Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Беляева Г.Г. О содержании понятия народное искусство. //Русский вопрос: история и современность. Омск, 2005




Пояснительная записка

Актуальность данной программы профильной смены православного лагеря, рассчитанной на школьников от 10 до 18 лет, видится нам прежде всего в том, что позволяет погрузить детей в мир традиционной культуры, в то же время пропитанный дисциплиной и значительным уровнем самоорганизации. Работая с детьми и молодёжью,мы осознали необходимость для детей и себя такого временного выхода за рамки существующей действительности, позволяющего по-новому взглянуть на свою жизнь, переоценить некоторые ценности, понять, что по-настоящему важно, а без чего вполне можно обойтись. Толчок к такому осмыслению дали фольклорные фестивали, практический опыт православных лагерей Омская и Томская Богатырские заставы, произошло осмысление действенности форм народной педагогики как относительно детей и молодёжи, так и взрослых участников форумов.

Русская традиционная культура является той системой, что лежит в глубинной основе современного общества и чьи ценности позволяли и позволяют выживать нашему народу как государствообразующей нации в тесном содружестве с народами других национальностей, проживающих на территории РФ. Именно на основе народной культуры складываются представления человека о мире, ширится система образов, формируется язык, другие средства коммуникации. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человека (как будничной, так и праздничной), но и регулируются нормы общественных отношений: семейные, общинные, половозрастные, межпоколенные и т.д. Культура же казачества, на протяжении многих лет являвшегося щитом России по всему её периметру, представляет собой наивысшее выражение народного самосознания.

Забвение и утрата народных традиций в современности приводит, от постепенного разрушения самих форм культурного взаимодействия, присущего нашему народу, к постепенной подмене этих выверенных веками форм формами массовой культуры, направленной на голое потребление. Это грозит духовной безопасности России не только распадом культурных связей и стиранием памяти поколений, но и утратой национального характера и иммунитета, образованием чуждых природе этноса общественных аномалий, постепенно разъедающих нашу жизнь изнутри.

В настоящее время в России происходит обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания детей и молодёжи. Однако противоречивость современной социокультурной ситуации усложняет решение вопроса формирования у детей и молодёжи патриотического чувства. Трудности, связанные с усвоением весьма расплывчатых норм поведения и мотивов деятельности, отсутствием в обществе устойчивой системы ценностей, снижение информированности школьников по вопросам истории, попытки её современной интерпретации оказывают негативное влияние на становление патриотической позиции личности. Мало того, - практика показывает, что не всякое патриотическое чувство приводит человека к патриотическим поступкам. Любой поступок всегда основывается на осознанной жизненной позиции человека, а патриотический поступок – это уже феномен сформировавшейся мировоззренческой культуры личности.

К ак один из успешных инновационных подходов к решению проблемы патриотического воспитания зарекомендовал себя опыт педагогической практики на основе русской традиционной культуры. Исследователи объясняют дееспособность данного метода прежде всего объединительной функцией, заложенной в основы русской традиционной культуры, делающей народ неповторимым и сплочённым, лояльным к другим народам, но удерживающимся на собственном пути развития. Помимо объединительной, в традиции заложены познавательная, креативная функции, подготовка к семейной жизни, воинская подготовка, усвоение системы ценностей, присущих всему народу в целом. Фактически весь комплекс традиционной культуры является этнопедагогической системой, воспитывающей личность в течение всей жизни.

П рактически во всех развитых государствах существует и система подготовки молодёжи к службе в армии. В России в разные периоды её существования накоплен в этой области значительный опыт, который перенимали такие страны, как Германия, Франция, США. Тот же незаслуженно забытый нами сегодня комплекс ГТО был положен в основу оздоровительных молодёжных программ во многих странах мира, не говоря уж о наработках тех, кто воспитывал Суворова, Кутузова и других личностей нашей воинской истории. Мало того, в крестьянской общине также существовал значительный опыт, позволявший русским воинам быть крепкими духовно и телесно. Что и говорить о культуре казачества, являвшегося не только щитом, но и мечом России.

Д ля современных психологов сегодня бесспорна важность игры как основы основ детского развития. Но современные игровые технологии нередко страдают надуманностью, в них недостаёт системности – той, которая присутствует во всех как состязательных, так и художественно выраженных народных играх. Подвижные народные игры имеют серьёзные преимущества и перед занятиями спортом как таковым. Они содержат всевозможные и разнообразные движения человека, которые изменяются в различных, постоянно меняющихся комбинациях. Это не только снимает спортивную проблему перегрузки мышц и сухожилий, но и позволяет более эффективно их развивать. Меньшая регламентация народных игр и их эмоциональность более соответствуют детской психике, позволяют сбросить агрессию без агрессивного поведения. Немаловажен и тот факт, что все народные игры чётко разделяют мальчиков и девочек по функциям, позволяя сформироваться выраженным мужским качествам первых и женских – вторых (а не наоборот, как задаёт нам тон современная массовая культура). Кроме того, большинство народных игр являются групповыми и учат взаимодействию без соперничества, путём чего игры превращаются в эмоционально окрашенную отработку определённого навыка, умения. Разновозрастной состав участников народных игр ведёт к общению старших и младших, первому педагогическому опыту самих детей. Также коллективные игры учат соотносить свои желания и решения с желаниями и решениями партнёров, вырабатывают навыки дисциплины, самоконтроля. Не менее важна роль игры для развития образного мышления, без которого вообще невозможно творчество. В играх складывается умение мгновенно ориентироваться в ситуации, делать в напряжённом темпе игры единственно правильный выбор из множества возможных.

И так, игра развивает практически все необходимые качества человека, особенно те, которые ценны для будущего защитника Отечества: умение сосредоточиться и мгновенно реагировать, командовать и подчиняться, стоять за себя и своих друзей, тех, кто слабее и т.д.

В сё вышеописанное заставляет более серьёзно относиться к возможностям русской традиционной культуры (в том числе – воинского искусства) в патриотическом воспитании детей и молодёжи и, в частности, в задействовании традиционных педагогических методик как основного наполнения программы оздоровительных лагерей.

Цель программы:

- Оздоровление детей, их духовно-нравственное воспитание; формирование у них потребности заниматься совершенствованием физической культуры посредством народных игр и русского воинского искусства.

Задачи:

- Погружение детей в атмосферу традиционных культурных ценностей русского народа;

- Повышение престижа военной службы, укрепления любви и уважения к родителям, старшим поколениям, истории родного края;

- Популяризация традиционных форм народной педагогики;

- Подготовка инструкторского состава;

- Обучение детей основам выживания в природных условиях;

- Ознакомление участников смены с богатейшим фольклорным наследием нашей страны, народными ремёслами;

- Установка на прояснение для детей традиционных полоролевых функций в условиях современного размывания СМИ половых границ.

- Организация занятости детей.

Педагогические принципы:

1. Принцип соборности – слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного;

2. Принцип коллективной ответственности – надиндивидуальное отношение к проблемам (любая личная проблема становится общей и решается совместно, и наоборот);

3. Принцип дифференциации воспитания – отбор содержания форм и методов воспитания в соответствии с индивидуальными психологическими и физическими возможностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности;

4. Принцип безопасности – соблюдение ТБ путём проведения профильных инструктажей по видам деятельности, зачётных занятий по ТБ;

5. Принцип преемственности – старшие участники смены помогают младшим и участвуют в процессе их обучения; младшие прислушиваются к старшим и уважительно к ним относятся;

6. Постепенное увеличение сложности и объёма информации;

7. Сочетание индивидуальной и групповой работы.

 

Возраст детей, на которых рассчитана программа; срок её реализации:

Программа рассчитана на школьников от 10 до 18 лет; реализуется в течение 6 дней.В порядке исключения допускаются дети с 8 лет, занимающиеся профильными направлениями: клубы рукопашного боя, спортивные секции, туристические, фольклорные кружки, воспитанники воскресных школ.

 

Отличительные особенности программы:

Программа коррелируется с Государственной программой патриотического воспитания граждан России; возможность её использования в нашем лагере обусловлена наличием команды специалистов-универсалов, соединяющих педагогическую деятельность с продвижением отдельных направлений традиционной воинской и празднично-бытовой культуры народа. При составлении программы использована авторская программа Е.М.Чешегоровой «Богатырская застава» г.Омск.

Ожидаемые результаты:

- приобретение знаний по русской воинской культуре и истории; практических навыков для действий в различных экстремальных ситуациях; приобщение к народным играм, фольклору, ремёслам, здоровому образу жизни;

Краткое описание структуры программы:

- фольклор

- народные игры

- воинская культура

- туристическая подготовка

- ремёсла

Каждый блок содержит в себе целый комплекс программного материала, форм и методов, на которых программа работает:

Фольклор содержит в себе знания, умения и навыки, относящие к мировоззренческим вопросам и запечатлённые в художественно выраженных формах устного, певческого, танцевального, игрового и инструментального творчества.

Народные состязательные игры позволяют задействовать и развить физические возможности детей в игровой форме, без перегрузок, которые несут классические виды спорта.

Воинская культура служит основой воспитания будущего воина-защитника Отечества; готовит школьников к реалиям прохождения армейской службы.

Туристическая подготовка закладывает основы экологического воспитания, готовит к экстремальным ситуациям, возможным в жизни человека, выживанию в природной среде (лекарственные, съедобные растения, создание переправ и т.п.).

Занятия ремёслами ведёт косвоению форм хозяйственного самообслуживания, даёт навык терпеливого и кропотливого труда; служит развитию мелкой моторики рук и т.п.

 

Основные направления реализации программы:

Военно-патриотическое: семинары по современному и старинному оружию России; по истории казачества; занятия по строевой и тактической подготовке; маскировка на местности; радиосвязь (работа с современными и другими видами связи).

Экологическое: экологические рейды, трудовая помощь этнографическому Центру.

Творческое: системные занятия по народному вокалу и хореографии, инструментальному фольклору, прикладным видам народного творчества;вечёрки как форма организации вечернего досуга.

Интеллектуальное: систематические занятия по основам православной культуры; диспуты на тему проведённых семинаров.

Спортивно-туристическое: двоеборье (городки, лапта); чемпионат по прыжкам на верёвке; соревнование по мини-ориентированию (индивидуальный и групповой зачёты);

Организационное: собрание-знакомство; профильные инструктажи по ТБ; куренные построения; утреннее и вечернее правило.

 

Содержание деятельности и механизм реализации программы:

Подготовительный этап – подбор методических материалов, обучение куренных вожатых, работа с кадровым составом и подготовка необходимых документов для открытия смены.

Организационный этап – начало смены, проведение мониторинга по выявлению лидерских качеств участников смены, уровня физического развития новых участников смены, многоуровневый инструктаж по ТБ. Органы самоуправления «Казачьей станицы»-Круг-общее собрание детей и взрослых(дважды в смену).Сбор- ежедневно, вечером на поверке –итоги дня, план на следующий день. Совет станицы- совет актива(наказной атаман, администрация смены, инструкторы, куренные вожатые, старшины)-утренняя планёрка. Пресс-центр «Слово и дело»(информационный стенд «Прорыв»).

Основной этап – реализация основной идеи смены, максимальное встраивание детей в программный материал.

Заключительный этап – проведение итоговой военно-спортивной ролевой игры; подведение итогов смены, обратная связь с участниками смены, выработка перспектив деятельности на следующий год.

 

 

Формы отслеживания результатов:

- психолого-педагогический мониторинг личной результативности участника смены;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- собеседования;
- тестирование;

- психолого-педагогический мониторинг в процессе постановки учебно-проектных групповых задач;

 

Обеспечение программы и условия и её реализации:

Кадровое обеспечение: подбор и расстановка кадровых ресурсов смены; семинарские занятия для куренных вожатых для понимания целей и задач Программы;

Методическое обеспечение (наличие программы, семинары, подборки м-лов, ежедневные планёрки, разработка системы мониторинга результатов программы);

Педагогические условия: подбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создание условий для успешной самореализации детей;

Организация различных видов стимулирования (система поручений, разграничений и поощрений);

Наличие материально-технической базы: канцелярских и расходных материалов для занятий детей творчеством, обеспечение направлений деятельности – каждого соответственно Программе.

 

Краткое описание программы:

Программа православного лагеря «Казачья станица» является значимой частью деятельности по патриотическому воспитанию современных школьников как реальная возможность для детей и молодёжи в условиях природы получить или усовершенствовать знания, умения и навыки по военно-патриотической подготовке, православной истории России, русскому фольклору и ремёслам.

Природно-климатические условия стоянки благоприятствуют оздоровлению детей; чистый воздух и активный отдых помогут детям снять напряжение после учебного года и провести незабываемое, как подсказывает наш опыт, время; восстановить и накопить силы и здоровье.

Программа представляет собой систему с включением элементов русской традиционной православной культуры (участие в Литургическом служении, изучение народных игр, ремёсел, вечёрки) и воинского искусства (русский рукопашный бой, школа выживания в условиях живой природы (высотная и водная, туристическая подготовка), конная верховая езда и т.п.). Также программа имеет собственно исследовательский компонент: выход в фольклорно-этнографические экспедиции(Крапивинский район).

Вся работа на сборах ведётся под руководством квалифицированных педагогов, с которыми родители детей, впервые участвующих в программе, лично знакомятся на предварительных встречах и при оформлении документов непосредственно на сборы.

 

Список литературы:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2016 ГОДЫ"

Каргин А. С., Хренов Н. А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации // Сохранение и возрождение фольклорных традиций.- М., 1993

Каргин А. С., Хренов Н. А. Методологические вопросы изучения традиционной культуры // Фольклор и художественная культура. Вып. 13. – М., 2004

Леонова Т. Г. Фольклорный репертуар сибирских сел с разным составом населения // Фольклор и литература Сибири. Вып. 2. – Омск., 1975

Громыко М. М. Мир русской деревни. – М., 1991

Архив ЦСТ, материалы комплексных фольклорно-этнографических экспедиций в Колосовский, Называевский, Горьковский, Крутинский, Большеуковский, Муромцевский, Седельниковский, Тюкалинский, Тарский районы Омской области 1995 – 2003 гг.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб.. 2000.

Балушок В.Г. Древнеславянские молодежные союзы и обряды инициации //Этнографическое обозрение, 1996. № 3.

Бачурина Т.Е. Воинское воспитание для мальчика от рождения до года /www.buza.ru

Беляева Г.Г. О содержании понятия народное искусство. //Русский вопрос: история и современность. Омск, 2005

Горбунов Б.В. Игра «В войну» в народной традиции (по материалам Рязанского края) /www.buza.ru

Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян 19-нач. 20 вв. М., 1997





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2327 - | 2084 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.