В этих главах моей целью является установить некоторые общие принципы торговли. Позже будет изложено определенное объяснение моей формулы комбинирования фактора времени и цены.
С учетом этих общих торговых принципов нужно сказать, что слишком много спекулянтов покупают или продают импульсивно, получая всю их линию практически по одной цене. Это является неправильным и опасным.
Позвольте предположить, что Вы хотите купить 500 акций. Начните с покупки 100 акций. Затем, если рынок растёт, купите еще 100 акций и так далее. Но каждая последующая покупка должна быть по более высокой цене, чем предыдущая.
То же самое правило должно быть применено при короткой продаже. Никогда не делайте дополнительной продажи, если она не по более низкой цене, чем предыдущая. Следуя этому правилу, Вы будете ближе к правильной стороне рынка, чем с любым другим знакомым мне методом. Основание для такой процедуры - то, что Ваши сделки всегда показывают прибыль. Факт, что Ваши позиции действительно показывают Вам прибыль, является доказательством того, что Вы правы.
При моей торговой практике Вы сначала оценили бы ситуацию в отношении специфической акции. Затем важно определить то, по какой цене Вы должны позволить себе входить в рынок. Изучите свою книгу ценовых записей, изучите тщательно движения прошлых нескольких недель. Когда выбранная Вами акция достигает точки, которой, как Вы ранее решили, она должна достигнуть для подтверждения того, что движение собирается начаться всерьез, наступает время для совершения Вашей первой сделки.
Открыв сделку, твёрдо определитесь с суммой денег, которой Вы желаете рискнуть в случае, если Ваши вычисления окажутся неправильными. Вы можете открывать одну или две сделки по этой теории и проиграть. Но, будучи последовательным и никогда не теряя возможности повторного входа в рынок всякий раз, когда достигнута Ваша Пивотная Точка, Вы не сможете не быть в рынке, когда начнётся реальное движение. Вы просто не сможете быть вне игры.
Но существенным является осторожный выбор времени... нетерпение стоит дорого.
Позвольте мне рассказать Вам, как я когда-то упустил прибыль в размере миллиона долларов из-за нетерпения и небрежности в выборе времени. Мне почти стыдно, когда я говорю об этом.
Много лет назад я стал решительным быком на Хлопке. Я сформировал определенное мнение, что Хлопок был в начале большого повышения. Но, как часто случается, собственно рынок не был готов начинать. Едва я сделал свой вывод, как мне нужно было всунуть свой нос в Хлопок.
Начал я с покупки 20000 кип, купленных на рынке. Этот приказ поднял унылый рынок на пятнадцать пунктов. Затем, после того, как были куплены мои последние 100 кип, рынок продолжил снижение, и через двадцать четыре часа вернулся к цене, по которой он торговался, когда я начал покупать. Там он спал в течение многих дней. Наконец, в отвращении, я распродал позицию, беря потерю приблизительно в $30000, включая комиссии. Естественно мои последние 100 кип были проданы по самой низкой цене реакции.
Несколько дней спустя рынок привлёк меня снова. Я не мог выбросить его из головы, и при этом я не мог пересмотреть своё первоначальное мнение, что он был в начале большого движения. Таким образом, я повторно купил свои 20000 кип.
Случилось то же самое. Рынок, подскочивший на мой приказ клиента брокеру о покупке и последующий откат на старый уровень с глухим шлепком. Ожидание раздражало меня, так что я еще раз продал свою позицию, последнюю партию снова по самой низкой цене.
Я повторял эту дорогостоящую операцию пять раз в течение шести недель, теряя на каждом повторении от $25000 до $30000. Я стал сам себе противен. Я урезал здесь почти $200000 без малейшего подобия удовлетворения. Таким образом, я дал моему менеджеру приказ удалить биржевые данные по Хлопку перед моим приходом на следующее утро. Я больше не хотел испытывать желание смотреть на Хлопковый рынок. Это слишком угнетало, вызывая настроение, не способствующее ясному размышлению, которое всегда требуется в области спекуляции.
И что же произошло? Спустя два дня после того, как мне удалили данные и я потерял весь интерес по Хлопку, рынок начал расти и ни разу не останавливался, пока не повысился на 500 пунктов. В этом замечательном росте была только одна реакция в размере 40 пунктов.
Таким образом, я потерял одну из самых привлекательных и надёжных ситуаций, которые я когда-либо выявлял. Основных причин было две. Во-первых, мне не хватило терпения дождаться психологически верного времени, подтверждённого ценой, чтобы начать мою операцию. Я знал, что, если Хлопок когда-либо будет продаваться по 12% цента за фунт, то он пойдёт к намного более высоким ценам. Но нет, я не хотел ждать. Я думал, что должен быстро сделать несколько дополнительных долларов, прежде чем Хлопок достигнет точки закупки, и я начал действовать раньше, чем рынок был готов. Мало того, что я потерял приблизительно $200000 в реальных деньгах, но ещё и недополучил прибыль в $1000000. По моему первичному плану, который хорошо мне запомнился, я рассматривал накопление 100000 кип после того, как рынок пройдёт Пивотную точку. Я не мог не получить прибыль в 200 пунктов или больше на том движении.
Во-вторых, я позволил себе рассердиться и почувствовать отвращение к Хлопковому рынку только потому, что я пользовался плохим суждением, которое не было совместимо с хорошей спекулятивной деятельностью. Моя потеря была полностью связана с нехваткой терпения в ожидании надлежащего времени для подтверждения составленного мнения и плана.
С тех пор я учился, поскольку все должны учиться и не оправдываться, когда неправы. Только допустите это и попытайтесь получить на этом прибыль. Все мы знаем, когда мы неправы. Рынок скажет спекулянту, когда тот будет неправ, потому что он потеряет деньги. Если он сначала понимает, что он неправ, то получает время, чтобы выйти, взять свои потери, попытаться продолжать улыбаться, изучить записи, чтобы определить причину ошибки, и ждать следующей большой возможности. Важен общий результат за интересующий его период времени.
Это чувство понимания своей неправоты, даже до того как рынок, скажет Вам об этом, со временем становится высоко развитым. Это - подсознательное предупреждение. Это - сигнал изнутри, основанный на знании прошлых действий рынка. Иногда это - предварительный советник торговой формулы. Позвольте мне пояснять полнее.
Во время большого Бычьего Рынка в конце двадцатых годов, были моменты, когда мне принадлежало довольно большое количество различных акций, которые я держал в течение значительного времени. Во время этого периода я ни разу не чувствовал себя неловко в своем положении, когда время от времени происходили Естественные Реакции.
Но рано или поздно наступит время, когда, после закрытия рынка, я останусь беспокойным. Такой ночью мне будет трудно уснуть.
Что-то подталкивало бы моё сознание, и я просыпался бы и начинал думать о рынке. Следующим утром я почти боялся бы, смотреть газеты. Что-то зловещее казалось бы нависшим. Но, возможно, я нашел бы все в розовых тонах и мое странное ощущение, очевидно, было необоснованным. Рынок мог бы открыться выше. Его действия были бы прекрасны. Это было бы правильно на пике его движения. Над беспокойной ночью можно было бы посмеяться. Но я учился подавлять такой смех.
На следующий день история была бы поразительно другой. Никаких пагубных новостей, но просто один из тех внезапных поворотных моментов рынка после длительного движения в одном направлении. В тот день я был бы искренне потревожен. Я столкнулся бы с проблемой быстрой ликвидации большой линии. Днём раньше, я, возможно, ликвидировал бы всю свою позицию в пределах двух пунктов выраженного движения. Но сегодня, какое разительное отличие.
Я полагаю, что у многих операторов были подобные явления с этим любопытным внутренним умом, который часто высвечивает сигнал опасности, в то время, как всё на рынке сверкает надеждой. Это - только одна из тех специфических причуд, которая развивается в результате длительного исследования и ассоциации с рынком.
Откровенно, я всегда с подозрением отношусь к предупреждению внутреннего ума и обычно предпочитать применять холодную научную формулу. Но факт остается, что во многих случаях я в высокой степени извлек выгоду, обращая внимание на чувство большого беспокойства в то время, когда я, казалось, плыл по ровному и тихому морю.
Эти любопытные побочные сведения в торговле интересны, потому что чувство грядущей опасности, кажется, проявляется только среди чувствительных к действиям рынка, тех, чьи мысли следовали за научным паттерном в поиске определения ценовых движений. У рядового спекулянта бычье или медвежье чувство просто основано на чем-то подслушанном или на каком-то изданном комментарии.
Примите во внимание, что из миллионов, спекулирующих на всех рынках, только несколько человек все своё время посвящают спекуляции. Для подавляющего большинства это - случайное дело с переменным успехом, причём дорогостоящее. Даже среди интеллектуальных дельцов и профессионалов и отошедших от дел, это - побочная линия, которой они уделяют небольшое внимание. Большинство из них не торговало бы акциями, если бы в свое время брокером или клиентом не был дан хороший совет.
Время от времени кто-то начинает торговать, потому что у него есть горячий инсайдерский совет от друга во внутреннем совете большой корпорации. Позвольте мне здесь обрисовать гипотетический случай.
Вы встречаете своего друга из корпорации за завтраком или за званым обедом. Какое-то время вы говорите об общих делах. Затем Вы спрашиваете о Великой Корпорации Потрясений (Great Shakes Corporation). Хорошо, бизнес прекрасен. Она только разворачивается, и будущая перспектива является блестящей. Да, в это время акция привлекательна.
"Очень хорошая покупка, реально", скажет он и, возможно, со всей искренностью. "Предвидятся превосходные доходы, фактически лучше, чем в течение многих минувших лет. Конечно, Вы помните, Джим, что когда в последний раз продавались акции, у нас был бум".
Вы полны энтузиазма и не теряете много времени на приобретении акций.
Каждое сообщение показывает, что бизнес идёт лучше, чем во время предыдущего квартала. Объявлены дополнительные дивиденды. Акция движется вверх и вверх. И Вы дрейфуете в приятные мечты бумажного дохода. Но со временем дела компании начинают ужасно ухудшаться. Вы не извещены об этом факте. Вы только знаете, что цены акций резко падают. Вы спешите позвонить Вашему другу.
"Да", скажет он, "у акции действительно было падение. Но, кажется, это только временно. Объем бизнеса несколько снизился. Узнав об этом, медведи напали на корпорацию. Это - главным образом короткие продажи".
Он может выложить огромное количество другой банальности, скрывая истинную причину. Поскольку он и его партнеры, несомненно, держат много акций и продавали их так много и так быстро, сколько рынок мог поглотить, так как в их бизнесе появились первые определенные признаки серьезного резкого спада. Сказать Вам правду просто означало бы пригласить Вас и, возможно, Ваших общих друзей на соревнование в кампании продаж. Это практически становится случаем самосохранения.
Таким образом, просто и понятно видно, почему Ваш друг, инсайдер-промышленник, легко может Вам сказать, когда купить. Но он не может и не скажет Вам, когда продать. Это было бы эквивалентно его измене партнерам.
Я убеждаю Вас всегда носить с собой небольшой блокнот. Кратко записывайте интересную информацию о рынке; мысли, которые могут быть полезными в будущем; идеи, которые могут время от времени перечитываться; небольшие личные наблюдения, которые Вы сделали по ценовым движениям. На первой странице этого блокнота я предлагаю, чтобы Вы написали — нет, лучше напечатали это краской:
"Остерегайтесь инсайдерской информации... любой инсайдерской информации."
Нельзя сказать, что слишком часто в спекуляции и инвестициях, успех приходит только к тем, кто работает на него. Никто не собирается вручить Вам много шальных денег. Это похоже на историю бедного бродяги. Голод придал ему смелости, чтобы войти в ресторан и заказать "большой, ароматный, толстый, сочный стейк и", добавил он цветному официанту, "скажи своему боссу, чтобы он поторопился". Через мгновение официант вернулся и прохныкал: "Босс сказал, что если бы у него был такой стейк, он бы сам его съел".
И если бы вокруг лежали какие-нибудь шальные деньги, то никто не напрягался бы, чтобы положить их в Ваш карман.