право в объективном смысле есть совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни, право в субъективном смысле — конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности обоих направлениях право встречается с противодействиями, в обоих ему приходится их преодолевать, т. е. путем борьбы завоевывать или отстаивать свое существование. В качестве предмета своего обсуждения я избрал собственно борьбу во втором случае, но я не в праве уклоняться от доказательства того, что мое утверждение, будто борьба лежит в самой сущности права, имеет силу и для первого случая.

Что касается осуществления права со стороны государства, положение это не подлежит спору и потому не нуждается в дальнейшем разъяснении: поддержание правового порядка государством есть не что иное, как непрерывная борьба против посягающего на него беззакония. Но иначе обстоит дело с вопросом о возникновении права, не только об его первоначальном возникновении на пороге истории, но об его ежедневно повторяющемся перед нашими глазами обновлении, упразднении существующих учреждений, замене имеющихся правоположений новыми—словом, о прогрессе в праве. Здесь, по моему мнению, указывающему и для формировки права тот же самый закон, которому подчиняется все его бытие, противостоит другой взгляд, который пока пользуется еще всеобщим признанием, по крайней мере в нашей романистической науке, и который я по имени двух его главных представителей вкратце обозначу как савиньи-пухтовскую теорию о возникновении права. Согласно этой теории, право образуется столь же незаметно и безболезненно, как и язык; для него не требуется напряжения, борьбы, не требуется даже искания: здесь действует тихая истины, без потрясений, медленно, но верно пробивающая себе дорогу, власть убеждения, постепенно покоряющего людей и получающего себе выражение в их деятельности,—новое правополо-жение столь же легко вступает в жизнь, как какое-нибудь грамматическое правило. (...)[167]

С таким же взглядом на происхождение права я сам оставил в свое время университет, еще много лет после того находился я под его влиянием, можно ли считать его правильным? Надо согласиться, что и в области права, точно так же как в языке, играет роль непреднамеренное и бессознательное, пользуясь традиционным выражением—органическое развитие, идущее изнутри. Такому развитию подлежат все те правоположения, которые постепенно отлагаются благодаря однообразному самостоятельному завершению правовых сделок в общежитии, а также все те абстракции, следствия, правила, какие наука выводит аналитическим путем из существующего права, сообщая им этим сознательный характер. Но сила обоих этих факторов — общественной жизни и науки— ограниченна: она может регулировать, облегчать движение в пределах имеющихся уже путей, но она не в состоянии прорвать плотин, мешающих реке пойти по новому направлению. Это может делать лишь закон, т. е. преднамеренное, к этой именно цели направленное действие государственной власти, и потому-то не случайностью, а глубоко в самой сущности права коренящейся необходимостью объясняется тот факт, что все коренные реформы процесса и вещного права связаны с законом. (...)

Но очень часто дело бывает так, что изменение это может быть достигнуто лишь ценою весьма значительного пожертвования имеющимися правами и частными интересами. Существующее право с течением времени пришло в столь тесную связь с интересами тысяч индивидуумов и целых сословий, что его нельзя бывает устранить без самого чувствительного нарушения последних: поставить вопрос об отмене правоположения или учреждения— значит объявить войну всем этим интересам, вырвать полипа, прикрепившегося тысячью отростков. Всякая подобного рода попытка вызывает поэтому естественную реакцию инстинкта самосохранения, самое энергическое сопротивление со стороны угрожаемых интересов и. следовательно, борьбу, при которой, как и при всякой борьбе, решающее значение имеет не вескость оводов, а относительная сила борющихся сторон, так что нередко получается такой же результат, как в параллелограмме сил,—отклонение первоначального направления в диагонали. Этим только можно объяснить тот факт, что учреждения, над которыми общественное мнение давно уже произнесло свой приговор, часто долго еще влачат снос существование: они обязаны этим не своей исторической устойчивости, а силе сопротивления отстаивающих их интересов. (...)

Таким образом, право в своем историческом движении являет перед нами картину искания усилий, борьбы—словом, тяжелого напряжения. Человеческому уму, бессознательно работающему над образованием языка, не приходится при этом преодолевать каких-либо враждебных противодействий; у искусства не бывает никакого другого врага, кроме его собственного прошлого, представляемого господствующим вкусом. ТІраво же как целевое понятие, будучи поставлено среди хаотического движения человеческих желаний, стремлений, интересов, постоянно должно ощупью отыскивать надлежащий путь, а отыскав его, уничтожать преграждающие его препятствия. Нет сомнения, что и развитие права точно так же отличается закономерностью, единством, как и развитие искусства и языка; тем не менее оно весьма отличается от последнего по способу и форме своего проявления, так что в том смысле мы должны решительно отвергнуть выставленную Сави-ньи и так быстро получившую всеобщее признание параллель между правом, с одной стороны, языком и искусством—с другой. Ложная, но безопасная как теоретическое воззрение, в качестве политического принципа параллель эта заключает в себе одно из самых роковых заблуждений, какие только можно представить: в области, где человек должен действовать, притом действовать с полным, ясным сознанием цели и с приложением всех своих сил, она успокаивает его тем, что все здесь делается само собою, что самое лучшее для него сложить руки и с полным доверием ожидать того, что мало-помалу будет произведено на свет народным правовым убеждением, этим якобы первоисточником права. (...)

(...) Именно то обстоятельство, что право не достается народам без труда, что им приходится за него бороться и спорить, сражаться и проливать кровь,—это именно обстоятельство завязывает между ними и их правом такую же тесную связь, какая образуется между матерью и рождающимся ребенком благодаря тому, что первая рискует при этом жизнью. Без труда приобретенное право стоит на одной доске с детьми, которых приносит аист: что принесет аист, то может вновь унести лиса или коршун. Но мать, родившая ребенка, не позволит его похитить: точно так же и народ не расстанется с правами и учреждениями, которые он должен был добывать кровавым трудом. Можно смело утверждать, что энергия любви, с какой народ держится своего права и отстаивает его, находится в зависимости от величины тех усилий и напряжения, каких оно стоило. Не простая привычка, а жертва создает наиболее прочную из связей между народом и его правом, и если Бог благоволит к какому народу, Он не дарит ему нужных ля него условий и не облегчает ему работы их достижения, а делает ее более трудной. В этом смысле я, не колеблясь говорю: борьба, которой требует право для своего рождения, есть не проклятие, но благословение. Обращаюсь к борьбе за субъективное или конкретное право. Она возникает в том случае, если последнее подвергается нарушению или встречает себе препятствие. Так как против этой опасности не гарантировано никакое право, ни индивидуальное, ни народное, — обладатель права, заинтересованный в его сохранении, всегда наталкивается на кого-либо другого, заинтересованного в его попрании,—то отсюда происходит, что борьба эта постоянно возобновляется во всех сферах права: в низменностях частного права, как и на высотах права государственного и международного. Война, как и международная форма защиты нарушенного права, восстание, возмущение, революция, как форма народного сопротивления актам насилия, нарушениям конституции со стороны государственной власти, самовольное осуществление частного права в форме так называемого закона Линча, в форме средневекового кулачного и боевого права, последним остатком которого является в настоящее время дуэль, самозащита в форме вынужденной обороны, наконец, правильный способ утверждения права путем гражданского процесса — все это, несмотря на всю разницу в объектах спора и в риске, в характере и в размерах борьбы, не более как формы и сцены одной и той же борьбы за право. Если я из всех этих форм беру наиболее трезвую — законную борьбу за частное право в форме процесса, то это не потому, чтобы она была мне наиболее близка как юристу, но потому, что при ней истинное положение дела легче всего ускользает от понимания, притом в такой же ере со стороны представителей юридической науки, как и со стороны чуждых ей лиц. Во всех остальных случаях оно выступает открыто и вполне ясно. Даже самый тупоумный человек понимает, что в них дело идет о благах, оправдывающих всякие жертвы, и никому не придет здесь в голову вопрос: зачем бороться, почему лучше не уступить? При взятой же нами частноправовой борьбе оказывается совершенно иное. Относительная незначительность интересов, из которых она ведется, - обыкновенно вопрос о «моем» и «твоем», неизбежная проза, присущая этого рода вопросам, ограничивают ее, по-видимому, исключительно областью трезвых расчетов и житейских соображений, а ее формы, ее механический характер, исключающий всякое свободное, энергическое проявление личности, едва ли может ослабить производимое ею неблагоприятное впечатление. Во всяком случае, было и для нее время, когда она не затрагивала самую личность и когда именно благодаря этому ясно выступило истинное значение борьбы. В то время, когда еще меч решал спор о «моем» и твоем», когда средневековый рыцарь посылал своему противнику объявление войны, тогда и незаинтересованные лица невольно чувствовали, что при этой борьбе дело идет не просто о ценности вещи, о предотвращении какой-нибудь денежной потери, но что в вещи этой ставит на карту и защищает себя самое, свое право, свою честь личность.

Нам нет, однако, нужды обращаться к давно исчезнувшим условиям, чтобы выяснить на них значение того, что, несмотря на изменившиеся формы, по своей сущности все остается совершенно таким же, как и тогда. То же самое даст нам взгляд на явления теперешней жизни и психологическое самонаблюдение.

При всяком нарушении права перед субъектом последнего возникает вопрос, должен ли он отстаивать это право, оказать противнику сопротивление, следовательно, бороться или же, примирившись с претерпленной несправедливостью, тем самым избежать борьбы: то или другое решение ему непременно надо принять. Каково бы решение это ни оказалось, в обоих случаях оно связано с жертвой: в о





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 371 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

962 - | 931 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.