Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характеристика личности подсудимого и потерпевшего




Как подчеркивает специалист в области юридической пси­хологии В. Л. Васильев, характеристика подсудимого — один из самых сложных с этической точки зрения элемен­тов обвинительной речи прокурора. Она необходима преж­де всего потому, что выводы обвинителя относительно воз­можного наказания подсудимому в значительной мере определяются именно личностью виновного. Без освеще­ния данных о личности подсудимого невозможно вскрыть причины совершения преступления, способствовавшие емуобстоятельства. Однако, говоря о подсудимом, прокурору не следует забывать, что он имеет дело с человеком, вина которого не установлена, в отношении которого действует презумпция невиновности.

Характеристика подсудимого должна быть объективной, содержать необходимую для разрешения дела информацию, соответствовать оригиналу.

Характеризуя подсудимого, прокурор должен быть сдержанным в выборе слов и выражений. В характеристике важно показать, является ли преступление закономерным результатом проявления его личных качеств или совершенно под влиянием тех или иных обстоятельств, вынудивших его к противоправным действиям.

Чтобы рельефнее показать личность подсудимого, выде­лить те стороны его характера, которые способствовали совершению преступного деяния, обвинители нередко ри­суют портрет жертвы, потерпевшего или иного лица, при­частного к преступлению. Так, в речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем А. Ф. Кони характери­зует трех человек — подсудимого, его жену, и любовницу:

«Взглянем на личный характер подсудимого, как он нам был описан. Это характер твердый, решительный, смелый. С товарищами живет Егор не в ладу, нет дня, чтобы не ссорил­ся, человек «озорной», неспокойный, никому спускать нелюбит. Студента, который, подойдя к бане, стал нарушать чистоту, он поколотил больно — и поколотил притом не сво­его брата мужика, а студента, «барина», — стало быть, чело­век, не останавливающийся в своих порывах. В домашнем быту это человек не особенно нежный, не позволяющий ма­тери плакать, когда его ведут под арест, обращающийся со своей любовницей, «как палач». Ряд показаний рисует, как он обращается вообще с теми, кто ему подчинен по праву или обычаю: «Идешь ли?» — покрикивает он на жену, зовя ее с собою; «Гей, выходи», — стучит в окно, «выходи» — властно кричит он Аграфене.

Это человек, привыкший властвовать и повелевать теми, кто ему покоряется, чуждающийся товарищей, самолюбивый, непьющий, точный и аккуратный.

Итак, это характер сосредоточенный, сильный и твердый, но развившийся в дурной обстановке, которая ему никаких сдерживающих нравственных начал дать не могла.

Посмотрим теперь на его жену. О ней также характеристичные показания: эта женщина невысокого роста, толстая, белокурая, флегматичная, молчаливая и терпеливая: «Всякие тиранства от моей жены, капризной женщины, переносила,никогда слова не сказала», — говорит о ней свидетель Один­цов. «Слова от нее трудно добиться», — прибавил он. Итак, это вот какая личность: тихая, покорная, вялая и скучная, главное — скучная.

Затем выступает Аграфена Сурина. Вы ее видели и слыша­ли: вы можете относиться к ней не с симпатией, но вы не от­кажите ей в одном: она бойка и даже здесь за словом в кар­ман не лезет, не может удержать улыбки, споря с подсудимым, она, очевидно, очень живого, веселого характера, энергичес­кая, своего не уступит даром, у нее черные глаза, румяные щеки, черные волосы. Это совсем другой тип, другой темпе­рамент.

Вот такие-то три лица сводятся судьбою вместе».

Анализ современных обвинительных речей показывает, что прокурорам меньше всего удаются именно личностные характеристики. Исследователи отмечают в этом плане та­кие недостатки, как схематизм, казенность, крайняя одно­сторонность, дидактизм, менторство, высокомерное чван­ство, «сгущение красок» и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 804 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2340 - | 2145 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.