Подготовка подрастающих поколений к трудовой деятельности является одной из важнейших социально-педагогических задач. На всех этапах своей истории человечество по-разному решало эту задачу.
В первобытном обществе подготовка детей к труду осуществляется непосредственно в трудовой деятельности. С разделением труда (появлением земледелия, скотоводства и ремесла) молодых людей подготавливали к труду в «домах молодежи» и семьях.
В эпоху рабовладельчества произошло отделение умственного труда от физического: физический труд стал уделом рабов, дети рабовладельцев посещали школы жрецов и писцов и они освобождались от физического труда, который свободными людьми считался унизительным и презренным.
В эпоху Средневековья профессия рассматривалась как пожизненное призвание, как вид служения, установленного божьей волей. Ремесло отождествлялось с искусством, с ним связывалась мистическая традиция мудрости и секрета. Такое отношение к ремеслу составляло стержень трудовой морали феодального общества.
Основной формой обучения детей ремесленников и кузнецов было цеховое и гильдейское ученичество. Средневековый мастер или кузнец передавал своему ученику из уст в уста, из рук в руки профессиональные знания и умения и свой индивидуальный стиль работы.
В XI в. появились первые педагогические сочинения, раскрывающие роль «механических искусств». Так, в сочинении «Дидаскалон» организатор парижской школы Гуго Сен-Викторский (1096-1141) назвал механику искусством, которое необходимо при изготовлении вещей, и выделил семь искусств: сукноделие, производство инструментов и оружия, навигацию, агрокультуру, охоту, медицину, театральное искусство. Однако он, как и мыслители античности, считал механические искусства уделом «плебеев, детей неблагородных родителей».
В произведениях «Утопия» Т. Мора (1478-1535) и «Город солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639) высказаны идеи о необходимости всеобщего участия в труде и соединении обучения молодежи с производительным трудом. Демократический взгляд на роль ремесла и профессии в жизни общества высказал Я.А. Коменский (1592-1670). Он считал необходимым готовить детей к трудовой деятельности. В его учебнике «Мир чувственных вещей в картинах» много внимания уделяется ознакомлению детей с различными ремеслами, орудиями труда и технологиями производства.
С развитием капиталистических отношений, прогрессом науки и техники в XIV — XVII вв. усиливается интерес к проблеме профессионального обучения. Особое значение приобретают экономические и социальные аспекты массового вовлечения детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве.
Трактат «Предложения об учреждении производственного содружества» английского экономиста и педагога Дж. Беллерса (1634-1725) явился одним из первых проектов профессионального образования. В нем ставилась социально-педагогическая задача избавления от бедности путем приобщения молодежи к профессии и соединения обучения с производительным трудом.
На пороге Нового времени английский философ и педагог Д. Локк (1632-1704) разработал систему воспитания «джентльмена» (делового человека), в которой особая роль отводилась обучению деловых людей какому-либо ремеслу. В «Записке о рабочих школах» Д. Локк предлагал правительству для детей из бедных семей создать сеть рабочих школ - приютов, построенных на самоокупаемости, где бы дети обучались какому-либо ремеслу.
Французский материалист Дени Дидро (1713-1784) издал «Энциклопедию наук, искусств и ремесел», которая сыграла значительную роль в развитии профессионального образования.
В конце XVIII в. начинается развитие новой тенденции в профессиональном образовании, которая в отличие от предыдущей, ориентировавшейся на знания, делала акцент на овладение орудиями, инструментами и технологиями производства.
В проектах переустройства человеческого общества, которые разработали социалисты-утописты первой половины XIX в. К.А. Сен-Симон (1770-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858) и другие были предложены подходы к профессиональной подготовке молодежи: всеобщность труда, развитие «индустриальных призваний» детей, равноправность профессиональных школ в общей системе образования. Р. Оуэн впервые соединил обучение с промышленным трудом и дал пример разумной организации профессионального обучения.
Р.Оуэн (1771-1858). Английский социалист-утопист и видный деятель образования. Создал систему обучения и воспитания детей рабочих, впервые на практике соединил обучение с производительным индустриальным трудом, изгнал религию из школы, выдвинул задачу воспитания в духе коллективизма, вплотную подошел к диалектико-материалистическому разрешению вопроса о развитии личности
Общественный деятель Франции К.А. Корбон (1808-1881) в книге «О профессиональном образовании» впервые дал анализ состояния образования детей рабочих и системы ученичества, подчеркнул значение свободного выбора профессии для личности и общества, показал необходимость всеобщей профессиональной подготовки и создания профессиональных школ, сочетания общего и профессионального образования, взаимосвязи умственного и физического труда. Он выступил против ранней профессионализации детей, подверг критике ремесленное ученичество за низкое качество обучения и умственное отупление детей.
К. Маркс (1818-1883) техническое обучение, которое «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств», включил в систему коммунистического воспитания. Был поставлен вопрос о соединении обучения с производительным трудом, рациональной организации и защите детского труда, о замене системы ученичества техническими школами. Эти идеи получили широкий отклик в педагогических кругах социал-демократов конца XIX - начала XX вв.