А). Приоритеты в развитии промышленности. Промышленность продолжала развиваться по пути расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Главным стержнем экономики оставался топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы: на последний работало 80% машиностроительных заводов. Форсировалась нефтегазодобыча в Западной Сибири, дававшая в 1980 г. 10% мировой добычи нефти и газа. Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км (строительство началось в 1974 г.). В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча, в частности были созданы два крупнейших территориально-производственных комплекса в Казахстане (Павлодарско - Экибастузский ТПК) и в Краснодарском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Страна вышла на первое место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений. С 1960 по 1985 гг. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Получаемы нефтедоллары государство использовало крайне неэффективно, они вкладывались в долгострои (незавершенное строительство), тратились на закупку западного оборудования и импорт продовольствия.
Б). Военно-промышленныйкомплексСоветскогоСоюза. С приходом к власти Л.И. Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах баллистических ракет - залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система ПВО (в том числе и ПРО), укреплялись авиация и флот. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. На нужды ВПК расходовалось ежегодно 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленности. Производство и содержание военной техники консервировали уровень жизни советских людей.
В).Научно-техническийпрогресс. Удельный вес отраслей, определявших научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, электроэнергетики) в валовой (количественной) продукции вырос с 25% в 1970 г. до 38% в 1985 г. (в индустриально развитых державах такая доля достигала 55-65%). На фоне мировой экономики осознавалась потребность перехода к интенсивным методам 17
производства, что проявилось в сокращении (в 4 раза) числа сооружаемых крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. К 1985 г. в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США - 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ). К началу 80-х гг. в СССР продолжали работать вручную 40% рабочих и до 75% работников сельского хозяйства.
Справедливости ради следует отметить, что проводимая в этот период времени экономическая политика провозглашала цели, соответствовавшие духу времени. Она должна была обеспечить значительный рост материального благосостояния советского народа на основе интенсификации общественного производства, главным средством которой выступал научно-технический прогресс.
К началу 70-х гг. определились основные направления научно-технической революции. К ним относились:
- создание новых типов автоматизированных технологических процессов производства (синтез механики и электроники) и автоматизированных систем управления на базе интеграции достижений электроники, приборостроения, электронно-счетного машиностроения, новых подотраслей станкостроения, связанных с созданием робототехники и гибких автоматизированных систем, лазерной техники и средств связи;
- освоение на базе достижений аэрокосмической техники новых систем транспортирования, информации, управления, методов научных исследований;
- разработка все более разнообразных по сочетанию их свойств материалов, специализированных по целевому назначению, новых конструкционных материалов, многокомпозиционных, керамических, сверхчистых и др.;
- расширение и совершенствование энергетической базы производства на основе развития атомной энергетики, биоэнергетики, гео- и гелиоэнергетики;
- создание на базе достижений генной инженерии биотехнологических производств, появление бионики.
На каждом из этих направлений новые отрасли внесли за 70—80-е гг. существенный вклад в развитие и совершенствование производства, главным образом передовых индустриальных стран. Началось осуществляться поступательное движение в таких важнейших сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства и Мирового океана. Новые отрасли создали ориентиры экономики будущего, перехода мирового хозяйства в электронный, ядерный и космический век.
Все эти аспекты участия новых отраслей в научно-техническом развитии капиталистического общества наиболее ярко проявились в США, Японии и ФРГ. В нашей стране при разработке научно-технической политики были учтены не все тенденции НТР. Не улавливая особенностей нового ее этапа, руководство СССР долгое время считало необходимым сосредоточить внимание на развитии лишь главного направления научно-технического прогресса. Таковой с самого начала была выделена автоматизация производственных процессов. Признавалось, что именно она таит в себе возможность преобразования материального производства, управления и достижения многократного повышения производительности труда. 18
Утверждалось также, что в комплексной автоматизации в концентрированном виде находят свое материальное воплощение важнейшие достижения естественных и технических наук XX в.
Выделение одного направления НТП вместо целого комплекса, как этого требовала научно-техническая революция, явилось очередным просчетом. Справедливости ради следует отметить, что и в сфере автоматизации, несмотря на провозглашенную приоритетность, не было достигнуто ощутимых результатов. Во многом это было обусловлено отсутствием конкретных мер по структурной перестройке экономики.
Особенно остро стала ощущаться потребность в ускорении темпов научно-технического прогресса в 70—80-е гг. На партийных съездах принимались решения о необходимости смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали и ведут к застою, что необходимо активнее развивать отрасли, определяющие научно-технический прогресс. При этом выдвигались грандиозные задачи: в течение 70-х гг., всего лишь за одно десятилетие, перевести экономику на качественно новую стадию расширенного воспроизводства, а в 80-е гг. — завершить перевод экономики на путь интенсификации; вывести все отрасли народного хозяйства на передовые рубежи науки и техники; добиться значительного увеличения производительности труда, позволяющей обеспечить 85—90% прироста национального дохода.
Вместе с тем, на фоне масштабных целей довольно традиционно выглядели средства их достижения. Надежды возлагались на претворение в жизнь сформулированной на XXIV съезде партии и подтвержденной в решениях последующих съездов задачи — «органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социализма». Причем имелось в виду упор сделать на факторы идеологического характера, а также централизованные методы руководства. Под преимуществами социализма подразумевалось не что иное, как планомерность развития экономики, централизация ресурсов, социалистическое соревнование и т. д. В использовании подобного тезиса проявились стремления руководства страны необоснованно преувеличить потенциальные возможности социалистического строя, избежать необходимости внедрения экономических стимулов, разрушающих сложившуюся чрезмерно централизованную систему управления.
Нельзя отрицать, что в стране велась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Если в 1971 г. в промышленности действовало 89 481 механизированная поточная линия, то в 1985 г. — 161601; автоматических линий соответственно 10917 и 34278. Число комплексно механизированных, автоматизированных и комплексно-автоматизированных участков, цехов, производств возросло за этот период с 44248 до 102140, а подобных предприятий — с 4984 до 7198.
И тем не менее резкого поворота в повышении эффективности производства не произошло. Решения XXIV—XXVI съездов партии оставались, по существу, только директивами. Провозглашенный ими курс на интенсификацию на протяжении 70-х гг. сколько-нибудь заметных результатов не дал. Хуже того, ни в девятой, ни в десятой пятилетках промышленность с планами не справилась (равно
19
как строительство и сельское хозяйство). Десятая пятилетка вопреки декларациям, так и не стала пятилеткой эффективности и качества.