Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? — Полн. собр. соч., т. 1, с. 137 — 139




...Эта гипотеза (имеется в виду учение Маркса о зависимости идеологических отношений от материальных. — Ред.) впервые возвела социологию на степень науки. До сих пор социологи зат­руднялись отличить в сложной сети общественных явлений важ­ные и неважные явления (это — корень субъективизма в социоло­гии) и не умел найти объективного критерия для такого разгра­ничения. Материализм дал вполне объективный критерий, выделив производственные отношения, как структуру общества, и дав воз­можность применить к этим отношениям тот общенаучный крите­рий повторяемости, применимость которого к социологии отрицали субъективисты. Пока они ограничивались идеологическими обще­ственными отношениями (т. е. такими, которые, прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей), они не могли заме­тить повторяемости и правильности в общественных явлениях разных стран, и их паука в лучшем случае была лишь описанием этих явлений, подбором сырого материала. Анализ материальных общественных отношений (т. е. таких, которые складываются, не проходя через сознание людей: обмениваясь продуктами, люди вступают в производственные отношения, даже и не сознавая, что тут имеется общественное производственное отношение) — анализ материальных общественных отношений сразу дал возможность подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации. Только такое обобщение и дало возможность перейти от описания (и оценки с точки зрения идеала) общественных явлении к строго научному анализу их, выделяющему, скажем для примера, то, что отличает одну капиталистическую страну от другой, и иссле­дующему то, что обще всем им.

Наконец... потому еще эта гипотеза впервые создала возмож­ность научной социологии, что только сведение общественных отношений к производственным и этих последних к высоте произ­водительных сил дало твердое основание для представления развития общественных формаций естественноисторическим процессом. А понятно само собой, что без такого воззрения не может быть и общественной науки. (Субъективисты, например, признавая за­коносообразность исторических явлений, не в состоянии, однако, были взглянуть на их эволюцию как на естественноисторический процесс, — и именно потому, что останавливались на общественных идеях и целях человека, не умея свести этих идей и целей к мате­риальным общественным отношениям.)

Но вот Маркс, высказавший эту гипотезу в 40-х годах, берется за фактическое изучение материала. Он берет одну из общественно-экономических формаций — систему товарного хозяйства — и на основании гигантской массы данных (которые он изучал не менее 25 лет) дает подробнейший анализ законов функ­ционирования этой формации и развития ее. Этот анализ ограни­чен одними производственными отношениями между членами об­щества: не прибегая ни разу для объяснения дела к каким-нибудь моментам, стоящим вне этих производственных отношений, Маркс дает возможность видеть, как развивается товарная организация общественного хозяйства, как превращается она в капиталисти­ческую, создавая антагонистические (в пределах уже производ­ственных отношений) классы буржуазии и пролетариата, как раз­вивает она производительность общественного труда и тем са­мым вносит такой элемент, который становится в непримиримое противоречие с основами самой этой капиталистической органи­зации.

Таков скелет «Капитала». Все дело, однако, в том, что Маркс этим скелетом не удовлетворился, что он одной «экономической теорией» в обычном смысле не ограничился, что — объясняя строе­ние и развитие данной общественной формации исключительно производственными отношениями — он тем не менее везде и по­стоянно прослеживал соответствующие этим производственным отношениям надстройки, облекал скелет плотью и кровью. По­тому-то «Капитал» и имел такой гигантский успех, что эта книга «немецкого экономиста» показала читателю всю капиталистичес­кую общественную формацию как живую — с ее бытовыми сторо­нами, с фактическим социальным проявлением присущего про­изводственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 903 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.