Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. гический характер. Эта вторая мономания — «эротическая мономания», заключающаяся в том, что упомянутые тела




гический характер. Эта вторая мономания — «эротическая мономания», заключающаяся в том, что упомянутые тела, или останки тел, используются для получения сексуального удовольствия. Тут Маршаль делает интересное сравнение с другим случаем, о котором выяснилось за несколько месяцев или лет до этого. Это была история слабоумного, помещен­ного в больницу Труа, который прислуживал там и имел до­ступ в морг. Там, в морге, он удовлетворял свои сексуальные потребности с подвернувшимися трупами женщин. В обоих этих случаях, говорит Маршаль, нет эротической монома­нии, ибо мы имеем дело с человеком, у которого есть сексу­альные потребности. Он не может удовлетворить эти сексу­альные потребности с живыми служащими госпиталя, так как никто не желает оказывать ему в этом помощь и подде­ржку. Для него остаются только трупы, а потому естествен­ная и в каком-то смысле рациональная механика интересов прямиком приводит его к осквернению этих трупов. Поэто­му упомянутый слабоумный не может считаться поражен­ным эротической мономанией. Напротив, солдат Бертран, чье патологическое состояние первоначально проявилось в виде мании уничтожения, обнаруживает за деструктивной манией другой симптом, а именно — эротическую монома­нию. Он молод, имеет нормальную внешность, у него есть деньги. Так почему же он не найдет девушку, чтобы удов­летворить свои потребности? И Маршаль, в терминах, пол­ностью совпадающих с терминами анализа Эскироля, дела­ет вывод о том, что сексуальное поведение Бертрана про­диктовано мономанией, или проявлением фундаментальной деструктивной мономании в виде эротической мономании. В самом деле, ца уровне клинической картины совер­шенно ясно, что деструктивная симптоматика количествен­но преобладает над эротической. Но в 1849 г. в газете под названием «Медицинский союз» психиатр по имени Мишеа предлагает анализ, имеющий противоположные выводы, в котором он берется показать, что в сердцевине патологи­ческого состояния Бертрана находится «эротическая моно-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

мания», тогда как «деструктивная мономания» является не более чем следствием мономании или, во всяком случае, бо­лезни, связанной именно с «инстинктом воспроизводства», как тогда говорилось. Анализ Мишеа весьма интересен. Сначала он показывает, что речь никоим образом не идет о бреде, и проводит различие между случаем солдата Берт­рана и вампиризмом. Что такое вампиризм? Вампиризм, го­ворит Мишеа, это особого рода бред, при котором живой человек, словно бы находясь в кошмаре (в тексте говорится: «такова дневная разновидность кошмара»), думает, будто мертвые, или некая категория мертвых, выходят из могил и нападают на живых. У Бертрана же все наоборот. Во-пер­вых, он не бредит и к тому же отнюдь не является вампири-ческим персонажем. Он не вовлек сам себя в бредовую тему вампиров, ибо, скорее уж, является вампиром наоборот. Ведь Бертран — живой человек, преследующий мертвых, а в некотором смысле и пьющий их кровь; таким образом, в нем нет никаких следов бредовой убежденности. Речь идет о безумии без бреда. Это ясно всем. Но в этом безумии без бреда есть две совокупности симптомов: с одной стороны, деструктивные, а с другой, эротические. И вопреки симп-томатологической незначительности эротизма, именно он, с точки зрения Мишеа, играет здесь главную роль. Разумеет­ся, Мишеа не выстраивает от эротизма генеалогию симп­томов, тем более что у него не было концептуального или аналитического каркаса, позволяющего это сделать. Но он выдвигает общий принцип, задает обрамление возможной идеологии.

Он говорит, что сексуальный инстинкт, вне зависимос­ти от частностей, наиболее важен и «наиболее властен среди побуждающих человека и животное потребностей». Поэтому — в чисто количественных терминах, в терминах динамики или экономики инстинктов, — имея дело с рас­стройством инстинктов, нужно всегда искать как возмож­ную причину сексуальный инстинкт, так как он — самый бурный, самый властный, самый емкий из всех инстинктов. Причем, говорит Мишеа, этот сексуальный инстинкт может





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.