Деннис купил новую машину у дилера первый раз в жизни. Он заказал все, что было необходимо, и то, чего ему хотелось. В первые же выходные после покупки он поехал на своем автомобиле навестить мать. А в тот день у матери гостила сестра Денниса со своими детьми. Дети обступили сверкающее авто, а потом стали возле него играть. Через некоторое время Деннис услышал крик: «Посмотрите только на машину дяди!» В комнату вошел его племянник с очень растерянным видом. Он признался, что поцарапал автомобиль своим велосипедом.
«Все в порядке, – успокоил Деннис мальчика. – Хорошо, что ты мне сказал!»
Когда он увидел царапину, то понял, что машину придется отправлять в ремонт.
Через несколько недель Деннис поставил ее возле дома приятеля. Но тут вернулась жена приятеля и своей машиной снова поцарапала дверцу его автомобиля.
«Я не слишком сильно расстроился, – говорит Деннис. – Я любил свою машину, но, в конце концов, она была всего лишь механизмом на колесах». Этот человек спокойно относился к своему имуществу и мог проявлять щедрость, продиктованную любовью. Отношения с людьми он ценил выше денег. Он обладал внутренней свободой и жил в соответствии со своими приоритетами.
Писатель Шелдон Ванаукен как-то рассказал о том, как вместе с женой купил первую машину. Супруги были в восторге от своей покупки, но первое, что они сделали, приехав домой, – как следует врезали по ней молотком, чтобы «она выглядела комфортно помятой». Ванаукен пишет, что они не хотели иметь того, что могло бы «разделить любящих людей. Чрезмерно дорогие вещи… становятся грузом. Они сами владеют своими владельцами». Щедрость требует, чтобы мы не придавали своему имуществу значения большего, чем подобает (14).
Проект щедрости
Многим людям бывает трудно осуществить то, что я называю «проектом щедрости». Вспоминаю одного мужчину, который сказал мне: «Услышав рассказ парализованной Джонни Эриксон Тада о ее проекте инвалидных колясок, я был впечатлен. Она собирает подержанные инвалидные кресла, ремонтирует их и отправляет в страны третьего мира. Ее рассказ тронул меня, и я захотел участвовать в этом проекте. Я не мог ездить в другие страны, но мог пожертвовать свои деньги». Этот человек испытал радость участия в работе любви, начатой кем-то другим (15).
На что я должен жертвовать?
Чтобы начать жертвовать на благотворительность, обратитесь в местные организации, которым вы доверяете. Обратитесь в приют для бездомных, школу, больницу, религиозное учреждение. Как-то раз я услышал о женщине, которая стала добровольно помогать детскому саду, который посещал ее больной сын до того, как умер. «Здесь он был счастлив… Я могу помочь, потому что знаю, каково это – быть матерью ребенка-инвалида». Впоследствии эта женщина стала психологом и начала работать с семьями, имеющими детей-инвалидов (16).
Если вы хотите пожертвовать деньги на благотворительность, но не знаете, с чего начать, зайдите на сайт www.justgive.org. Прежде чем пожертвовать деньги организации, узнайте о ней больше через Better Business Bureau (www.bbb.org) и IRS (www.irs.org).
Больше, чем, как мы думали, у нас есть…
Уинстон Черчилль как-то раз сказал: «Мы живем на то, что зарабатываем. Мы делаем жизнь тем, что даем». Только жертвуя часть денег и имущества, можно быть уверенным в том, что ты оставишь след в этой жизни. Это один из множества парадоксов, которыми полна жизнь, исполненная истинной любви. Жертвуя от чистого сердца, мы проявляем смирение, а не гордость. Мы жертвуем не из чувства долга, а из чувства любви.
На могиле Кристофера Чэпмена в Вестминстерском аббатстве стоит памятник, на котором в 1680 году была высечена такая эпитафия:
То, что я отдал, я имею.
То, что я потратил, я имел.
То, что я оставил, я потерял,
Не отдав этого.
Учась щедрости, мы понимаем, что имеем гораздо больше, чем нам казалось.
Простая радость щедрости
Когда мать Амбер Коффман захотела работать добровольцем в приюте для бездомных в Мэриленде, она решила, что сделает это только в том случае, если восьмилетняя Амбер пойдет вместе с ней. Мать и дочь проводили время с бездомными детьми и их родителями каждую неделю. Амбер узнала радость и боль знакомства с судьбами других людей. Общение с бездомными пробудило в девочке щедрость. Через три года, в 1993 году, одиннадцатилетняя Амбер создала детскую организацию помощи бездомным Балтимора. Сначала Амбер и ее ровесники каждую субботу делали для бездомных бутерброды с сыром и колбасой, а потом относили их в приют. Сегодня Амбер Коффман продолжает руководить созданной ею организацией, которая помогла более чем тридцати тысячам человек и осуществила сорок девять аналогичных программ в США и за рубежом. Каждую неделю бездомные Балтимора получают шестьсот пакетов с пищей и напитками.
Каждый человек – это уникальные отношения
Мы щедры не потому, что хотим начать программу, которая помогла бы тысячам людей и получила бы международное признание. Мы щедры, потому что ценим человеческие отношения. Мать Амбер старалась привить дочери дух щедрости, и ее усилия увенчались успехом. Ее дочь неравнодушна к тем, кто встречается на ее пути.
Мать Тереза, щедрость духа которой принесла исцеление и покой десяткам тысяч людей, как-то раз написала: «Я никогда не стремилась помочь массам. Я всегда заботилась о конкретных людях» (17). Запомните эти замечательные слова, когда вас начнет одолевать забота о судьбах человечества. Вокруг нас множество людей, которым нужна помощь. Щедрость нужно проявлять не к статистике, а к человеку, который находится перед нами. Щедрость может принести исцеление гораздо большему числу людей, чем мы даже можем себе вообразить.