Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребёнком, педагогическое общение.
Общение составляет необходимое и специальное условие присвоения ребёнком достижений исторического развития человечества. Взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации.
Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова.
Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как учителя, так и ученика.
Средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Кроме того, жест обладает свойством «тайное делать явным», о чём учитель всегда должен помнить.
Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Общение школьников с учителем начинается с момента его появления в классе. Важно всё: как он вошёл, как двигается, как перелистывает страницы журнала, как держит книгу. Учитель ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии. Ведь в класс можно войти резко и с размаху бросить на стол журнал, а можно то же самое сделать спокойно и уважительно. Если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряжённого ожидания неприятностей.
Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты подчёркивания и т.д.
Не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» её (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает её интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения оценки и контроля деятельности учащихся.
Таким образом, нельзя не обращать внимания на значимость жестов в педагогическом общении. С их помощью можно передать информацию, обратить внимание детей на какой либо важный момент, активизировать психические процессы, «включить» обратную связь, обеспечить эмоциональный ком-форт на уроке. Но чтобы педагогу правильно «читать» и применять выразительные движения, ему необходимо знать классификацию основных элементов невербального поведения. На какие же компоненты следует обращать внимание во время общения? В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к проблеме классификации невербальных средств общения. Рассмотрим некоторые из них.
Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам. Одна из таких классификаций представлена в статье М.Битяновой. Она, в частности, среди наиболее популярных в общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и акустическую. К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т.д. Анализ соответствующей литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз. Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение, как отмечает М.Битянова, имеют и разнообразные вкрапления в речь - паузы, покашливание, смех и прочее. Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек, по мнению М.Битяновой, использует в общении и такую систему, как кинестетическая система - прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление.
А.А.Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения: «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при ориентировке, предшествующей общению; сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения; регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора (говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании; модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на изменение условий общения.
Аллан Пиз различает указательные, подчёркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчёркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнёра. Они используются также для ослабления значения высказываний.
А.Пиз различает также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
Е.Петрова предлагает классификацию невербальных компонентов обыденного общения:
1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процесс; модальные (выражают оценку субъектом кого-либо).
2. Жесты-регуляторы выполняют регуляторно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.
3. Жесты-информаторы выполняют информативно-коммуникативную функцию.
Более подробно мы рассмотрим классификацию, предложенную В.А.Мижериковым и Т.А.Юзефавичусем, так как в ней классифицированы невербальные средства общения, используемые учителями, и показана роль отдельных компонентов в педагогическом общении:
1. Экспрессивно-выразительные движения – зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, визуальное взаимодействие:
Поза – положение тела, которое подразделяют на позы открытого и закрытого типа. Установлено, что закрытые позы учителя (когда он пытается закрыть переднюю часть своего тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещённые на груди, - и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытая же поза (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимается как поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это учащимися воспринимается бессознательно.
Мимика – сокращение лицевых мышц, которые изменяют выражение лица и сигнализируют о состояниях человека. Сюда входят улыбка, движения губ, бровей и носа(!). Мимическая сторона общения крайне важна – по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут помочь в установлении контактов. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний даёт возможность педагогу выразить своё эмоциональное состояние и отношение к определённому ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. Ряд исследований показывают, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким (но не завышенным) уровнем внешней эмоциональности. Кроме того, при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15% информации.
Жест (в узком смысле) – движения рук, которые могут уточнять мысль, оживлять её, в сочетании со словами усиливать её эмоциональное значение, способствовать лучшему восприятию. Жесты в свою очередь делятся на:
o Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства, хотя они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.
o Сцепленные пальцы - жест напряжённости, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.
o Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) - жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.
o Руки в бока (упираются в талию) - жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.
o При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку - жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.
o Стучит по столу - выражение недовольства, ярости, гнева.
o Опирается на стол, стул руками - жесты, выражающие определённую степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.
o Описательно-изобразительный жест (руками) - жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.
o Прикрытие рта, потирание уха, глаза - жесты неуверенности в себе.
Визуальное взаимодействие – контакт глаз, взгляд. Глаза выступают важнейшим выразительным элементом лица, да и всего внешнего облика человека. Направленные на нас глаза свидетельствуют, по крайней мере, о проявленном к нам внимании и интересе, пускай порой кратковременном и незначительном. Дети же очень чувствительны к взгляду учителя. Сопровождение учителем замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребёнка, мешает поддержанию контакта. Учитель, взглядывая на отвечающего, даёт понять, что слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему.
Согласно исследованиям, с помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии человека, и всё дело в зрачках. Их сужение и расширение не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться, лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствую дискомфорт, эффективность работы снижается.
2. Такесические средства общения – поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Наукой доказано, что данный компонент является биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог заменяет недостающего родителя. Но право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. В цивилизованном обществе прикосновение к другому человеку обусловлено целым рядом социальных норм и ограничений и поэтому является достаточно редким элементом общения, хотя и очень выразительным. Общая функция прикосновений – усиление контакта, акцентирование внимания на эмоциональной личной стороне.
3. Проксемические средства общения – ориентация педагога и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической целесообразности дистанции определена следующими расстояниями:
· персональное общение учителя с учащимися – от 45 до 120 см;
· официальное общение в классе – от 120 до 400 см;
· публичное выступление перед аудиторией – от 400 до 750 см.
Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей. Он может применять пространственную близость для укрепления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.