Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность процесса познания, его структура. 2 страница




11. Философия Канта. Иммануил Кант /1724-1804/ положил начало немецкой классической фил-и. В творческой деятельности Канта различают два периода: 1-й, до-критический, в котором главный интерес Канта - изучение природы, и 2-й, "критический". В этом периоде Кант считает, что разработке проблем философии должно предшествовать критическое ис­следование познавательных способностей. Исходная проблема критической философии распадается на вопросы: I/ Что такое познание? 2/ Является ли познание фактом? 3/ Как этот факт возможен? Отвечая на первый вопрос, Кант говорит, что всякое познание есть суждение, но не всякое суждение есть познание. Познание дают такие суждения, в которых предикат утверждает тс, чего нет в субъекте, и эти суждения имеют общий, необходимый характер. Далее Кант показывает, что такие суждения есть в науках и они возможны при соответствующих усл., когда у нас есть представления о пр-ве и времени. Обычно считается, что представления о пространстве и времени вы­ведены из опыта. Кант с этим не согласен. У нас есть способность восприятия, чувственность. Пространство и время - формы чувствен­ности. Какие-то внешние воздействия идут извне, они созерцаются и упорядочиваются, в априорных формах пространства и времени. А какие объекты до, вне упорядочивания в этих формах мы не знаем и знать не можем /"вещи в себе/. Кроме чувственности как способности восприятия, сущ. рассу­док как мыслящая способность. Рассудок на базе чувственных созерца­ний создает понятия. Образование понятий возможно потому, что су­щ. категории, как формы мышления. Например, у нас есть созерцание освещенного солнцем камня и ощущение его теплоты. Мы связыва­ем эти чувственные данные в суждении о их причинной связи; для этого у нас есть категория причинности. Кант указывает на 12 категорий рассудка. Над рассудком возвышается разум. Он стремится систематизировать познание, дать принципы для рассудка. Разум создает идеи и идеалы, стремится познать "умопостигаемые вещи", находящиеся вне опыта /мир как целое, Бог, душа/. Но когда разум желает познать мир как целое, он впадает в антиномии / антиномия состоит в том, что одновременно доказываются два противоречащих суждения: А и не-А /. Так, Кант приводит док-а тому, что мир конечен и бесконечен в пр-ве и времени, что в мире есть нечто простое и все должно де­литься до бесконечности и т.д. Нельзя, далее, доказать ни того, что есть Бог или нет Бога; нельзя док-ь ни смертности, ни бессмертия души. Все это означает непознаваемость мира, Бога и души; они оказы­ваются "вещами в себе". В то же время Кант говорит, что они принима­ются "практическим разумом". Например, слабые люди укрепляются в морали благодаря религиозной вере. Если при помощи разума нельзя познать мир, Бога и душу, то в практической жизни-следует верить в них. Если "вещи в себе" непознаваемы, то познаваемы явления, "вещи для нас". Мир явлений включает материальные явления и человеческие пос­тупки. И Кант предлагает метафизику природы и метафизику нравов. Говоря о морали, Кант утверждает ее "автономность" - независимость от религии. Сам человеческий разум устанавливает нравственный за­кон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима - это желание, намерение поступать определенным образом. Императивы гово­рят, что поступать определенным образом - хорошо. Развивая свою концепцию, Кант говорит, что есть три способности души - рассудок, способность суждения и разум. Способность суждения применима к искусству, а также к оценке целесообразности в мире. В последние годы жизни Кант много размышлял над социально-полити­ческими проблемами, считал, что через антагонизм людей и гос-в общество придет к оптимальному состоянию. Апофеоз истории - формирование всестороннего, развитого человека, формирование свободы, уста­новление вечного мира.

12. Философия Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель /1770-1831/ завершает развитие идеализма в немецкой классич. фил-и. Исходное понятие его фил-и - абсолютная идея. Абсолютная идея - это разум, мышление, но не отдельных людей; она "подлинно всеобщее всего природного, и также всего духовного","выходит за пределы всех их и составляет основание всего". В своем сущ-и и развитии абсолютная идея проходит три этапа: внутреннее саморазвитие идеи, самообъективирование ее в при­роду и человека и самопознание через человека и общ-о. Соответст­венно этому система Гегеля включает три части: логику, фил. природы и фил. духа. Логика - наука о категориях, в которых выражается абсолютная идея. Гегель выстраивает систему категории. Первая группа категорий категории бытия. В начале системы категорий - понятие чистого бытия, которое фиксирует только факт сущ. идеи. Следующая катего­рия - становление. Ре­зультат становления - категория наличного бытия. Наличное бытие да­лее характеризуется категориями кач-а, кол-а и меры. За категориями бытия лежат глубинные связи, отражаемые катего­риями сущности. Сущность прежде всего включает в себя аспекты тож­дества, различия, противоположности и противоречия. Противоречивость сущности разрешается в категориях основания и следствия, а основа­ние представляет собой единство категории содержания и формы. Сле­дующий шаг: сущность рассматривается в ее взаимосвязи с бытием. Единство сущности и явления далее выступает как действительность, которая характеризуется категориями возможности и необходимости. Блок кате­горий сущности завершается категориями причинности и взаимодействия. За сущностью скрываются категории понятия. Здесь Гегель рассматривает понятия, суждения и умозаключения, категории субъективного и объективного, истину. Категорией истины завершается саморазвитие идеи. После внутреннего саморазвития - инобытие идеи, природа, превра­щаясь в природу, идея опредмечивает себя в виде конечных, телесных единичностях, в том числе и человека. Идея создает природу, чтобы в ней был человек, его познание. Фил-я природы включает механи­ку, физику и органическую физику. Здесь говорится о пр-ве, времени, движении, функц-ых системах. В целом, эта часть сис­темы Гегеля весьма архаична, содержит много спекулятивных построе­ний современного Гегелю естествознания. Завершает систему Гегеля фил. духа. Достигнув ступени духа, идея через человека приступает к самопознанию. Учение о субъективном духе состоит из антропологии, феноменологии и психологии. Речь идет об индивид. сознании, самосознании, формах знания и т.д. На уровне объективного духа развитие идеи полу­чает свое дальнейшее выражение не в деятельности индивидуального Я, а в коллективной деятельности, в практике человеческого рода. Гегель верит в неодолимость общественного прогресса, говорит о своеобраз­ной хитрости разума в истории, когда идея побуждает людей-эгоистов своей деятельностью способствовать цеоям идеи. Финал системы Гегеля - учение об абсолютной духе. Здесь речь идет об искусстве, религии и фил. В этих нормах абсолютная идея занимается самопознанием. В искусстве она сознает себя в чувст­венный образах, в религии - в самоуглубленных представлениях, в фил. идея мыслит себя в научных понятиях. Фил. Гегеля оказала большое влияние на последующую фил., прежде всего, его учением о категориях, его диалектическими идеями.

13. Философия Л. Фейербаха. Завершает немецкую классическую философию Людвиг Андреас Фейер­бах /1804-1872/. Пережив влияние Гегеля, Фейербах отказывается от идеализма; в основу фил-и нужно положить не абстрактную идею, а "реальное действительное бытие". Фейербах много внимания уделяет религии. Он говорит, что недостаточно видеть, как это часто говорится, основы религии в невежестве и страхе людей. Источник религии следует искать в "природе человека", в условиях его жизни. Чел. стремится удовлетворять свои потреб­ности. При этом он на протяжении всей истории человечества чувство­вал свою зависимость от природы, которая угрожала ему, была полна опасностей. Основу религии составляет чувство зависимости человека - сначала от природы, а затем от других людей. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом обожествления. В богов, властителей, человеческой судьбы, превращаются те могущественные силы, от которых зависит жизнь и смерть, счастье и несчастье, здо­ровье и болезнь. В религии наряду с действительным миром возникает мир фантастический, господствующий над первым. Фейербах негативно оценивает религиозную веру. Он видит ее глав­ный вред в том, что она учит страдать, терпеть, ожидать в надежде на Царство Небесное, она по самому своему существу является силой консерватизма. Каковы же пути преодоления религии? Если религиозная вера закрепляет чув-о зависимости, то для избавления от религии нужно приобрести чув-о независимости, осознание того, что судь­ба человека зависит от него самого. Он должен сам стремиться устра­нить несправедливость и бедствия. Если же нужна духовная взаимосвязь людей, о которой говорит религия, то пусть это будет особая рели­гия, без бога, в центре которой находился бы человек. Человек чело­веку бог - таково основоположение новой религии. Фейербах считает неестественным связь фил. с религией, Необходима связь фил.и естествознания, Фейербах считает, что необходима реформа фил. В центре фил. должен быть чело­век, новая фил. должна быть антропоцентрической. Человек же должен рассматриваться в тесной связи с природой, как основы чело­века. Фейербах утверждает несотворимость и неуничтожимость материи, природы. Движение, пр-о и время объективны. Антропологическая фил. должна рассматривать чел. в един­стве тела и души. Фейербах подчеркивает связь чувственности и разу­ма. Мышление сущ. как отражение бытия, копия следует за ори­гиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг как орган мышле­ния все более совершенствуется. Фейербах говорит, что человек всег­да включен в систему общения с другими людьми, только в общении че­ловек развивается в физ. и духовном смысле. Отмежевываясь от идеализма Гегеля, Фейербах негативно оценивает диалектику. Противоречия в лучшем случае могут сущ. в мышлении, но как и другие диалектические законы, они не сущ. в природе. В этике Фейербах стоит на позиции эвдемонизма - обоснования нравственности стремлением к счастью. Хотя люди по-разному понимают счастье, есть все же что-то общее. Во-первых, счастье предполагает хорошее здоровье. Во-вторых, настоящая мораль не знает изолирован­ного, обособленного от других людей счастья. Счастье может быть лишь совместным счастьем.

14. Причины возникновения, основные идеи и сущность марксистской философии. Марксистская философия, как и марксизм в целом, является одним из главных направлений в философии XIX - XX вв. Создавая новое миро­воззрение Карл Маркс /1818-1683/ и Ф ридрих Энгельс /1820-1895/ кри­тически использовали то ценное, что содержалось в предшествующей философской мысли, социальных учений в области политической экономии и утопического социализма, современного им естествознания. Марксизм претендовал на роль выразителя потребностей пролетариата, междуна­родного рабочего движения. Бесспорной заслугой, новым в обл. фил. является создание марксизмом новой формы материализма, диалектического материализма и материалистического понимания истории общ-а. В предшествующей фил. по ряду причин получалось так, что материализм был в основном метафизическим, а диалектика была преиму­щественно идеалистической. Фил-ы не видели связи материализма и диалектики и даже часто противопоставляли их друг другу. Маркс и Энгельс преодолели этот разрыв. Если Гегель говорит о диалектике идеи, то в марксизме диалектика понимается как наука о связи явле­ний и наиболее общих законах движения и развития природы, общества у мышления. Объективная диалектика первична, а субъективная диалек­тика, диалектика мышления - отражение объективной диалектики. Фил. марксизма утверждает материальное ед-во мира, иде­альное, сознание - высший продукт развития материи, марксистская фил. отрицает сущ-ие каких-то неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя сущ. в виде кач-о раз­нообразных, изменяющихся вещей, явлений. Осн. формы сущ-ия материи – пр-во и время. Движ. - способ сущ-ия материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо. Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль. В марксистской фил. по-новому понимается процесс позна­ния. Маркс и Энгельс указали на социальную обусловленность познания; общественная практика образует основу и является критерием истины. До Маркса и Энгельса все мыслители, как идеалисты, так и материа­листы, полагали, что в развитии общества решающая роль принадлежит сознанию людей, Маркс и Энгельс разработали материалистическое по­нимание истории. Они исходили из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд, материальное производство. "Способ производства...обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание."/Маркс/ Истор. процесс, будучи результатом деятельности людей, в то же время объективен, закономерен. Законы общества определяют в общих чертах тенденции развития общества. Одним из этих законов является закон соответствия пр-ых отношений хар-ру и состоянию производительных сил общества. Дей­ствие этого закона определяет специфику и смену общественно-экономи­ческих формаций. Маркс и Энгельс развивают теорию классов и классовой борьбы, тео­рию государства, социальной революции. При характеристике обществен­ного сознания в целом и его отдельных форм они постоянно проводят мысль об их специфической материальной обусловленности. Мapкс и Энгельс по-новому поставили вопрос о фун-ях фил. Если раньше фил-ы видели свою задачу, главным образом, в том, чтобы нарисовать картину мира, то Маркс подчеркивал, что фил. должна стать активной социальной силой. «Философы лишь различным объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Чтобы фил. стала действующей силой, она должна овладеть массами и, прежде всего, стать мировоззрением передового, прогрессивного, ре­волюционного класса, который заинтересован в изменении существующе­го общественного строя и способен повести за собой трудящиеся клас­сы. Таким классом, по мнению Маркса и Энгельса, является пролетари­ат, марксизм прямо и открыто признавал классовый характер своей иде­ологии, провозглашал служение пролетариату и его партии своим высшим принципом. Философию марксизма продолжали и развивали соратники и последова­тели Маркса и Энгельса - И.Дицген, П. Лафарг, А..Лабриола, Г.В.Плеха­нов, В.И.Ленин и др.

15.Судьбы марксистской философии в XX веке. Вопрос о судьбах марксизма в XX веке теснейшим образом связан с феноменом “западного марксизма”. Это понятие в марксологической литературе западных стран и в советской науке интерпретировалось прежде всего как попытка противопоставить его “восточному марксизму”, ленинизму и офиц-ой советской фил-и. В наше время представляется целесообразным обратиться к истокам и побудительным причинам возникновения неортодоксальных версий марксизма. На рубеже XIX и XX вв. в развитии мирового капитализма произошли глубокие кач-ые сдвиги, связанные с его материально-производственной и организационно-финансовой перестройкой. Кредитные учр-ия все активнее вмешивались в организацию пр-ва, утверждались частные монополии, развивалось гос-ое регулирование экономики. Процесс “регулирования” и “рационализации” производства сопровождался усилением бюрократизации и стандартизации всей производственной, социокультурной и повседневной жизни человека. Уже в середине XIX века по сравнению с предшествующим периодом произошла смена ведущих ориентаций фил-го и научного познания. В XIV–XVIII вв. задача подняться с низкого уровня средневековой экономики на уровень индустриальной цивилизации обусловливала прежде всего потребность в познании законов природы, при этом человек рассматривался в системе природы лишь как один из ее элементов. Особую актуальность этой проблематике придавало растущее рабочее движение, неоднократно приводившее к революционным потрясениям во многих странах. Возникновение марксизма также явилось одной из форм нового типа философствования, в том числе по стержневой проблематике определения субъекта истории, соотношения абстрактного и конкретного. К.Маркс уже в ранних произведениях показал логическую несостоятельность попыток Гегеля вывести конкретное (человека) из абстрактного (мирового духа), в результате чего человек низводился до положения носителя государственных форм “всеобщности”, и субъектом развития выступал не человек, а государство. Особенно важное значение для судеб марксизма в XX веке имели положения Маркса о практике и человеческой субъективности, впервые сформулированные им в “Тезисах о Фейербахе” (1845 г., опубликовано в 1888 г.). В советской литературе, посвященной анализу этой работы, обычно речь шла об отличии фил-ой установки Маркса от Фейербаха, задачах фил-ии по преобразованию мира, сущности человека. Между тем важные идеи, сформулированные в первом тезисе, не были раскрыты и по достоинству оценены. Речь идет о том, что, согласно Марксу, предмет, действительность и чувство следует рассматривать не только в форме объекта, созерцательно, но и субъективно, как человеческую чувственную деятельность, практику. В этом пункте проявился один из радикальных разрывов марксизма с классической философской традицией, абсолютизировавшей гносеологическое отношение, когда человеческое “я” выступало лишь в качестве рефлектирующего и познающего центра. К концу XIX века марксизм занимал доминирующее положение в социалистическом движении. Он отражал реальное размежевание различных социальных групп как внутри рабочего класса, так и во всем обществе. Начало этому расколу положил в конце 90-х годов Э.Бернштейн, заявивший, что традиционные марксистские решения не соответствуют более историческим реалиям и марксизм нуждается в коренном пересмотре. Все сказанное выше обусловило выступление в 20-х годах XX века ряда марксистских теоретиков против позитивистского объективизма, экономического редукционизма ортодоксальных марксистов, за возврат к “подлинному Марксу”. В заключение отметим, что многие идеи, развивавшиеся в русле западного марксизма и неомарксизма, оказали влияние на формирование новых, неортодоксальных тенденций и направлений в советских философских исследованиях 60 – начала 90-х годов в условиях ослабления идеологического контроля. Постепенно происходил отход творчески ориентированных фил-ов от унифицированной версии марксистской фил-ии. Новые подходы и весомые результаты были связаны с обоснованием принципа единства сознания и деятельности, субъект-объектных отношений, проблем духовного пр-ва, фил-ой антропологии.

16. Позитивизм и его эволюция. Позитивизм - одно из основных течений в фил. XIX-XX вв. В истор. позитивизма выделяют т.наз. первый позитивизм, и неопозитивизм. Основатель позитивизма - Огюст Конт /1798-1857/. Начиная с Конта звучит призыв к преодолению противоположности материализма и идеа­лизма. Позитивисты утверждает, что основной массив знании о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, получается в спе­циальных науках. Это знание противопоставля­ется традиционной фил-и как "метафизике". Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную фил-ию. Описание явлений позволяет вывести законы, функциональные отношения между элементами данной структуры. Конт говорит, что человечество в своем умственном развитии после­довательно пользуется тремя методами познания - сначала теологичес­ким /для объяснения явлении ищутся сверхестественные факторы/, за­тем метафизическим / используются некие филсофские абстракции - Абсолют, Идея и т.п./ и,наконец, позитивным /когда познаются дейст­вительные законы явлений. Позитивная стадия должна полностью сме­нить обе предыдущие. Конт считал своей заслугой создание социологии как науки; сам термин "социология" был введен Контом. Его социология включала "со­циальную статику" /учение об условиях существования общества/, "со­циальную динамику"/ учение об изменении социальных систем/ и "соци­альную политику /программу социального действия/.. Герберт Спенсер /180С-1905/ также видит задачу науки в познании сосуществования и последовательности явлении. При этом он допускает, что есть некая единая "Сила" или "Мощь", но они - тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом.

Лидерами "второго позитивизма" былии Эрнст Мах /1638-1916/ и Рихард Авенариус /1843-1890/. Мах выступает против понимания материи как объективной реальности. Все существующее - совокупность ощущений, "комплексы ощущении образует тела". Махисты используют понятие "эле­менты мира". Их они хотят представить как нечто "нейтральное" по отношению к материи и сознанию, утверждая, что "элементы мира" могут быть в одном отношении цизическими, а в другом - психическими. Махисты далее утверждают, что между физичсскими и психическими "элементами" существует неразрывная связь, одни не могут быть без других /"принципиальная координация" Авенариус?/. Авенариус заявляет затем о "принципиальной координации" нашего Я и среды / не-Я/. Соз­нание человека - центральный член, внешний мир - противочлен; они неразрывно связаны друг с другом. Отсюда можно прийти к субъектив­ному идеализму.

17.Иррационлизм и его эволюция. Иррационализм формируется как реакция на материалистические и революционные идеи мыслителем предшествующего периода, но рационалистическую традицию прежде всего в немецкой классической философии. Артур Шопенгауэр /1788-1860/ первым из философов XIX в. порвал с прогрессивно-оптимистической традицией, провозгласил иррациона­лизм. Шопенгауэр говорит, что в основе мира лежит воля. Шопенгауэр истол­ковывает волю как некое "слепое влечение","темный, глухой порыв". Воля объектируется в идеях, в явлениях природы, в человеке. Объек­тивации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, раз­ладе. А жизнь человека - это страдания, постоянная суета, причина это­го - "воля к жизни", поэтому нужно "успокоить" свою волю, не бояться смерти, жизненный идеал Шопенгауэра - аскетический квиетизм буддий-ского отшельника или христианского пустынника. Серен Кьеркегор /1813-1653/ размышляет с человеческой личности и ее судьбе. Человек для Кьеркегора - сложнейшая проблема, его существование - тайна, раскрыть которую научными метода­ми невозможно. Существование не может быть выражено с помощью поня­тий. Мое существование дано мне в жизни, в чувстве, переживании. Фидрих Ницше /1844-1900/,как и Шопенгауэр, за основу всего прини­мает волю, но не какую-то единую, а множество воль, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир - это хаос, не укладыаающийся в рамки каких-либо закономерностей. Если этот мир ха­оса сил кажется нам логичным, то только потому, что мы сами приписы­ваем ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о чел-е, как какой-то болезни Земли. Ницше старается принизить роль сознания, выступает против стремления к истине. Ницше говорит, что существует природное неравенство людей, обус­ловленное различием их "воли к власти". Существуют высшие и низшие люди. К высшим относится человек такого типа, который обладает хо­рошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энергично пульсирует воля к власти. Ницше выдвигает идею сверхчеловека. Он вырастет из представителей высшего типа человека, будет представлять собой наи­более совершенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого следствиями. В рамках иррационализма предложена т.наз. философия жизни. Виль­гельм Дилътей /1833-1911/ утверждает, что разум недостаточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из "полноты переживаний жизни". Иходное понятие этой концепции - "жизнь", как некая интуи­тивно постигаемая реальность, нечто изначальное, не тождественное ни материи, ни духу. Сначала нужно понять жизнъ "из нее самой", а затем мир может бытъ объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждения­ми, научными методами, ее познание возможно на основе переживания, понимания, интуиции, веры, любви. Анри Бергсон /1859-1941/ также говорит о некоем общем потоке жизни, длительности, жизненном порыве. Этот порыв иногда у него трактуется как некое сверхсознание. На основе жизни идет эволюция. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт, затем интел­лект. Но интеллект ограничен, не в состоянии познать жизнь.

18. Неотомизм. Под неотмизмом понимается христианская философия, считающая сво­им предшественником Фому Аквинского /1225-1274/. В свое время Фома создал богословско--ую систему, использующую аристотелизм для обоснования и защиты католического вероучения. Фил-ия ХУ11-ХУ111 вв. отвергала средневековую схоластику. Во 2-ой половине XIX в. ситуация изменилась. Усиливаются иррационалистические умонастроения, оппозиция материализму. Первый Ватиканские собор /I864-I870/ объявил фил. Фомы Аквинского единственно истинной. Затем было принято решение восстановить в католических школах пре­подавание фил., основывающееся на идеях Фомы в 1914 г. были опубликованы "24 томистских тезиса", извлеченных из фил. Фомы, в которых сформулированы основоположения католической фил. Ру­ководствуясь этими тезисами, католические философы ведут преподавание фил. и осуществляют ее разработку. Исходная идея неотомизма - принцип гармонического единства разу­ма и веры. Этьен Жильсон /1884-1978/ образно говорил, что достиже­ние гармоник между философией и верой - тайна томизма. Неотомисты утверждают, что вера и разум не должны противоречить друг другу, при правильном использовании они дополняют друг друга. Ведь вера ос­новывается на окровении божества, разум Бог внедрил в чел-а, поэ­тому вера и разум имеют общий источник. Но разум по своей природе ограничен, ему не все доступно. Как говорил Жак Маритен /1882-1975/, разум "останавливается" и "сохраняет молчание" перед такими вопросами, как вопросы о смысле жизни личнос­ти, о бессмертии души и т.п. Именно здесь возникает потребность в вере. Соотношение теологии и философии в неотомизме сформулировано в догмате: "Фил. - служанка богословия". Служебная обязанность философии - доказать, что Бог есть. Как это сделать? Человек не мо­жет "непосредственно-духовно" созерцать Бога. Но богопознание возможно, поскольку Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. И вслед за Фомой неотомизм предлагает его апостериорные док-а - от движения, причин, совершенств и т.д. к их источнику - Богу. Кроме пяти доказательств Маритен предложил еще одно: опыт че­ловеческого мкшления приводит к выводу, что оно бессмертно и «предсу-ществует» до времени в разуме Бога. В онтологии неотомиз различает чистое бытие и существование. Чистое бытие - неизменная духовная субстанция, тождественная с Богом. Существование - мир сотворенных вещей. Неотомисты утверждают принцип творения мира Богом из ничего. Богом душа образу­ют субстанциальное единство человека. Душа бессмертна. У души есть две главные способности - познание и воля. Познание через ощущения, суждения и умозаключения стремится к истине, раск­рывая в познаваемых объектах их духовные прообразы, формы. Бог дал человеку свободу воли, выбора между посюсторонним и потусторонним благом. Надо избежать ложного пути. Говоря о взаимоотношениях людей, неотомизм отвергает индивидуализм и коллективизм в их обычном понимании, пропагандирует идею солидаризма, объединяющего людей принципом любви к ближнему, в основе котороый - любовь к Богу. Анализируя ситуацию в современном мире, неотомисты говорит, что технические средства и достижения материальной культуры, базирующи­еся на науке, имеют двойственный характер: они и объединяют, и разъ­единяют людей. Подлинная цивилизация должна опираться не на "матери­альный прицип", а на «духовные факторы».

19. Эксистенциальная философия и её основные направления. Экзистенциализм сформировался в первой половине ХХ века. В середине века он был заметным явлением в духовной жизни общества. Люди стали разочаровываться в существующих ценностях. Войны, революции и контрреволюции, тота­литарные режимы и концлагеря - все это порождало настроения неуве­ренности, тревоги, подавленности. Поскольку в обществе существовали определенные настроения, нашлись и их фил-ие выразители. Экзи­стенциализм ставил задачу отображения внутреннего мира личности. Исходное понятие экзистенциализма - понятие существования. Основная проблема - определение места чел-го сущ-ия в общей структуре сущ-ия. Но здесь нужно заметить, что экзистенциалисты не дают логически корректного определения экзистен­ции. Экзистенциалисты утверждают, что существование челове­ка не определяется какой-то природной, общественной или собственной сущностью; такой сущности просто нет. Мы отметили некоторые общей черты экзистенциализма. Добавим к этому некоторые идеи его главных представителей. Мартин Хайдеггер /1889-1976/ говорит о трех аспектах человеческого бытия: мы находим себя уже существующими в мире, без нашего пред­варительного на то согласия и наше существование всегда есть "проект" выхождения за пределы дан­ного. Смысл существования осознается в погра­ничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и смерти, при траги­ческих поворотах судьбы. Здесь человек осознает свою конечность. Но у человека есть выбор: или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что - неподлинное бытие, или - принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности. Карл Яcперc /I883 -1964/ решительно отказывается от рацуоналистической линии в философии. Фил-я должна выражаться не в научных терминах, а в понятиях психологии. Экзистенция, в отличие от эмпири­ческих объектов, не может быть понята рационально; для этого есть единственная возможность - "экзистенциальное прояснение. Экзистенция не может удовлетвориться повседнев­ным бытием. В пограничных ситуациях раскрывается трансцендент­ное - Бог. И у человека есть свобода выбора направленности своей жизни. Жан-Поль Сартр /1905-1980/ утверждает своеобразную "философию сво­боды". Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства. У человека - "неизбежность" свободного выбора. Но выбор может привести к конфликту с другим, к страданию, к страху. Сама свобода превращает­ся в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти,"человек осужден быть свободным.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.