Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предпринимателей нужно тренировать, а не учить




Есть такое расхожее выражение, что надо давать человеку не рыбу, а удочку. Одна история прекрасно характеризует обучение, а не помощь. В Интернете есть много сборников анекдотов и историй и этот случай оттуда.

 

Рассказавший мне этот случай человек клянется, что это чистая правда.

Во время поездки в Москву он заснул за рулем и аккуратно съехал в кювет где-то в Тверской области. Кювет глубокий, выехать оттуда самостоятельно невозможно. Ну, делать нечего, вылез на дорогу и ловит машину, чтобы дернуть хоть тросом.

 

Останавливается здоровенный джипон, откуда вылазит здоровенный же браток. Со всей дури браток, со стограммовым перстнем, мобилой на поясе и растопыренными пальцами:

— Ша, пацан! Ща усе будет по-пацански! Ща усе будет нормально!

Съезжает на своем джипоне в кювет, газует там секунды четыре, потом спокойно из него выезжает, открывает окно и кричит:

— Hу че, понял как надо?!! — и газу.

 

Если ваши мозги так же отличаются в лучшую сторону от других мозгов, как жигуленок от джипа, то какие у вас могут быть проблемы?

 

Потому то и неэффективны все попытки подготовки предпринимателей, что они построены на получении знаний, а не навыков. Знания, что выехать из кювета можно на джипе, когда вы сидите в жигуленке, вам не помогут. Так же мало смысла имеют рассказы о том, как поступал такой-то великий человек. Даже зная, как он поступил, вы не сможете так поступить, пока не станете таким же великим как он.

 

Почему метабизнесмен разбирается в предпринимательской деятельности лучше, чем предприниматель?

 

От моей болезни у вас вряд ли есть лекарство, — вздохнул больной.

— Не беспокойтесь, — ответил врач. — У нас столько лекарств, что для некоторых из них еще нет болезней.

 

Кстати это серьезно. Хорошая теория может дать ответ, как решать те проблемы, которых еще нет. Еще Эйнштейн сказал, что нет ничего практичнее хорошей теории. Правда очень трудно отличать хорошие теории от плохих. И, кроме того, стать хорошим тренером может только тот, кто сам попробовал вкус спортивной борьбы, хотя может быть и не имел высших наград. Как тренировать предпринимателей-чемпионов?

 

Известный австрийский тренер по плаванию Фред Корлайль, подготовивший одиннадцать чемпионов и призеров Олимпийских игр, говорил:

 

«Моя цель не готовить чемпионов, моя цель — создать атмосферу, в которой они могут появляться!»

 

Еще один ответ, какие качества нужно вырабатывать у предпринимателей.

 

Однажды французская газета «Либерасьон», обратившись в 90-е годы к 600 менеджерам, попросила их ответить на вопрос: «Что самое важное для хорошего менеджера?» Вот их ответы с процентами удельного веса:

1. Заработная плата — 0%

2. Диплом — 0%

3. Внешние данные — 1%

4. Авторитет — 4%

5. Техническая компетентность — 8%

6. Жизненный опыт — 10%

7. Неординарность — 36%

8. «Дар божий» — 41%

 

Под менеджером, здесь разумеется, понимается руководитель высокого уровня, не разделяя предпринимателей и менеджеров так, как я пытаюсь их разделить. Это кстати одна из проблем, терминологическая путаница буквально преследует любого, кто начинает писать или говорить на эту тему.

 

Так вот, тренер предпринимателей как раз и должен развивать «дар божий» и неординарность. Как современная система образования это делает, на мой взгляд, лучше всех сказал О'Генри.

 

Сначала господь бог сотворил идиотов. А затем, имея богатый опыт, он произвел на свет школьных наставников.

 

Других может учить только тот, кто руководствуется высказыванием отца Серафима:

 

Учить других — это как с высокой колокольни бросать камни вниз; а самому исполнять — это как с мешком камней на спине подниматься на высокую колокольню.

 

Но вернемся к методологии.

 

Произнеся слово методолог, я навлек на себя гнев многих и многих специалистов, которые все знают о методологии. В том числе и то, что и почему методологией являться никак не может. Но надеюсь понятно, что мое мнение о подавляющем большинстве специалистов-методологов ничуть не лучше, чем о специалистах в экономике. К сожалению, здесь как во многих других сферах, знать, еще не значит уметь.

 

В отношении познания человечество сильно смахивает на алчного грибника, который, гонимый жадностью, собирает грибы в бесконечном грибном лесу и никак не может остановиться, хотя давно умирает от усталости и голода и мешок на спине согнул его почти до земли; однако сесть, рассмотреть грибы и сварить себе суп он не в силах.

А. Тихомиров «Трактаты»

 

А если человечество наконец рассмотрит этот мешок, то обнаружит, что там очень много поганок и очень мало съедобных грибов.

 

Слишком мало среди людей, называющих себя методологами, тех кто смог бы научить других чему-то полезному в жизни и слишком много людей, передающих мертвые, а часто не просто бесполезные, но и вредные знания.

 

Тем более, что методология требует совершенно других способов для ее передачи от человека к человеку.

 

... К этому времени для Г.П. (Георгия Петровича Щедровицкого) стало почти аксиомой, методология — это не просто учение о средствах и методах мышления и деятельности, а форма организации и в этом смысле «рамка» всей мыследеятельности и жизнедеятельности людей. А это одновременно означало, что ее нельзя транслировать как знание и набор инструментов от одного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической мыследеятельности и обеспечивая им там полную и целостную жизнедеятельность.

А. Пископпель «Шедровицкий Г.П.. Избранные труды»

 

И еще одно «доброе» слово об ученых.

 

Бахауддин Накшбанди как-то сказал:

Людей, которых называют учеными, приводят в смятение две вещи: во-первых, им не нравятся методы, которые мы используем, чтобы достичь слуха людей, поскольку они полагают, что передача того, что необходимо передать, должна происходить либо под угрозой наказания, либо при помощи сложной терминологии. Во-вторых, их страшит то, что нас считают врагами ученых.

Но в действительности все не так. Люди, которых называют учеными, лишь подменяют ученых. Настоящих ученых мало, подделывающихся под них — великое множество. Как результат, именно их стали называть учеными. В странах, где нет лошадей, лошадьми называют ослов.

Идрис Шах.

 

Джеймс Уотсон пишет об ученых:

 

В науке нельзя добиться успеха, не усвоив той истины, что вопреки повсеместному убеждению, поддерживаемому газетами и любящими мамашами, изрядная часть ученых не только узколоба и скучна, но и просто глупа.

 

Я знаю этот вид напыщенных ослов:

Пусты как барабан, а сколько громких слов!

Они рабы имен. Составь себе лишь имя,

И ползать пред тобой любой из них готов.

Омар Хайям

 

Если методологов начать спрашивать о том, как стать успешным предпринимателем, то они как и экономисты будут отвечать не потому что знают, а потому что у них это спрашивают. А самые честные из них будут похожи на папу из нижеследующей истории.

 

В автобусе ехали мальчик со своим папой. Когда они проезжали по 34-й улицей, мальчик показал на «Эмпайр стейтс билдинг» и спросил: «Папа, что это?» Папа пожал плечами и буркнул: «Не знаю». Когда автобус подъехал к нью-йоркской общественной библиотеке, мальчик снова спросил: «Папа, а это что?» И снова папа пробормотал: «Не знаю». То же самое повторилось когда они проезжали здание «Рэйдио сити», собор святого Патрика и центральный парк. И каждый раз ответ был один и тот же: «Не знаю». В конце концов мальчик спросил у отца: «Папа, а тебя не раздражает, что я задаю тебе так много вопросов?» — «Нет, — ответил отец. — Почему меня это должно раздражать? Если ты не будешь задавать вопросов, то ты вообще ничего не узнаешь».

Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. Реинжиниринг бизнеса.

 

И еще один пример важности и ценности научного подхода.

 

Объясни нам, что такое философия, — попросили ученики Ходжу Насреддина.

Философия есть искусство глубокого понимания, — ответил Ходжа, — Взгляните, к примеру, на моего ишака. С точки зрения прохожих, я езжу на нем. Я сам, учитывая его нрав, полагаю, что гораздо в большей степени он ездит на мне. А с философской точки зрения мы неразличимы как предикаты верховой езды.

Авессалом Подводный

 

Когда подготовка предпринимателей начнет воплощаться в жизнь? Здесь видимо стоит воспользоваться следующим советом.

 

Из воспоминаний Илизарова.

«И вот пришел день, когда я впервые должен был рассказать о результатах нашей работы на научной конференции. Докладываю и вижу: мне не верят. Слишком необычны результаты. В перерыве ко мне подходит один видный специалист и говорит: «Ваше открытие удивительно. Люди со сломанными ногами начинают ходить буквально на следующий день после операции. Сроки выздоровления фантастичны. Я лично верю вам, верю, что все цифры, которые вы приводили, соответствуют действительности. Но все же… Завышайте сроки. Тогда вам скорее поверят другие».

Нувахов Б. «Доктор Илизаров» —М.: Прогресс 1987

 

Так что, пользуясь моралью из истории про доктора Илизарова я скажу так. Это будет нескоро, так нескоро, что лучше и не думать об этом. Пока нужно заниматься флагманами российской промышленности, такими магнитогорский металлургический комбинат (ММК), волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», нужно стабилизировать падение производства угля, поднять воркутинские угольные шахты, и всю угольную промышленность и т. д. Нужно засучивать рукава, а потом работать и работать.

 

Наиболее серьезной и болезненной проблемой сегодняшней России является необходимость постепенного избавления от нежизнеспособных производств. Это неизбежно — даже самая богатая страна рано или поздно рухнет под тяжестью неконкурентоспособной экономики.

Это весьма и весьма дорогостоящая задача: по разным оценкам речь идет о необходимости закрытия или радикальной модернизации от трети до двух третей нашего промышленного потенциала. Часть этой задачи уже выполнена: к настоящему времени закрыто около пятой части прежних производственных мощностей страны.

И процесс этот будет продолжаться. В угольной промышленности эта участь постигнет, вероятно, все шахты Воркуты, за исключением одной-двух, дающих высококачественный, вполне конкурентоспособный уголь. В Кузбассе численность шахтеров, по некоторым профессиональным оценкам, должна в относительно недалеком будущем сократиться в несколько раз. Это же ждет Подмосковный угольный бассейн, существенную часть российского Донбасса, уральские углеразработки, многие (если не все) шахты приморья и т. д. Печально, но факт: сегодня дешевле завозить уголь из Польши, Южной Африки или даже из Австралии, чем продолжать добывать его на множестве бесперспективных отечественных шахт.

Николай Шмелев

 

Как вы видите бессмысленной работы много. А когда это все помрет естественной смертью от дряхлости и неизлечимых болезней, тяжко вздохнем и займемся чем-нибудь другим. Если не будет поздно.

 

«Ничто не требует таких героических усилий, как попытки заставить труп не испускать запах, и нет попыток более тщетных»

 

Медицинский афоризм.

 

Как легко догадаться, это высказывание относится к славным флагманам нашей металлургической промышленности.

 

— «Доказательства», — скажете вы.

 

— «Пожалуйста», — отвечаю я.

 

Более пятидесяти лет с момента окончания первой мировой войны крупные металлургические комбинаты показывали положительные результаты только во время вооруженных конфликтов. В мирное же время такие предприятия действовали неэффективно даже в условиях растущего (по крайней мере до 1973 г.) спроса на сталь.

…«Комплексный сталелитейный цикл является единственно правильным», — продолжали уверять руководители высшего звена. — Все остальное — сплошное надувательство и игра воображения, не имеющая никаких перспектив», — таковым было их окончательное заключение. К этому остается добавить, что десять лет спустя единственными звеньями сталелитейной промышленности США, твердо державшимися на ногах, оказались именно мини-заводы.

… Несмотря на то, что мини-заводы испытывали сильное давление со стороны не только металлургических комбинатов, но и со стороны руководства штатов и профсоюзов, их доля в рынке устойчиво росла. По расчетам экспертов, к 2000 году более 50% всей стали в стране будет произведено на мини-заводах, а доля металлургических заводов будет неуклонно снижаться.

Питер Ф. Дракер

Говоря о современной российской промышленности вспоминаешь Филиппа Филипповича из «Собачьего сердца» М. Булгакова:

— Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.

— Гм... Да ведь других нет.

— Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», — теряли в весе.

— Гм... — с интересом отозвался тяпнутый, розовея от супа и вина.

— Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа...

Индустриализация была одной из главнейших и чуть ли не единственной осуществленной идеей большевиков. Которая и до сих пор разлагается в общественном сознании.

Политическая система, форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть по определению, форма прошедшего времени, пытающегося навязать себя настоящему (а, зачастую, и будущему), и человек, чья профессия язык, последний, кто может позабыть об этом. Подлинной опасностью для писателя является не столько возможность (часто реальность) преследования со стороны государства, сколько возможность оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными или претерпевающими изменениями к лучшему, но всегда временными очертаниями.

Нобелевская лекция И.А. Бродского

Иногда следование заветам прошлого является прямым предательством будущего.

Авессалом Подводный

«Гигантизм» поразил крупные предприятия до самых основ. XXI век называют веком гибкой специализации. Для нее крупные предприятия уже не подходят. Поэтому демонтаж крупных предприятий — единственный верный путь.

Х. Окумура

 

То, что происходит сейчас, называют экономическим кризисом, после революции это называлось по-другому, но сути это не меняет.

 

Разруха, Филипп Филиппович.

— Нет, — совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, — нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это — мираж, дым, фикция, — Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заерзали по скатерти. — Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? — яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. — Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

 

А что же делать с этими промышленными гигантами, на которых давно уже не кризис, а разруха? Есть хороший анекдот, дающий точный ответ.

 

В пути у дамы поломалась машина. Она останавливает такси и просит водителя помочь ей. Таксист лезет под капот, дама интересуется:

— Ну как, большая поломка?

— Мадам, если бы это была лошадь, то я бы посоветовал ее пристрелить.

 

И еще один анекдот о российской экономике.

 

Рано утром идет по лесу лось со страшного бодуна. Голова раскалывается, в пасти все пересохло... Вдруг видит он лужу с водой, подходит к ней и жадно начинает пить.

В этот момент из кустов вылезает охотник; видит, лось воду пьет, низко склонив голову... ничего не видит. Охотник быстро заряжает ружье, прицеливается и дуплетом прямо лосю в голову... Лось продолжает пить воду... Охотник жутко удивляется: «Как же так?»

Перезаряжает ружье самой крупной дробью и стреляет повторно...

Лось продолжает пить... потом медленно приподнимает голову и думает: «Во делааа... все пью и пью, а становится все хреновей и хреновей».

 

Вот точное описание состояния российской экономики, объясняющее еще и национальные обычаи.

 

Объективная реальность есть бред, вызванный недостатком алкоголя в крови.

 

А что же делать вместо подъема обреченной промышленности?

 

В один из январских дней 1921 г. в Харькове шло заседание писательской организации, было холодно и голодно. Вставали уставшие мерзнущие люди и говорили: кто-то напоминал о необходимости увеличить хлебный паек для литераторов, кто-то требовал решить вопрос о завозе дров, кто-то рассказывал о выпуске журнала со стихами пролетарских поэтов. А в самом углу комнаты сидел Велимир Хлебников. У него были худые ботинки, и ему было неинтересно слушать, что говорят тоскливо сморкающиеся писатели и писательницы. И тогда он встал и сказал: «Главная задача нашей писательской организации сегодня — обсудить вопрос о подготовке военной экспедиции для завоевания Индии. Я думаю, нам необходимы 150 тысяч казаков на лошадях и верблюдах». Потом сел и замолчал...

Ш. Султанов

 

Я не знаю прав или не прав был Велимир Хлебников со своим предложением, хотя некоторым политикам эта идея нравится до сих пор, но то, что остальные члены писательской организации были неправы, это я знаю точно. Мы уже пытались 80 лет тому назад сделать скачок. Чем же отличается сегодняшняя ситуация?

 

... Жил-был такой скандальный, поначалу никому не известный политик, который вышел из какой-то полит-голоты, ходил в мышином пиджачке, нечесаный и страшный, и снимал для штаб-квартиры задрипанную квартирку с отставшими обоями в Малом Тверском переулке в Москве. Так вот, он свою штаб-квартиру ни мебелью роскошной, ни видеотехникой оборудовать не стал, а повесил на стену школьную карту мира (политическую) и... бросил Идею, с этой картой связанную.

Идею-то вы помните. Она звучала так: «Российский солдат должен омыть ноги в Индийском океане!».

Казалось бы, абсурд — призыв к глобальным завоеваниям, к походу, на который тогда (а сейчас — тем более) бывшая «сверхдержава» способна не была. Но это была ИДЕЯ! И она сразу обеспечила политику популярность.

0 нем заговорили СМИ — кто со смешком, кто с осторожностью, а кто с открытой тревогой. В Малый Тверской зачастили ходоки. Затем и финансовые круги начали поглядывать: смотри-ка, бойкий человечек! Может, что из него и получится...

Плохая была идея или хорошая — об этом можно еще поговорить. Но вы лично наблюдали впечатляющую картину ВЗЛЕТА и правильного использования ИДЕИ. Безусловно важным было здесь и то, что политик был (и остался) достаточно умным, чтобы не побояться выглядеть глупым. «Обличие глупца — вот мудрость мудреца». Чего он добился и как живет сейчас, вы тоже знаете.

Сергей Горин

 

Сформулировать идею трудно, но зато хорошо сформулированная мысль не забывается.

 

Вот в копилку С. Горина пример рекламного объявления, бьющего наповал. Интерес вызовет несомненно.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2284 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.