231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.
232. Если он погубит достояние, то он должен возместить все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно, так что он обвалился, должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет.
235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.
237. Если человек наймет корабельщика и судно, нагрузит его хлебом, шерстью, растительным маслом, финиками или каким бы то ни было грузом, а этот корабельщик будет небрежен и потопит судно или погубит находящееся на нем, то корабельщик должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
238. Если корабельщик потопит судно, но поднимет его из воды, то он должен отдать серебром половину его покупной цены.
244. Если человек наймет быка или осла и его убьет в степи лев, то убыток ложится только на его хозяина.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину
быка возместить быка за быка.
246. Если человек наймет быка и сломает ему ногу или рассечет ему жилу на затылке, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
249. Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он падет, то человек, который нанял быка, должен произнести клятву перед богом и быть свободным от ответственности.
250. Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть, то это не основание для претензии.
251. Если бык человека бодлив и соседи заявят ему, что он бодлив, а тот не притупит ему рогов и не спутает своего быка и этот бык забодает сына человека и причинит ему смерть, то он должен отдать 1/2 мины серебра.
252. Если погибший - раб человека, то он должен отдать 1/3 мины серебра.
253. Если человек наймет человека для службы на своем поле, поручит ему плуг, вверит ему скот и договором обяжет его обрабатывать поле и если этот человек украдет семена или корм, и это будет схвачено в его руках, то должно отрезать ему пальцы.
255. Если он отдаст скот человека в наем или украдет семена и, таким образом, не вырастит хлеба на поле, то этого человека должно изобличить, и он должен отмерить во время жатвы по 60 курру хлеба за 1 бур.
256. Если он не в состоянии оплатить то, за что он ответственен, то должно разорвать его на этом поле с помощью скота.
257. Если человек наймет земледельца, то он должен давать ему 8 курру хлеба в 1 год.
258. Если человек наймет погонщика быков, то он должен давать ему 6 курру хлеба в 1 год.
259. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли общины, то он должен отдать хозяину оросительного орудия 5 сиклей серебра.
265. Если пастух, которому даны для пастьбы крупный или мелкий скот, будет нечестен, изменит клеймо или отдаст скот за серебро, то его должно изобличить, и он должен возместить его хозяину в 10-кратном размере, что украл крупным или мелким скотом.
266. Если в загоне произойдет прикосновение бога[s21] [s21] или лев убьет животное, то пастух должен перед богом очистить себя, а хозяин загона должен простить ему падеж в загоне.
273. Если человек наймет наемника, то он должен давать ему от начала года до пятого месяца 6 ше серебра в день. С шестого месяца до конца года он должен давать 5 ше серебра в день.
274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, то...
плату землекопа 5 (ше) серебра,
плату портного (...ше) серебра,
плату камнереза (... ше сереб)ра,
(плату куз)неца (... ше серебра),
(плату) столяра 5 ше серебра,
(плату) кожевника (...) ше серебра,
(плату) плотника 4 ше серебра,
(плату) строителя (...) ше серебра,
(в) день он должен давать.
278. Если человек купит раба или рабыню и до прошествия месяца его постигнет падучая болезнь, то покупатель может вернуть его своему продавцу, и этот покупатель получает серебро, которое он отвесил.
279. Если человек купит раба или рабыню и подвергнется иску, то по иску отвечает только его продавец.
280. Если человек купит во враждебной стране раба или рабыню человека и когда придет в нашу Страну, господин раба или рабыни признает своего раба или рабыню, то если эти раб или рабыня - дети Страны, их должно отпустить на свободу без какого-либо серебра.
282. Если раб скажет своему господину: "Ты не мой господин", то тот должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо.
ЗАКОНЫ МАНУ
ПЕРЕВОД С.Д.ЭЛЬМАНОВИЧА
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Законы Ману" (Мanavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.
В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родо-племенные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры - основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм.
Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а
богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль - лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.
Из дхармасутр выросли дхармащастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Дхармашастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э.-II в. н. э. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII)главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. "Законы
Ману" оставляют впечатление большей целостности в композиционном
отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий,причем иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за другим.
ЗАКОНЫ МАНУ
ГЛАВА I
[1. Почтив самосущего Брахму, наделенного неизмеримым блеском, я изложу различные дхармы, объявленные Ману[p22] [p1]]
1. Великие мудрецы, приблизившись к Ману[p23] [p2], сидевшему углубившись в себя, почтив его должным образом, сказали такую речь:
2. "О божественный! Благоволи сказать нам точно и в должном порядке дхармы всех [четырех] варн и имеющих смешанное происхождение!
3. Ибо ты, Владыка, один знаешь истинный смысл обрядов всего непостижимого, неизмеримого предписания[p24] [p3] «Самосущего».
4. Он, обладающий неизмеримым могуществом, так спрошенный теми, обладающими великой душой, должным образом почтив всех тех великих мудрецов, ответил так: "Да будет выслушано!
5. Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой *.
6. Тогда божественный Самосущий невидимый, [но] делающий [все] это - великие элементы[p25] [p4] и прочее - видимым, проявляющий энергию, появился, рассеивая тьму.
21. Вначале же он определил для всех - для каждого в отдельности, - в согласии со словами Вед, имена, род деятельности и особое положение.
26. Для различения же деяний он отделил дхарму от беззакония и подчинил эти живые существа двойственным состояниям - [например], наслаждению и страданию и т. д.
31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.
88. Обучение, изучение [Веды], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов.
89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
90. Пастьбу скота и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшия.
91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.
96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы;
99. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.
100. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
ГЛАВА II
1. Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, добродетельные, свободные от ненависти и страстей.
2. Желание не похвально, но в этом мире нет отсутствия желания, ибо на этом желании основано изучение Веды, исполнение ведийских обрядов.
4. В этом мире никогда не увидишь что-либо, сделанное при отсутствии желания [награды]; ведь все, что [человек] делает, исполнено из
желания.
12. Веду, священное предание, поведение добродетельных и чувство самоудовлетворения - это объявили четырьмя очевидными источниками дхармы.
31. [Именем] брахмана пусть будет [слово] благоприятствующее, кшатрия - исполненное силы, вайшия - соединенное с богатством, но у шудры - презрительное;
32. [именем] брахмана пусть будет слово, выражающее счастье, кшатрия
- исполненное защиты, вайшия - связанное с процветанием, шудры - связанное с услужением.
33. У женщин [желательно имя] легко произносимое, не страшное, имеющее
ясный смысл, приятное, благоприятствующее, оканчивающееся долгим
гласным, содержащее благословение.
146. Из двух [отцов] - дающего рождение и дающего знание Веды - почтеннее отец, дающий знание Веды; ведь рождение, данное Ведой, вечно [и] после смерти и в этом мире.
147. Так как отец и мать порождают его от взаимной любви, следует считать, что это его рождение произошло [только] от чрева.
148. Но рождение, которое для него дает учитель, знающий всю Веду, - действительное; оно свободно от старости и смерти.
155. Старшинство у брахманов [зависят] от знания, у кшатриев – от доблести, у вайшиев - от богатства зерном и только у шудр – от возраста.
156. [Человек] является почтенным не потому, что у него седая голова; того, кто изучил Веды, боги считают почтенным даже если он юн.
ГЛАВА III
4. Омывшись с позволения учителя, исполнив согласно правилу обряд возвращения домой, дваждырожденному[p26] [p5] надо взять жену одной с ним варны, обладающую благоприятными знаками.
6. При заключении брака надо избегать следующие десять семейств, даже [если они] большие и богаты коровами, козами, овцами, деньгами и зерном:
7. Семейство, пренебрегающее исполнением обрядов, лишенное мужчин, в котором не изучается Веда, [члены которого] волосаты, подвержены геморрою, чахотке, плохому пищеварению, падучей, белой или черной проказе).
8. Не следует брать в жены девушку рыжую, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую,
9. носящую имя созвездия, дерева, реки, название низшей касты, горы, птицы, змеи, слуги или устрашающее имя.
10. Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона[p27] [p6], нежные волосы на теле и голове, красивые зубы, нежные члены.
12. При первом браке дваждырожденному рекомендуется [жена] его варны; но у вступающих в новый брак по любви могут быть и жены иной варны согласно прямому порядку [варн].
13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - (шудрянка] и своей [варны], для кшатрия - те [обе] и своей [варны], для брахмана - те [три], а также своей [варны].
14. Ни в одном сказаний не упоминается жена-шудрянка у брахмана или кшатрия, даже у находящихся в крайних обстоятельствах.
15. Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры.
17. Брахман, возведя шудрянку на ложе, [после смерти] низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства.
51. Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства.
56. Где женщины почитаются, там боги радуются; но где они не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны.
57. Та семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, но та, где они не печалятся, всегда процветает.
60. В какой семье муж всегда доволен женой и жена так же - мужем, там благополучие прочно.
ГЛАВА IV
2. Пусть брахман, прибегнув к такому способу снискания средства существования, какой [достоин его], живет без вреда для живых существ или по крайней мере с малым вредом, кроме крайних обстоятельств.
3. Пусть собирает добро только для обеспечения существования свойственными ему безукоризненными занятиями, без изнурения тела.
11. Ради средств к существованию ни в коем случае не следует вести себя, как обычные люди; надо вести жизнь брахмана - прямую, честную, чистую.
15. Пусть он не добивается богатств ни способами, привлекающими людей, ни запрещенными занятиями, ни когда богат, ни даже в несчастье [приемом даяния] от кого попало.
16. Пусть не будет привязан из чувственности ко всяким мирским утехам;
чрезмерную привязанность к ним следует отвращать размышлением.
17. Надо отвергать всякое богатство, мешающее изучению им Веды, но изучать ее как полагается; ведь это ему [обеспечивает] достижение цели.
29. Пусть ни один гость не пребывает в его доме, не будучи почтённым,
35. Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением Вед и [делами], полезными для него.
36. Ему полагается носить бамбуковый посох, сосуд с водой, священный шнур, [пучок] травы куща и две блестящие золотые серьги.
165. Дваждырожденный, [даже] только пригрозив брахману убить его, сто лет пребывает в аду Тамисра.
166. В гневе ударив его даже травинкой, он рождается в порочных утробах двадцать один раз.
167. Человек, пролив по неразумию кровь несражающегося брахмана, подвергается после смерти величайшему мучению:
168. сколько пылинок кровь соберет с поверхности земли, столько лет проливший кровь пожирается в потустороннем мире другими [существами].
169. Поэтому мудрый человек пусть никогда даже не угрожает дваждырожденному, не ударяет его даже травинкой, не проливает его кровь.
170. Ведь нечестивый человек, у которого богатство [нажито] неправедно, который всегда находит удовольствие в причинении вреда, в этом мире не достигает благополучия.
171. Даже погибая вследствие [приверженности] к добродетели, пусть не направляет свой разум к пороку, видя быструю гибель нечестивых злодеев.
172. Беззаконие, совершенное в этом мире, не сразу дает плод, как земля, но, постепенно увеличиваясь, оно подрезает корни совершающего [ее].
173. Если [наказание падает] не на самого [преступника, то) на сыновей, если не на сыновей, [то] на внуков; но совершенное беззаконие не остается без последствий для совершающего [ee].
174. Благодаря беззаконию он некоторое время процветает, потом находит блага, потом побеждает врагов, но [в конце концов] погибает с корнем.
ГЛАВА VII
1. [Теперь] я изложу вам дхармы царя, какой образ жизни следует вести царю, каково его происхождение и каков [путь достижения] высшего успеха.
5. Так как царь был создан из частиц лучших из богов, он блеском превосходит все живые существа.
6. Как солнце, он жжет глаза и сердца, и никто на земле не может даже смотреть на него.
8. Даже [если] царь - ребенок, он не должен быть презираем [думающими, что он только] человек, так как он - великое божество с телом человека.
9. Огонь сжигает только одного человека, неосторожно приближающегося, огонь же царя сжигает семейство со скотом и накопленным имуществом.
12. Но кто по глупости ненавидит его, несомненно, погибает, ибо царь быстро принимает меры для его гибели.
15. Из страха перед ним все живые существа - недвижущиеся и движущиеся - служат пользе и не уклоняются от [исполнения] дхармы.
16. Рассмотрев основательно место и время [преступления], возможность и степень сознательности деяния, ему надо накладывать [наказание], как полагается, на людей, живущих неправедно.
18. Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят; мудрые объявили Наказание [воплощением] дхармы.
19. Наложенное надлежащим образом после [должного] рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения, - губит все.
20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле,
21. ворона стала бы есть поминальное приношение и собака лизать жертвенную пищу, никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших[p28] [p7].
22. Весь мир подчиняется [только] посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха Наказания весь мир служит пользе.
24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в [наложении] Наказания.
25. Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает.
30. Не может управлять правильно тот, у кого нет друзей, (кто наделен] глупостью, жадностью, необразованностью, приверженностью к мирским утехам.
31. Наказание может быть наложено чистым, правдивым, следующим тому, что сказано в священных книгах, имеющим хороших помощников и умным.
32. В своей стране надо вести себя правильно, строго наказывать врагов, быть прямым по отношению к верным друзьям, преисполненным терпения к брахманам.
36. Как ему, охраняющему народ, вместе со слугами должно поступать, это я вам расскажу как следует по порядку.
37. Царь, встав утром, пусть почтит брахманов, знатоков тройственного знания[p29] [p8], мудрых в управлении и поступает по их [советам].
44. Надо днем и ночью усердно заботиться об обуздании чувств, ибо [только] обуздавший чувства может заставить подданных пребывать в повиновении.
45. Надо тщательно избегать пороков, имеющих плохой конец - десять, порожденных желанием, и восемь, порожденных гневом.
46. Ведь царя, приверженного к порокам, порожденным желанием, покидают богатство и дхарма, но [приверженного] к порокам, порожденным гневом, - даже душа.
47. Охота, игра в кости, спанье днем, злословие, женщины, пьянство, пение, музыка, танцы и бесцельное путешествие – группа из десяти [пороков], порожденных желанием.
48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть гневливость, нарушение [прав] собственности и оскорбление словом и палкой - группа из восьми [пороков], порожденных гневом.
49. Ту жадность, которую все мудрецы определили как корень их обоих, надо старательно преодолевать; обе эти группы происходят от нее.
54. Надо назначить семь или восемь сановников - знатоков священных книг, храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных.
55. Даже дело, которое легко исполнимо, с трудом исполнимо одним; тем более [сложно управлять], особенно без помощников, весьма процветающим царством.
56. Вместе с ними следует постоянно обдумывать обычные дела: мир, войну, взимание налогов, охрану [страны] и обеспечение приобретенного.
57. Узнав мнение каждого из них - в отдельности или совместно, - следует самому выбирать при исполнении дел полезное для себя.
58. Но с отличнейшим из всех них ученым брахманом пусть царь держит самый важный совет относительно шести форм политики.
59. Надо всегда с полным доверием сообщать ему обо всех делах; обдумав с ним, пусть затем исполняет [любое] мероприятие.
60. Надо назначить также других служащих - честных, умных, твердых, собирающих богатства надлежащим образом и хорошо испытанных.
61. Сколько человек нужно для надлежащего исполнения дел, столько способных, предусмотрительных и неутомимых и надо назначить.
79. Пусть царь чтит богов различными жертвоприношениями с обильными дарениями [жрецам] и ради дхармы пусть дает брахманам пищу и имущество.
81. В разные места следует назначать разных опытных надзирателей; пусть они за него наблюдают за всеми работами, исполняемыми людьми.
88. Храбрость в битвах, защита народа, почитание брахманов – лучшее средство для царей достичь блаженства.
89. Цари, взаимно желающие убить друг друга в битвах, сражающиеся с крайним напряжением сил, с неотвращенпым лицом, идут на небо.
111. Царь, который по неразумию беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.
112. Как от мучения тела гибнут жизни людей, так от мучения страны гибнут жизни царей.
115. Следует назначить старосту для [каждой] деревни, правителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи селений.
116. Деревенский староста пусть сам сообщает должным образом о преступлениях, совершенных в деревне, управителю десятью деревнями, управитель десятью - управителю двадцатью;
117. управитель двадцатью пусть все это сообщает управителю сотни, а управитель сотни деревень - лично управителю тысячи.
118. Что должно быть даваемо царю жителями деревни - пища, питье, топливо и т.д.- то пусть собирает деревенский староста.
120. За их действиями в деревнях, а также за частными делами пусть наблюдает особый сановник царя - верный и неутомимый.
121. В каждом городе надо назначить одного, думающего обо всех делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете среди
звезд.
122. Пусть он всегда посещает всех тех [служащих] сам; поведение их в сельских местностях пусть проверяет должным образом посредством соглядатаев.
123. Ведь слуги царя, назначенные для охраны [народа], бывают большей частью порочными, стремящимися к захвату чужой собственности; от них нужно защищать этот народ,
124. Пусть царь, забрав имущество тех [служащих], которые по злонамеренности вымогают деньги у тяжущихся, отправит [их] в изгнание.
128. Рассудив, царю надо в стране всегда так устанавливать налоги, чтобы пользовался плодом и царь и исполняющий работы.
129. Как мало-помалу поглощают пищу пиявка, теленок и пчела, так мало-помалу царем должен быть получаем от страны ежегодный налог.
130. Царем может быть взята пятидесятая часть скота и золота, а также восьмая, шестая или же двенадцатая часть зерна.
131. Он может также взимать шестую часть древесины, мяса, меда, коровьего масла, благовоний, лекарственных трав, соков, цветов, кореньев и плодов,
132. листьев, зелени, трав, шкур и плетеных изделий, глиняных сосудов и всего, сделанного из камня.
133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налог с знатока Веды; не должен умереть от голода знаток Веды, живущий в его стране.
134. У какого царя в стране погибает от голода знаток Веды, у того от того же голода быстро погибает страна.
138. Царь может заставить исполнять царскую работу один [день] в каждый месяц
ремесленников всех специальностей и шудр, живущих своим трудом.
139. Не следует подсекать корень свой и других чрезмерной жадностью, ибо подрубающий корень губит себя и других.
140. Рассматривая дела, царю следует быть строгим и добрым, ибо царь строгий и добрый весьма уважается.
ГЛАВА Vlll
1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.
2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон,
3. относящиеся к восемнадцати видам, - по отдельности, ежедневно, посредством умозаключений, [основанных] на обычаях страны и указаниях священных книг.
4. Из них первое - неуплата долга, [затем] заклад, продажа чужого, соучастие в [торговом или другом] объединении, неотдача данного,
5. неуплата жалованья, нарушение соглашения отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом,
6. споры о границах владений, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние,
7. обязанности мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад - эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.