Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мир существует, чтобы его видеть и открывать




 

Вслед за учением санкхьи йога разделяет мир на две категории: «пуруша» и «пракрити». Пуруша — это та часть нас, которая способна видеть и понимать. Она не подвержена изменениям. Пракрити, наоборот, постоянно ме­няется, она включает в себя все материальное; сюда относятся также ум, мысли, чувства и воспоминания. Пуруша может видеть и понимать всю пракрити. («Йога-сутры» используют в отношении пуруши термин «драштри», а для того, что он видит, — «дришья».)

 

Все, что относится к царству пракрити, возникло из одного источника, кото­рый носит название «прадхана». Этим словом обозначают первоначальную материю, из которой возникли все вещи и все виды жизни. Вначале прадхана и пуруша не были связаны между собой. Но затем они соединились и появилось семя. Это семя и есть пракрити. Из него произошел весь материальный мир. Первым воз­ник махат («великий принцип»). Из него появилась ахамкара («я»), из которой родился манас — сила, которая стоит за чувствами. Из манаса вышли танматры и индрии. Танматры — это звук, тактильное ощущение, образ, вкус и запах материальных объектов. В индрии (одиннадцать чувств) включаются все функ­ции нашего ума. Это функции пассивного восприятия (слух, осязание, зрение, вкус, обоняние) и активные функции (речь, владение руками, способность пере­двигаться, выделение и размножение). Из танматр исходят пять бхутов (элементов): пространство, воздух, огонь, вода и земля.

 

То, что я только что описал, — чрезвычайно краткое изложение йогической теории эволюции. Мир, каким мы его видим, представляет собой комбинацию всех этих аспектов, постоянно взаимодействующих друг с другом. Все, что про­исходит во внешнем мире, влияет на нас, а то, что происходит внутри нас, в свою очередь, сказывается на наших отношениях с внешним миром.

 

Легче всего понять, что такое пуруша, если подумать, чем отличается живой человек от трупа. Когда человек умирает, пуруша исчезает. «Йога-сутры» не говорят, куда уходит пуруша. Тело, мозг и органы чувств остаются на месте, но они безжизненны, потому что пуруша ушел. Для пуруши смерти не существу­ет. Для него не существует перемен, а что такое смерть, как не перемена?

Ум не может видеть пурушу. Мы знаем о пуруше только потому, что иног­да переживаем моменты ясности. Он — постоянный свидетель всех наших действий. Этот свидетель активен, но не подвержен влиянию того, что он ви­дит. Поскольку пуруша действует через ум, он может видеть только тогда, когда ум чист*.

 

Трудно представить, что пуруша и пракрити могут существовать независи­мо друг от друга. В человеке эти два начала всегда взаимосвязаны. Почему мы путаем пурушу с пракрити? По учению йоги, эта путаница пронизывает все человеческое существование. В то же время те, кто ищет ясности, могут понять различие между правильным и неправильным восприятием. В этом отношении йога оптимистична: через проникновение в суть проблем и путаницы мы движем­ся к ясности понимания.

Если некоторые из нас ищут решения проблем и по ходу достигают опреде­ленной степени ясности, это не значит, что пуруши остальных людей тоже начинают видеть отчетливее. Другие философские системы полагают, что пуру­ша един, но йога считает иначе: если одному человеку удается решить свои проблемы, это не значит, что он таким образом облегчает ношу всего человече­ства**. Пуруш много, но пракрити только одна. Вселенная одна на всех нас, различаются только отношения между общей Вселенной и индивидуальными пурушами. Только из-за этого мы все по-разному смотрим на свои тела и чувства; поэтому у нас разные привычки. Наблюдение возможно только тогда, когда пу­руша имеет достаточно энергии и желания, чтобы выйти наружу и вернуться назад с впечатлениями от внешнего мира. Здесь скрыто серьезное отличие от взглядов современной физики, которая утверждает, что для того, чтобы изобра­жение объекта было воспринято глазом, необходим свет. Даже когда есть свет и есть объект наблюдения, должно быть еще что-то, что призывает нас видеть, думать и слушать. Этот импульс исходит от пуруши — изнутри, а не снаружи. Мы часто находимся в окружении внешних объектов, на которые можно было бы обратить внимание, но не реагируем на них. Все действия должны" исходить от пуруши. Существуют разные мнения о том, как возникли такие отношения между пурушей и пракрити. Одни говорят, что это лила — божественная игра. Дру­гие верят в первоначальное существование чего-то единого, сказавшего себе: «Я желаю разделиться на множество частей». Третьи считают это случайностью. Все, что мы можем сказать по этому поводу, остается на уровне гипотезы.

 

Существует немало теорий и о том, что происходит с пурушей, когда мы умираем. Люди, которые верят в существование силы, стоящей над человечески­ми существами, в Бога, говорят, что многочисленные пуруши уподобляются рекам, текущим к морю. Каждая река имеет свое русло, свое направление и свои каче­ства, но все они впадают в море.

 

* «Йога-сутры» 2.20.

** «Йога-сутры» 2.22.

 

Перемены не являются прямым (или даже косвенным) результатом йоги или какой-то другой практики. Мы не должны от этого зависеть. Практикуя йогу, мы можем рассчитывать только на один результат — успокоение ума. Тяжесть и нервозность каким-то образом исчезают. Но в свое время с нами должно произой­ти что-то очень личное и существенное, что затронет нас настолько глубоко, что нам действительно захочется остановиться, подумать и изменить направление своих действий. После этого мы просто будем шаг за шагом продвигаться вперед. Ка­чество наших действий начнет изменяться. Новые позитивные санскары станут сильнее, и ум будет сохранять чистоту.

 

Ум не может наблюдать за своими собственными изменениями. За ними на­блюдает что-то другое*. Именно поэтому мы описываем пурушу одновременно и как свидетеля, и как инициатора своих действий. В качестве инициатора дей­ствий пуруша работает подобно приводу электрической двери. Однако движется сама дверь. Пуруша — источник наших действий. Но он также нужен нам в качестве свидетеля и постоянного наблюдателя за работой ума. В конце концов, в уме может превалировать ясность, но эмпирическое понимание имеет место толь­ко благодаря пуруше.

 

При наличии истинной ясности мы ощущаем внутри себя тишину и покой. Если у нас есть только интеллектуальная ясность, то мы можем чувствовать себя счастливыми минуту-две, но это чувство недолговечно. Наша цель — освобожде­ние от духкхи, от горя и страданий. Для этого мы должны распознавать духкху; нам нужно понять, что она возникает из-за неправильного понимания (авидьи), и мы должны знать, что мы можем избежать духкхи.

 

Цель наших занятий йогой — изменить качество ума так, чтобы больше полу­чать от пуруши. Йога пытается повлиять на ум таким образом, чтобы пуруша мог действовать беспрепятственно.

 

* Йога-сутры» 4.18-21.

Кришнамачарья демонстрирует акарна-дханурасану и уттхита-паршваконасану.

 

ЖИЗНЬ В МИРЕ

Йога не гарантирует, что если мы будем прилежно ею заниматься, то получим ту или иную конкретную выгоду. Йога — это не готовый рецепт уменьшения страда­ний, но она может помочь нам изменить наше отношение, чтобы в нас было меньше авидьи и больше свободы от духкхи. Всю практику йоги можно понимать как процесс изучения наших привычных взглядов, моделей поведения и их последствий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 463 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.