Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. подобных ситуациях выполняют роль посредников




подобных ситуациях выполняют роль посредников. Столк­новение противоположностей, если отнестись к ним серьез­но, может поставить нашу психику на грань слома. Это логи­ческое tertium non datur* еще раз подтверждает, что решения нет. Если же все в порядке, оно возникает само собой, и толь­ко в этом случае оно убедительно, только в этом случае оно воспринимается как «благодать». Поскольку решение рож­дается в столкновении и борьбе противоположностей, оно является, как правило, нераздельным сплавом сознательных и бессознательных факторов, символ которого — две сло­женные половинки монеты. Этот символ (результат совмес­тных усилий сознательного и бессознательного) и создает подобие Богообраза в форме мандалы — наиболее простой модели целостности. Этот образ, представляющий столкно­вение противоположностей и их примирение, подсказывает нам воображение.

Столкновение, природа которого всегда индивидуальна, осознается обычно как частный случай универсального кон­фликта. Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной, и все происходящее в космосе повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве чело­веческой души. Отсюда Богообраз — это всегда проекция внутреннего ощущения какого-то великого противостояния. Затем этот опыт получает наглядное воплощение в предме­тах, порождающих подобную ассоциацию, а сами предметы с тех пор сохраняют свое нуминозное значение или, точнее, отличаются большой долей нуминозности. В таком случае воображение полностью освобождается от всего конкрет­ного и пытается уловить образ невидимого, того, что стоит по ту сторону вещей. Я имею в виду простейшие, базисные формы мандалы — круг и простейшее умозрительное раз­деление круга: это квадрат и, разумеется, крест.

Такие опыты могут влиять на человека как благотворно, Так и разрушительно. Человек не умеет их осмыслить, по­нять, управлять ими, как не умеет от них освободиться или

Третьего не дано (лат.)

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

уйти, и потому он ощущает себя в их власти. Догадываясь, что они не связаны с индивидуальным сознанием, он дает им имена: мана, демон или бог. Наука, в свою очередь, приду­мала термин «бессознательное», признавая тем самым, что ничего не знает о нем; естественно, что она и не может ни­чего знать о субстанции души, поскольку именно душа явля­ется единственным источником нашего знания о чем-либо. А отсюда вытекает, что опровергнуть смысл обозначенных словами «мана», «бог» или «демон» явлений невозможно ни опровергнуть, ни доказать. Однако мы убеждены, что ощу­щаем нечто объективное и в то же время потустороннее, и это наше ощущение соответствует действительности.

Нам известно, что существует нечто неведомое и оно су­ществует в нас, точно так же, как известно, что не мы тво­рим свои сны или рождаем внезапные счастливые мысли и озарения, но что это происходит с нами без нашего участия. Таким образом, все, что происходит с нами, можно считать исходящим от бога, демона или бессознательного. И если первые два понятия обладают огромным преимуществом, заключая в себе некое эмоциональное качество нуминоз-ности, последнее — бессознательное — банально и потому более правдоподобно. Именно это понятие содержит в себе ту эмпирическую сферу, нашу будничную реальность, кото­рая нам так хорошо известна.

«Бессознательное» — понятие слишком нейтральное и рациональное, оно ничего не говорит воображению. Вве­денное в научный оборот, оно является скорее инструмен­том для беспристрастных наблюдений, не претендуя на метафизичность, что выгодно отличает его от разного рода трансцендентных понятий, довольно спорных, уязвимых и ведущих к фанатизму.

Я, как видите, предпочитаю термин «бессознательное», хотя знаю, что могу с тем же успехом произнести «бог» или «демон», если хочу выразить нечто мифологическое. При­бегая к мифологическому способу выражения, я помню, что «мана», «демон» и «бог» — синонимы «бессознательного» и что мы знаем о них так же много, как и мало. Люди верят,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2429 - | 2225 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.