СИЛЛАБУС
по дисциплине «Живопись 1»
для студентов специальности 5В042100 «Дизайн»
очной формы обучения
Атырау, 2013
Составители:
Жумабаева Эльмира Махметовна
Старший преподаватель кафедры «Изобразительное искусство и дизайн»,
член СХ РК
Силлабус обсужден на заседании кафедры
«Изобразительного искусства и дизайна»
Протокол №__ «__» ________ 2013г
__________________________________
зав.кафедрой,
академический профессор Кендир О.К
I. Учебная программа дисциплины (SYLLABUS)
1.1. Данные преподавателя:
Жумабаева Эльмира Махметовна, ст. преподаватель, ЧСХ РК
моб; 8-701-598-00-36
Время работы на кафедре: с 8.30 до 15.30 часов ежедневно, кроме воскресенья, обед с 13.00-14.00 ч.
Информация о дисциплине
Живопись 1 | Paint (11) 1203 | количество кредитов 2 | Курс 1, семестр 2 | |
Дизайн | 5В042100 | кафедра Изобразительного искусства и дизайна | Факультет Психологии, педагогики и искусства | |
Форма обучения дневная | Язык обучения русский | |||
Время и место проведения дисциплины: кор.№3, аудитория 15 | ||||
Время консультаций | ||||
Расписание рубежного контроля (7, 14, 21, 26 неделя) | ||||
ст. преподаватель, ЧСХРК Э.М.Жумабаева | контактная информация 27-01-77 спросить кафедру изо и дизайна | |||
Зав. кафедрой: ак. профессор Кендир О.К | ||||
1.3 Таблица часов:
курс | семестр | кредиты | лекции | студийные, практические | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
Экзамен |
Перечень перереквизитов.
№ | Наименование дисциплин, их разделы (темы) |
Перереквизиты дисциплины: школьные знания по рисованию |
1.5.Перечень постреквизитов: для спец. дисциплин, графика, цветоведение, дизайн, ДПИ, компьютерный дизайн
1.6. Краткое описание дисциплины:
Целью является воспитание и обучение студента принципам и методам художественного изображения, отвечающим комплексу современных требований; знакомство студентов с основами художественного конструирования как специфической проектной деятельности; способствование освоению практических приемов и способов разработки проектов различных изделий; квалифицированного выполнения их графическими средствами, и также является подготовка студента к профессиональной деятельности.
Задачи живописи 1: студенты должны овладеть навыками письма с натуры, изучить различные техники живописи. Знать теоретические правила, законы построения, компановки, цветотональных отношений, специфические понятия и термины. Уметь самостоятельно анализировать ученические работы, работы своих коллег, а также грамотно и профессионально оценивать свои работы. Формирование эстетического вкуса, приобретение теоретических и практических навыков изображения, развитие композиционно-творческой деятельности. Студент должен уметь изображать с натуры предметы и натюрморты различных видов и сложности, и портрет в натюрморте. Знать закономерности живописи.
Учебная работа практическая работа должна строиться на умелом применении научных знаний из области перспективы, цветоведения, оптики, пластической анатомии, химии.
В основе обучения живописи главным содержанием является рисование с натуры, по памяти, представлению и воображению объектов реальной природы и человека в реалистическом стиле с использованием различных живописных средств и материалов.
Практика проводиться в форме лекций, и практических студийных занятий в аудитории, самостоятельной работы студентов дома.
По итогам усвоения содержания программы студент должен:
иметь представление:
- структуре, целях и задачах курса «Живописи I»;
- портретных задачах;
- об анатомических особенностях;
- всевозможных творческих направлениях, видах живописи.
Знать:
- общие сведения из истории развития живописи;
- общие сведения о материалах, инструментах и принадлежностях для выполнения составления композиций в живописном материале, и правила пользования ими;
- основные термины и понятия живописи;
- разбираться в линейных средствах художественной выразительности;
- восприятие анатомии человека;
- общие сведения о скелете человека;
- основные характеристики;
- последовательность выполнения живописных композиций, этюдов из простейших по форме модели до сложной;
Уметь:
В ходе изучения дисциплины «Живопись 1» студент должен:
- овладеть (обладать) изобразительной грамотой;
- владеть техникой акварели и гуаши;
- уметь творчески подходить к использованию технических средств живописи.
- пользоваться специальной литературой;
- пользоваться инструментами и принадлежностями для выполнения композиции в живописных материалах;
- владеть терминологией по Живописи;
- использовать особенности художественных материалов, применяемых для живописи, и техники работы ими;
- составлять гармоничные композиции из различных цветовых пятен, мазков и пятен;
- выполнять этюды, живописные композиции натюрмортов различной сложности; портретов гипсовых в сочетании с натюрмортом;
- правильно работать цветом;
- правильно подбирать материал для различных композиций;
- правильно выполнять живописные композиции из сложных по форме модели;
- правильно выполнять построение сложных композиций: натюрморт, натюрморт в интерьере, натюрмортов сложных ракурсах;
- правильно передавать светотеневые градации натурной постановки;
- выполнять итоговую творческую работу.
На информационных вводных лекциях сообщаются основные сведения по истории развития, основания живописи, его места в системе культурного воспитания и искусства, о техниках, материалах и их работе, методике обучения, преподавания и тренировки технических и цветовых навыков в материале.
Практические занятия проводятся для развития, совершенства знаний, полученных студентами в форме практики живописного письма акварелью, и письма в цвете выполнений этюдов («нашлепков» многочасовых этюдов: зарисовок, набросков, рефератов с учетом возможностей студета, составления учебной натурной постановки простых и сложных композиций по заданной теме, анализа композиционного и художественного материала мастеров живописи, просмотра и изучения различных видеоматериалов и др.
Совместная работа студентов с преподавателем способствуют углублению и закреплению теоретических знаний, создают условия для формирования в процессе обучения педагогических навыков и умений в ведении учебно-методической и воспитательной работ. На практических занятиях студенты овладевают рациональной техникой выполнения приёмов и способов рисования акварелью и др. красящими материалами, изучают и совершенствуют технику живописи, овладевают методикой обучения, тренировки и составления композиций, изучают средства выполнения краткосрочных и длительных этюдов.
Учебная практика (пленэр) студентов проводиться на практических занятиях (на открытом воздухе) в течении всего периода обучения в ВУЗе. На занятиях по учебной практике преподаватель помогает студентам овладеть навыками выполнения этюдов с натуры, этюдов «нашлепки» многочасовые, по памяти, по воображению на пленэре, творческим мастерством, объясняет и показывает разнообразные методические приемы по обучению занимающихся, учит студентов оценивать исполнение живописных работ, определять и исправлять ошибки, прививает навыки в организации обучающихся. Часть занятий отводится на выполнение этюдов с вовлечением человека.
Во время самостоятельной работы студенты выплняют практические живописные работы по заданной теме, этюды, изучают программный материал по учебникам и учебным пособиям, научным журналам, используя также и современные технологии обучения: по электронным версиям учебной и методической литературы, получение информации из всемирной информационной сети «интернет» и других компьютерных программ.
Кроме того, за время учёбы студенты должны научиться готовить натурные постановки и оборудование к занятиям и выставкам, работать с реквизитным фондом по теме, рисовать натюрморты разных видов, знать особенности этого жанра. Учёт успеваемости студентов ведётся в форме двух рубежных контролей в семестре и экзаменов в сроки, установленные ВУЗом.
К окончанию полного курса обучения студенты обязаны:
По практике:
-уметь выполнять основные технические живописные приемы акварелью;
-уметь показать основные технические приемы живописи акварелью в различных по сложности композициях;
-подобрать упражнения и провести обучение акварельному приему и творческому взаимодействию по заданию преподавателя с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- владеть техническими приемами акварели;
- провести самостоятельно оценку учебной постановки;
- провести самостоятельную выставку-экспозицию творческих работ;
По теории:
-сдать экзамен по теории в объеме программы;
-знать правила организации натурной постановки и законов композиции;
Экзамен проводиться по теории и практике и оценивается комплексно с учетом знаний, умений приобретённых навыков.
Тематический план курса
Тематический план студийных работ
Название темы | Лекции | Семи-нарские, практические | СРСП | СРС | |
Лекция.Ведение в предмет Материалы и техника работы в живописи. Изучение способов работы водяными красками. Изучение способов работы с различными по качеству и фактуре материалами (кисти, бумага, краски). | |||||
2. | Натюрморт из несложных бытовых предметов, основные цветовые гаммы. · Натюрморт из простых предметов с гипсовым цветочным орнаментом. | ||||
Акварель, гуашь - способы передачи формы цветом. · Живописный этюд разных драпировок со сложными складками. | |||||
Натюрморт из предметов быта близкой тональной насыщенности. Техника аля-прима. · Сложный натюрморт с античной головой (Венера, Антиной, Аполлон) и др | |||||
· Натюрморт из предметов сложных очертаний и фактуры материала. Техника акварель, гуашь. | |||||
· Живописные этюды бытовых предметов | кажд. нед 6 шт | ||||
Темы из таблицы СРСП | |||||
Темы из таблицы СРС | |||||
ИТОГО |
График выполнения и сдачи заданий
№ п/п | Вид работ | Виды работ (срсп, срс) | Рекомендуемая литература | Срок дачи задания | Сроки сдачи | Форма контроля | Баллы согласно ретинга |
Составление живописных этюдов, набросков и зарисовок | Практические работы в материале | Согласно теме плана. | каждую неделю | каждую неделю | обзор, анализ, выставление | От 1 до 1,7% | |
Составление натурной постановки в аудитории по заданной теме. Работа с реквизитным фондом. | Организация натурной композиции на подиуме | Согласно теме плана | 4 неделя | 13 неделя | Проверка графических работ | Правильный ответ на вопрос оценивается в 1% по числу заданий | |
Контрольные этюды зарисовки и наброски | Проверка практическойподготовленности к творческой самостоятельной деятельности. | Согласно теме плана | 7 неделя и 14 неделя | 7 неделя и 14 неделя. | Сдача, выставление контрольных этюдов, зарисовок и набросков | От 16 – 30 баллов | |
Экзамен | Комплексная проверка знаний и и тоговое выставление всех аудиторных и домашних творч. работ | Из п.1.7 | Экзаменационная неделя | Экзаменационная неделя | Проверка. Выставление работ на мольбертах или вывешивание на стенах. | 0-40% |
Литература для изучения
Список литературы
Основная литература
1. Ауэр Л. Человек, цвет, пространство. – М.,1973
2. Волков Н. Цвет в живописи. – М., 1985.
3. Живопись акварелью, маркерами, акриловыми красками и гуашью. – Барселона, 1992.
4. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992.
5. Кантор А.М. Предмет и среда в живописи. – М., 1981.
6. Миронова Л.М. Цветоведение. – Мн., 1984.
7. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1990.
8. Основы живописи. – Барселона, 1994.
9. Ревякон П. Техника акварельной живописи. М., 1986.
10. Шаронов В. Свет и цвет. – М., 1961.
11. Школа изобразительного искусства. В 2-х выпусках. – М., 1987—1993.
Дополнительная литература
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1985.
2. Кождинов В. Виды искусства. М., 1960.
3. Советы мастеров. Живопись и графика. Л., ―Художник РСФСР‖, 1973.
4. Smith R. An introduction to perspective/ - 1995/
Интернет – источники
http://graphic.org.ru
http://library.krasu.ru/ft/ft/internet/iart/2-portals.txt
http://www.booksgid.com/crafts_hobby/15919-izobrazhenie-figury-cheloveka.html
http://www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=1025916.htm
http://drevisk.claw.ru/shared/024-1.html