Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 169 — 172




Афины представляют собой самую чистую, наиболее класси­ческую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развиваю­щихся внутри самого родового общества. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную много­численным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро со­вершенно растворяются и родовая аристократия и плебс. Наконец, у германских победителей Римской империи государство возни­кает как непосредственный результат завоевания обширных чу­жих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств.

...Государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действи­тельность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на из­вестной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, клас­сы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, ко­торая бы умеряла столкновение, держала его в границах «по­рядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

По сравнению со старой родовой организацией государство отличается, во-первых, разделением подданных государства по территориальным делениям...

Вторая отличительная черта — учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, органи­зующим самое себя как вооруженная сила. Эта особая публичная власть необходима потому, что самодействующая вооруженная организация населения сделалась невозможной со времени раско­ла общества на классы.

...Народное войско афинской демократии было аристократи­ческой публичной властью, направленной против рабов, и держа­ло их в повиновении; но для того, чтобы держать в повиновении также и граждан, оказалась необходимой, как рассказано выше, жандармерия. Эта публичная власть существует в каждом госу­дарстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были не известны родовому устройству об­щества.

...Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся боль­ше и населеннее. Взгляните хотя бы па теперешнюю Европу, в которой классовая борьба и конкуренция завоеваний взвинтили публичную власть до такой высоты, что она грозит поглотить все общество и даже государство.

Для содержания этой публичной власти необходимы взно­сы граждан — налоги. Последние были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем достаточно хорошо. С развитием цивилизации даже и налогов недостаточно; государ­ство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. И об этом старушка Европа может порассказать немало.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чи­новники становятся, как органы общества, над обществом. Сво­бодного, добровольного уважения, с которым относились к орга­нам родового общества, им уже недостаточно, даже если бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путем исключительных за­конов, в силу которых они приобретают особую святость и непри­косновенность. Самый жалкий полицейский служитель цивили­зованного государства имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный мо­нарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпо­хи цивилизации мог бы позавидовать тому, не из-под палки при­обретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним.

Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства ста­новится также политически господствующим классом и приобре­тает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, фео­дальное государство — органом дворянства для подавления кре­постных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом. В виде исключения встречаются, однако, периоды, когда борю­щиеся классы достигают такого равновесия сил, что государствен­ная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посредница между ними. Такова абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против дру­га, таков бонапартизм Первой и особенно Второй империи во Фран­ции, который натравливал пролетариат против буржуазии и буржуазию против пролетариата. Новейшее достижение в этой об­ласти, при котором властитель и подвластные выглядят одинаково комично, представляет собой новая Германская империя бисмарковской нации: здесь поддерживается равновесие между капита­листами и рабочими, противостоящими друг другу, и они подвер­гаются одинаковому надувательству в интересах оскудевшего прус­ского захолустного юнкерства.

Кроме того, в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущест­венным положением, и этим прямо заявляется, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1460 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.