Механизм современного Российского гос-ва - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми матер средствами система гос органов, посредством которой осуществляются задачи и функции гос-ва. Черты:1) механизм (аппарат) гос-ва - это система гос органов, пронизанная единством принципов его орг-ции и деят-ти, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ “Об основах гос службы РФ" и других фз. 2) механизм гос-ва характеризуется сложной структурой, группы (подсистемы) гос органов, их соотношение и взаимосвязи. В Конституции РФ три пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего системообразующего принципа структуры механизма современного Рос гос-ва: 1. Гос власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и ГосДума), Правительство РФ, суды РФ. 2. Гос власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос власти. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”. Органы мсу не входят в систему органов гос власти. 3) механизм гос-ва для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, выполнения связанных с этим гос функций располагает необходимыми матер средствами, на которые опираются в своей деят-ти отдельные гос органы. К ним относятся различные матер ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, орг-ции, необходимые для функционирования гос органов.
Классификация. 1. Президент РФ - глава гос-ва не относится непосредственно к какой-либо одной из ветвей власти. Является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конст порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти. Определяет основные направления внутр и внешней политики гос-ва, представляет Россию внутри страны и в межд отношениях, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. 2. Органы представит и законодат власти. Является Федеральное Собрание (Совет Федерации и Гос Думы). Президент РФ наделен правом налагать вето на закон, принятый Фед Собранием РФ. Но последнему предоставляется право при повторном рассмотрении фз одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос Думы. Система законодат органов гос власти включает в себя и органы, образуемые субъектами РФ. 3. Органы исполнит власти - Прав-во России, состоит из Председателя Прав-ва РФ (премьер) и заместителей и Фед министров: разрабатывает и представляет Гос Думе РФ фед бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об этом; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,и др. А также сюда относят: фед министерства, гос комитеты РФ, иные фед органы испол власти, органы испол власти субъектов РФ. 4. Органы правосудия. Судебная система РФ охватывает три разновидности органов судебной власти: КС России, ВС России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, ВАС и поднадзорные ему нижестоящие суды. 5. Органы прокуратуры. 6. Иные правоохранительные органы. К ним относятся органы внутренних дел РФ, Федслужба безопасности, фед органы налоговой полиции, таможенные органы РФ и др 7. Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, призванные обеспечить защиту суверенитета, целостности и неприкосновенности территории РФ, а также выполнение задач в соответствии с межд договорами.
Билет №10 Типология гос-в
Типология гос-в – классификация по типам, содействует более глубокому выявленю признаков, позволяет проследить закономерности их развития, а так же прогнозировать дальнейшее существование.
2 главных подхода к типологии государств:
ü формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главный критерий – способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяет господствующей формой собственности на средства производства. (ПР: рабовладельческое общество – частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов; феодальная формация – феодальная собственность на землю; капиталистическая формация – частная собственность на орудия труда и средства производства).
Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Формационный подход присущ марксистскому подходу к государству. Всего 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталлистическая, социалистическая. И как следствие 4 формы государства: рабовладельческая, феодальная, капиталлистическая, социалистическая.
Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе соц революции, объективной основой которой служит несоответствие характера производственных отношений уровню развития производства.
В современных условиях обнаружилась недостаточность данного подхода. Недостаточность в том, что:
Þ данная теория была разработана на материале европейских стран
Þ идея в том, что все государства должны постепенно и закономерно сменяться одна другой, что не подтверждается практикой
ü цивилизационный подход состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать духовно-культурные факторы. В совокупности эти факторы образуют понятие «культуры», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа. Тойнби полагал, что по типу цивилизаций можно выделить соответствующие типы государства. Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот вакт, почему все общества и государства неодинаково развиваются.
Типология государств по цивилизационному подходу отсутствует, но выделяют этапы цивилизации:
локальные цивилизации, существующие у отдельных народов (шумеры)
особенные цивилизации (китайская, западноевропейская)
всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Формируется сейчас и основывается на принципе глобального гуманизма. На первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие.
Выделяются первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что оно является частью базиса. Государство в первичной цивилизации связано с религией. (ПР: древнеегипетская, шумерсквя)
Среди вторичных гос-в выделяют западноевропейскую, латиноамериканскую.
Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, серьезной недоработанностью. Достоинство в том, что он ориентирует на познание соц ценностей, присущих конкретному образу.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопостовлять, они взаимно дополняют друг друга.
В типологии так же выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Характеризуются промежуточным состоянием. Спорны вопрос, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.
Составляет по определенным основаниям:
1) переходное состояние –длительный период
2) переходное состояние предполагает изменение ценностей общества, качественного состояния, формы гос-ва, смену власти
3) это явление конкретно-историческое, обладающее нац-культурной ориентированностью и отражает накопленные народом ценности.
Переходное государство может относится как к формационному подходу (смена одной формации на другую), так и к цивилизационному.
** По хронологич критерию: 1) древнего времени 2) средних веков (5 в. н.э – 16 в.) 3)нового времени (средние века до конца Первой мировой войны) 4)новейшего времени (с 1918 по настоящее время).
Платон в зав-ти от количества властвующих лиц выделял: аристократия –совершенное гос-во –цель польза всему обществу, монархия – несовершенное гос-во – цель польза монарха и приближенных.
Аристотель в зав-сти от кол-ва властвующих лиц выделял три типа: правление одного, немногих и большинства; в зав-сти от цели гос-ва два типа: плохие: тирания, олигархия, крайняя демократия и хорошие - монархия, аристократия, полития (среднее между олигархией и демократией, черта –средний класс доминирует).
Классификация Ростоу: традиционное общество, переходное общество, стадия сдвига, стадия созревающего общества, стадия массового потребления (государство всеобщего благоденствия).
Основные: формационный и цивилизационный. Главным критерием первоговыступают соц-эк признаки (общественно-эк формация). В основе- учение об общественно-эк формации, которая вкл в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (гос-во, право и т.п.). Именно базис является, по мнению (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина), решающим фактором общ развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: гос-во и право. В зав-сти от типов эк базиса выделяют следующие типы гос-ва: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
Рабовладельческое гос-во есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были соб-тью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.
Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных соб-ков, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зав-ти от помещиков.
Капиталистическое гос-во - люди, лишенные средств производства, могут свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него – заработную плату. Экономическая зависимость.
Социалистическое гос-во, по мнению представителей формационного подхода есть отмирающее гос-во, базирующееся на общ соб-сти на средства производства и имеющее широкую соц базу.
Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское гос-во". Сущность гос в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.
Достоинства формационной типологии:1) в основе соц-эк факторы, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития гос-ва. Каждый последующий тип гос-ва должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) во многом однолинейна, в то время как история не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы
В основе цивилизационного подхода (Тойнби, Сорокин, Вебер) в основе- духовные признаки: культурные, религиозные, нац, психологические и пр. По мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географич и других признаков. В зав-сти от них выделяют цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем гос-вам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общ процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
Достоинства цивилизационной типологии: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях. Недостатки: 1) недооцениваются соц-эк факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути, дали типологию не столько гос-ва, сколько общества.