блочные стандартные макеты. Для них свойственно обозначение на странице двух-трех (реже четырех-пяти) блоков. Как правило, подобные разделы выделяются на полосе с помощью характерных линеек или рамок. Кроме того, каждый блок соответствует определенному разделу (рубрике) газеты. Поэтому важной особенностью блочных стандартных макетов является их «привязанность» к определенной полосе в определенный день недели. Причем это закрепление достигается «увязыванием» той или иной композиционной схемы с сетевым графиком.
Кроме линеек, отделяющих тот или иной блок, здесь же, внутри блока, вписываются рубрики, которые могли быть представлены в данном блоке — как в совокупности, так и выборочно.
Формулой разверстки называется принципиальная схема расположения материалов по вертикали. Скажем, поставив одну публикацию на две колонки, а другую на три столбца, мы тем самым используем алгоритм «два плюс три». Разверстка выступления на одну колонку, статьи на три столбца и подборки на один дадут нам формулу «один плюс три плюс один».
Существуют блочные схемы, которые типичны для любой газеты: маленькой, большой, очень маленькой. А коль эти композиционные схемы годятся для любого издания газетного типа, это уже не типовой макет (или не просто типовой макет), а универсальный типовой макет.
Макетируем второй материал — вновь множество ситуаций, множество построений. Да что там говорить: если у дизайнера есть время и готовые материалы, он рисует до десяти эскизов одной страницы.
В этом и заключается некоторый парадокс: нам кажется (и математически п перестановок из п это вроде бы доказывает), что существует бесчисленное множество композиционных схем одной полосы, и на практике исследователи делали несколько десятков макетов страницы из одних и тех же публикаций. На деле же выходит, что если в плане полосы четыре материала, то существует лишь девять вариантов — схем их размещения. Пять выступлений расширяют возможности дизайнера: в этом случае можно применять любую из... 21 схемы. Да, всего 21 способ размещения пяти публикаций!
На первый взгляд, эти схемы ничего общего с газетными полосами не имеют: скажем, как можно применять схему 6 в шестиколонной газете? В пятиколонной? Неужели набирать текст на колонки необычной ширины? Делать перерасчет?
Представленные в первых двух рядах схемы сугубо абстрактны. Они создавались из универсальных макетов для четырех блоков путем подстановки вертикальной колонки слева. И если требуется универсальный макет для четырех блоков, можно воспользоваться любым вариантом первых двух рядов, отбросив левую колонку.
В четвертом же ряду находится схема, возможная только при наличии пяти публикаций и более.
Попробуем смакетировать полосу, применив один из универсальных макетов. Выбирая варианты, надо помнить, что ряд схем больше подходят к страницам, где запланированы материалы различных отделов. В то же время 4-я, 10-я, не говоря уже о 1-й или 13-й схемах, предназначены для верстки однотипных материалов, таких выступлений, где нужно четко обозначить порядок следования или отметить их равнозначность. Остальные схемы на практике встречаются значительно реже. Но их тоже можно использовать.
Если окажется, что на полосу сдано шесть разнородных подборок и материалов, а необходимо быстро найти вариант макета и хотелось бы воспользоваться универсальной схемой, прибавьте вертикальный или горизонтальный прямоугольник к любой из 21 схемы. И вы получите вариант из шести блоков.
Разумеется, существуют и другие варианты схем для шести публикаций, которые не получишь простым «приложением» прямоугольника к одной из имеющихся пятиблочных композиций. Однако можно обойтись и без них: ведь у вас будет 42 варианта постановки шести материалов.
Универсальные типовые макеты могут быть использованы в качестве отправных схем при разработке стандартных макетов любой разновидности.
Если у ответственного за создание блочных стандартных макетов недостаточно опыта, чтобы умозрительно производить названные операции анализа композиции, можно посоветовать вычерчивать уменьшенные «ретроспективные» блочные схемы, а потом отметить повторяющиеся, похожие, могущие быть повторенными.
Отметив наиболее часто встречающиеся схемы (две-три), «привязываем» блоки к рубрикам и разделам сетевого графика. И две-три типичные композиции полосы на известный день недели нужны как раз для того, чтобы выбрать такую схему, которая более всего отвечает структуре газеты в определенный день недели.
Самым большим недостатком блочных стандартных макетов является полное отсутствие деталей оформления. Разумеется, в модели они есть, но в «разобранном» виде — в виде стандартных операций оформления. Увидеть же их композиционные схемы можно в эталонном макете.