Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные теории правопонимани€




ќ—Ќќ¬Ќџ≈  ќЌ÷≈ѕ÷»» ѕ–ј¬ќѕќЌ»ћјЌ»я

—тановление права есть процесс и результат целенаправленной де€тельности человека, включающий в себ€ познание права, его воспри€тие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному €влению. Ёто Ђвечної протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развити€ открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани.
ћножественность теорий правопонимани€ обусловлена различными национальными и региональными традици€ми, философскими и идеологическими воззрени€ми, историческими и социально-психологическими особенност€ми. ”читыва€ такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, ».  ант верно заметил, что Ђюристы до сих пор ищут свое определение праваї. ¬ силу того, что право находитс€ как бы на пересечении удовлетворени€ интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных цел€х.
—уществуют следующие основные концепции права: естественно-правова€, историческа€, нормативистска€, материалистическа€, психологическа€, социологическа€.

2. 1. ≈стественно-правова€ теори€
≈стественно-правова€ теори€ наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. ѕредставител€ми ее €вл€ютс€ “. √оббс, ƒж. Ћокк, ј.Ќ. –адищев и другие.
√лавными иде€ми этого учени€ выступают следующие:
1) в рамках данной доктрины раздел€етс€ право и закон. Ќар€ду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, Ђестественноеї право, свойственное человеку от рождени€. Ёто данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критери€ми права позитивного;
2) право по существу отождествл€етс€ с моралью. ѕо мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составл€ют €дро права, определ€ют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержитс€ не в законодательстве, а в самой Ђчеловеческой природеї, права даютс€ либо от рождени€, либо от Ѕога.
ƒостоинства этой теории:
- это прогрессивна€ доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношени€м новый, более свободный строй;
- сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводитьс€ в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценност€ми, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Ѕога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Ќедостатки этой теории в том, что данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умал€ет его формально-юридические свойства, в результате чего тер€етс€ четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно.  роме того, такое понимание св€зано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

2. 2. »сторическа€ концепци€ права
»сторическа€ школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. ≈е представител€ми были: √. √уго,  .‘. —авиньи, √. ѕухта и другие.
ќсновные идеи названной доктрины:
1) право Ц это историческое €вление, которое, как и €зык, не устанавливаетс€ договором, не вводитс€ по чьему-либо указанию, а возникает и развиваетс€ постепенно, стихийно;
2) право - это, прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиес€ правила поведени€, влекущие за собой юридические последстви€). «аконы же производны от обычного права, которое произрастает из недр Ђнационального духаї, глубин народного сознани€;
3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обыча€х той сословной эпохи не могли найти отражени€ никакие Ђестественныеї права человека.
ѕозитивные моменты этой теории состо€т в том, что впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе, справедливо подчеркиваетс€ естественность (эволюционность) развити€ права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению и верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведени€.
Ќегативные моменты: данна€ теори€ во врем€ своего возникновени€ объективно выступила как негативна€ реакци€ на естественно-правовую доктрину, идеи ‘ранцузской революции; как идеологи€ феодализма - уже отживающего стро€, ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических услови€х обычаи уже не справл€лись с властным полноценным упор€дочением рыночных отношений.

2. 3. Ќормативистска€ теори€ права
Ќормативистска€ теори€ права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. ѕредставител€ми ее были: –. Ўтаммлер, ѕ.». Ќовгородцев, √.  ельзен и другие.
ќсновные идеи данного учени€ заключаютс€ в следующем:
1) исходным €вл€етс€ представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находитс€ Ђосновна€ (суверенна€) нормаї, прин€та€ законодателем, и где кажда€ низша€ норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;
2) по  ельзену, право - это сфера должного, а не сущего. ќно, таким образом, не имеет обосновани€ вне сферы норм долженствовани€ и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведени€. ѕоэтому  ельзен считал, что юридическа€ наука должна изучать право в Ђчистом видеї, вне св€зи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;
3) в основании пирамиды норм наход€тс€ индивидуальные акты - решени€ судов, договоры, предписани€ администрации, которые также включаютс€ в пон€тие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
ƒостоинства теории: верно подчеркиваетс€ такое определ€ющее свойство права, как нормативность, обращаетс€ внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы; нормативность в данном подходе органически св€зана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоватьс€ юридическими требовани€ми (в силу более четких критериев) и позвол€ет субъектам знакомитьс€ с содержанием последних по тексту нормативных актов; признаютс€ широкие возможности государства вли€ть на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Ќедостатки: представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответстви€ их объективным потребност€м общественного развити€ и т.п.), за то, что они недооценивали св€зь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами; признава€ тот факт, что основную норму принимает законодатель,  ельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. ¬ силу разных причин оно может удовлетвор€тьс€ и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

2. 4. ћатериалистическа€ концепци€ правопонимани€
ћатериалистическа€ теори€ права возникла в XIX - XX вв. ≈е представител€ми выступили:  . ћаркс, ‘. Ёнгельс, ¬.». Ћенин, √.¬. ѕлеханов и другие.
ќсновными иде€ми названной доктрины можно считать следующие:
1) право понимаетс€ как возведенна€ в закон вол€ господствующего класса, т.е. как классовое €вление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определ€етс€ характером производственных отношений, носител€ми которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;
3) право представл€ет собой такое социальное €вление, в котором классова€ вол€ получает государственно-нормативное выражение. ѕраво - это нормы, устанавливаемые и охран€емые государством.
ѕредставители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выдел€ли четкие критерии правомерного и противоправного, показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно вли€ющими на него, обратили внимание на тесную св€зь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
Ќо в то же врем€ они преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества, излишне жестко св€зывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умал€ли другие причины и услови€, вли€ющие на право.

2. 5. ѕсихологическа€ теори€ права
ѕсихологическа€ теори€ права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. ¬ широкое понимание права нередко включаютс€ нар€ду с нормами права, правоотношени€ми, иде€ми права также и правосознание. “ем самым признаетс€ психологический аспект права. ѕионером психологического направлени€ в юриспруденции считают дореволюционного юриста Ћ.». ѕетражицкого (1867-1931). ƒл€ этого направлени€ характерно преувеличение роли психологического фактора в правовой жизни.
Ћ.». ѕетражицкий полагал, что право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и об€занности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. ѕраво есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически.
Ѕолее того, Ћ.». ѕетражицкий рассматривал право как €вление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. ≈динственным источником права он считал индивидуальное сознание. ¬с€кое иное право, существующее вне сознани€ человека, есть оптический обман.
Ћ.». ѕетражицкий под правом понимал эмоциональные переживани€ человека императивно-атрибутивного характера.
ќсновными иде€ми этой доктрины €вл€ютс€:
1) психика людей Ц это фактор, определ€ющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
2) пон€тие и сущность права вывод€тс€ не из де€тельности законодател€, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые нос€т императивно-атрибутивный характер, т.е. представл€ют собой переживани€ чувства, св€занного с правомочием на что-то (атрибутивна€ норма), и чувства об€занности сделать что-то (императивна€ норма);
3) все правовые переживани€ дел€тс€ на два вида права - позитивные (исход€щие от государства) и интуитивные (личные, автономные). ѕоследние могут не быть св€заны с первыми. »нтуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регул€тором поведени€ людей и поэтому должно рассматриватьс€ как Ђдействительноеї право.
ƒостоинства: обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционировани€ права нар€ду с экономическими, политическими и пр.
ќтсюда - нельз€ издавать законы без учета социальной психологии, нельз€ примен€ть их, не учитыва€ психологическую природу индивида; акцентирует внимание на роли правосознани€ в правовом регулировании и в правовой системе общества.
Ќедостатки: представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; в св€зи с тем, что Ђподлинноеї (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

2. 6. —оциологическа€ теори€ права
—оциологическа€ теори€ права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. ≈. Ёрлих, ∆ени, —.ј. ћуромцев, –. ѕаунд считаютс€ ее ведущими представител€ми. —оциологический подход к пониманию права отдает предпочтение действи€м или правоотношени€м.
ѕричем правоотношени€ противопоставл€ютс€ нормам права, составл€ют центральное звено в правовой системе. ѕраво - это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической де€тельности адресатов норм права. Ќормы права представл€ют собой только часть права, а право не сводитс€ к закону. ѕредставители социологического подхода к праву различают право и закон. —обственно право составл€ют правоотношени€ и складывающийс€ на их основе правопор€док.
ѕраво, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающеес€ на практике, отличаютс€ так же, как живое право отличаетс€ от мертвого права. ѕредписани€ закона станов€тс€ нормами права, когда они фактически примен€ютс€ на практике. «аконодатель не создает новую норму права - считал наиболее €ркий представитель социологической школы начала XX в. ≈. Ёрлих, а закрепл€ет лишь то, что сложилось на практике.
ќсновные идеи заключаютс€ в следующем:
1) раздел€ют право и закон, хот€ делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. ѕраво воплощаетс€ не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. ≈сли закон находитс€ в области должного, то право - в сфере сущего;
2) под правом понимаютс€ юридические действи€, практика, правопор€док, применение законов и т.п. ѕраво - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. ќтсюда другое название данной доктрины - теори€ Ђживогої права;
3) формулируют такое Ђживоеї право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной де€тельности.
ќни наполн€ют законы правом, вынос€ соответствующие решени€ и выступа€ в этом случае субъектами правотворчества.
  плюсам данной теории относ€тс€: она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение; фиксирует приоритет общественных отношений как содержани€ права; хорошо согласуетс€ с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управлени€.
ћинусы: если под правом понимать реализацию законов, реальный правопор€док, то тер€ютс€ четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализаци€ может быть как законной, так и противозаконной; в силу переноса центра т€жести правотворческой де€тельности на судей и администраторов увеличиваетс€ опасность некомпетентного применени€ права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.
“аким образом, в историческом контексте право оценивалось и оцениваетс€ по-разному. Ќазванные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимани€, в изменении юридического мировоззрени€ общества.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-07-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 8114 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

607 - | 593 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.