Давайте посмотрим, в чем трудности, связанные с получением денег за бизнес-изобретения. В отличие от материальных ценностей идею нельзя забрать обратно, если партнер не выполняет свои обязательства. Изобретение очень тяжело оценить в деньгах — сколько же оно стоит и стоит вообще что-нибудь. Например, вы предлагаете внедрить не ваше изобретение, а чужое, которое в данном случае может оказаться очень эффективным. Сколько стоит такое предложение? Вот что говорится в истории от Идриса Шаха.
У Авада Афифи была книга, в которой он на протяжении двадцати лет путешествий и занятий описывал беседы с мудрецами и философами.
Однажды к нему пришел ученый и попросил разрешения сделать копию этой книги.
«Хорошо, — сказал Авад, — вы, конечно можете сделать копию. Однако за это я возьму с вас тысячу золотых монет».
«Это огромная сумма для платы за то, что имеется здесь и что я никак не уменьшу копированием, — сказал ученый, — и кроме того, недостойно требовать плату за знание»
«Я не беру плату за само знание, — сказал Авад, — ибо в книгах нет знания, там лишь некоторые способы его получения. Относительно тысячи золотых монет — я намереваюсь истратить их на дорожные расходы учеников, не имеющих возможности путешествовать. Что же касается величины суммы — то я истратил на путешествия пятьдесят тысяч плюс двадцать лет. Может быть, вы позволите мне решать, чему это равно?»
Известно, что правильная постановка проблемы есть пятьдесят процентов ее решения. В первой главе поставлены проблемы, стоящие перед человеком, желающим с нуля создать свое дело. А предприниматель — это тот, кто умеет эти проблемы решать.
И решает он их, используя свою неуемную энергию. Количество энергии, которое тратит предприниматель в период начала нового дела больше, чем некоторые люди способны истратить за всю свою жизнь. Все свое незнание, неумение предприниматель компенсирует волей и энергией. Вот цитата, которая демонстрирует что такое волевой настрой, с таким настроем и совершает предприниматель, для других, казалось бы, невозможное.
Страх. Страх перед неудачей, перед будущим, ответственностью, страх перед свободой, самостоятельными решениями. Вот что составляет предмет размышления большинства. Хватит. Страх убивает радость в жизни. Страх убивает творчество. Страх убивает успех.
Для того чтобы быть успешным, нужно иметь, повторяя К. Кастанеду, несгибаемое намерение. Концентрация воли превращает препятствия в пыль. Для того, чтобы добиться концентрации воли, нужно решить один раз и навсегда, кто я — рабочая лошадь или хозяин своей жизни?
Волевой человек — это человек, который один раз решил, что он больше никогда не будет слабым. Чего бы это ему не стоило. Слабость это то, чем мы убиваем свое предназначение в жизни. Сила — это решение быть сильным. Сила — это то, что мы себе разрешаем. Сила — это осознанный выбор. Сила — это вера в то, что ты родился для великого. Сила — это вера в себя.
Нет препятствий кроме тех, в которые ты веришь сам. Нет ограничений кроме тех, которые ты выбрал сам. Нет невозможного для того, кто разрешил себе невозможное.
«Бизнес. Пособие для слабоумных»
Этот рецепт можно выполнить, только если человек накопит достаточный энергопотенциал.
Неважно, что именно человек раскрывает или удерживает при себе, — ответил он, — что бы мы не делали и кем бы мы не являлись — все это основывается на нашей личной силе. Если ее достаточно, то всего одно сказанное нам слово может изменить нашу жизнь. А если ее мало, то пусть даже будут раскрыты все сокровища мудрости — это ничего нам не даст.
Карлос Кастанеда «Сказки о силе»
Как вы уже знаете возможность и время, необходимое для достижения, цели зависит от уровня энергопотенциала и ваших волевых способностей.
Срок реализации задуманных вами событий напрямую зависит от того, с какой внутренней энергией вы будете это делать. Если вы очень уверенный в себе, энергичный и целеустремленный человек, то задуманное вами может реализоваться буквально через несколько дней. Но подобные люди редко изучают методики, подобные нашей — им это просто незачем. А люди с массой сомнений и переживаний всегда имеют низкую внутреннюю энергетику, и сроки реализации даже самых горячих их желаний (если они есть вообще) растягиваются на многие годы. Отсюда возникает простой вывод: для ускорения формирования нужных вам событий необходимо использовать специальные упражнения, направленные на увеличение вашего энергетического потенциала.
А. Свияш
Вот эта мысль выраженная в афористической форме.
Победа — волна воли, слитая с волной судьбы. В.Г. Кротов
Но большие энергетические затраты — следствие неумения. И задача этой книги дать ответ, как совершать невозможное на минимуме энергии. Отсутствие хорошей теории и необходимых навыков и вынуждает предпринимателей годами находится в режиме форсажа. А невозобновляемый человеческий ресурс тратить таким образом не стоит.
Для того, чтобы понять разницу между умением и использованием личной энергии вспомните типичную ситуацию из американского боевика, где «хороший парень», который бьется за правое дело, побеждает в финальной драке и, конечно, из последних сил, «плохого парня», который намного сильнее и техничнее.
Это вызывает большой интерес у зрителей, они видят как дух побеждает грубую силу. Но насколько все было бы проще, если бы «хороший парень» лучше до этого тренировался. Это даже не было бы поединком, никто бы и не заметил победы. Просто «хороший парень» поставил на место «плохого». Мастерство незаметно и кажется что все произошло само собой.
Энергетический потенциал это еще один параметр, по которому средний россиянин превосходит среднего американца или европейца. Но, по российскому обычаю, мы не ценим то, что у нас есть, и разбазариваем это.
В школах восточных единоборств принцип экономии личной энергии активно применяется.
Школа Шоу-дао сумела выжить и сохранить свое учение именно благодаря тому, что внешние проявления никогда не ставились над внутренними, и тому, что великая сила спокойствия и твердого рассудка побеждала эмоции и желания первых порывов души. Законы школы гласят: проявляй уважение к тем, кто достоин, ибо в этом нет ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто недостоин его, если тебе позволят обстоятельства, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения.
Между внутренним и внешним его проявлением огромная пропасть. Так, ты можешь и должен уважать врага, но последователь Шоу-дао, даже в случае если вызов на поединок сделал ребенок, готовится так, как если бы на него шел в атаку опытный воин. Тем самым проявляется уважение к недостойному уважения, ибо этим последователь Шоу-дао застрахован от неожиданностей.
А. Н Медведев «Кунг-фу: Формы Шоу-дао»
И еще одна цитата из этой же книги А.Н. Медведева
В традиционном китайском варианте даже упражнения первой ступени слишком трудны для европейца. Это связано как с недостатком времени, так и с желанием европейцев как можно скорее получить желаемый результат. Европеец стремится изучить как можно больше приемов, китаец же сначала в течение нескольких лет закладывает физическую и психическую базу для последующего выполнения любых приемов.
...Приведу один пример. К мастеру одной из школ у-шу пришел человек и попросил принять его в ученики. Тот согласился и заставил его выполнять различную тяжелую работу. Каждый день мастер жестоко избивал ученика палкой, ничему его не обучая. Через несколько лет ученик стал настолько хорошо уворачиваться от палки, что было невозможно в него попасть. Только тогда мастер начал обучение. Впоследствии этот ученик тоже стал великим мастером.
А.Н. Медведев
Тратить минимум энергии можно, если хорошо осознавать кого и для чего вы кормите своей энергией и не допускать ненужных, бессмысленных затрат. Например, среди чиновников имеется большое количество энергетических вампиров — они своими (казалось бы по закону) действиями доводят человека до белого каления и добиваются таким образом больших выбросов энергии. И отлично понимают, что они делают.
Здесь в большинстве случаев исчезала всякая логика и побеждал параграф, душил параграф, идиотствовал параграф, фыркал параграф, смеялся параграф, угрожал параграф, убивал и не прощал параграф.
Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
Кстати, такие чиновники не берут взяток, они получают нечто намного более ценное. Так вот, если вывести такого чиновника из равновесия и добиться быстрого решения своего вопроса, ни разу не повысив голоса и разговаривая абсолютно вежливо, то это может принести больше удовольствия, чем пикник на берегу реки с шашлыками.
Средства для сознательного контроля за своим поведением человек получает только тогда, когда он открывает канал связи между информационно-энергетическим полем ситуации и своим сознанием, то есть начинает осознавать информационно-энергетический смысл происходящего и его значение для собственной психики. Пока этого не происходит, человек преимущественно, по терминологии Э. Берна, играет в игры, когда внешне на социальном (ментальном) уровне идет адекватное взаимодействие (разговор), а на психическим — жульничество, например, энергетический вампиризм.
А. Тихомиров «Трактаты»
В остальных главах мы будем подробно останавливаться на проблемах предпринимателя, решение которых отнимает у него энергию, и, в результате, ее не хватает для других, более важных дел.
Повторюсь только, что предприниматель это тот, кто умеет, а не тот, кто знает. А если даже не умеет, то, используя концентрацию воли, все равно добивается своего. Необходим тренинг для получения навыка по решению каждой из проблем, стоящих перед предпринимателем, для того чтобы решать их на минимуме энергии.
Так что успешных вам тренировок.
П ритча о перевернутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?»
В.Г. Кротов
Глава 2. Изобретения
Изобретение появляется только тогда, когда есть необходимость изменить нечто, уже существующее. Или, если говорить техническим языком, есть прототип, опираясь на который и создают новое. Изобретение описывает чем новое отличается от прототипа. Для того чтобы достичь цели часто достаточно подражать тому, что уже есть. Но в этой главе подразумевается, что уже существующие способы не дают нужного результата (не решают существующую проблему) и изобретение необходимо.
Скоро будет тридцать лет, как американский историк Томас Кун предложил различать две разных науки, одну из которых он назвал нормальной, а другую революционной. Первая соответствует обычной ситуации. Исследователи разделяют общие теоретические идеи, говорят на одном и том же языке и стараются разрешать текущие проблемы, с возрастающей точностью верифицируя логические решения и сопоставляя результаты, так происходит накопление и постоянный прогресс знаний.
Все идет таким образом, пока ошибки и неразрешимые аномалии не вызывают кризис исследований, разброд и шатания. Следуют попытки одолеть кризис, которые ведут к появлению революционной науки. Исследователям противостоит закрытый мир, похожий на устрицу, которую нужно раскрыть. И они лучше чем кто-либо, знают, что она сопротивляется все сильнее по мере того, как люди пытающиеся ее открыть, стареют. Другие, более молодые исследователи, берут на себя экстраординарную инициативу создать новый ряд концепций и методов, новую парадигму, единым махом развенчивающую старую. Их наука знаменует глубокий разрыв с наукой прошлого и направляет эволюцию знания по оригинальному пути.
Независимо от ценности этого описания дуализм наук служит иллюстрацией к дуализму обществ.
С. Московичи «Машина творящая богов».
Эдвард де Боно написал книгу «Латеральное мышление», в которой он описывает, чем отличается обычное мышление и творческое мышление. Творческое мышление Эдвард де Боно называет латеральным, а обычное — вертикальным.
Способность творить начинают ценить выше знаний и умений, поскольку и те и другие в наши дни становятся все более и более доступными. Чтобы научиться давать толчок своим творческим способностям, необходимо лишить их ореола таинственности и рассматривать как один из методов применения своего мыслительного аппарата — метод обработки информации. Именно это и входит в задачу латерального мышления.
...Латеральное мышление расширяет возможности вертикального мышления. Вертикальное мышление развивает идеи, рожденные при латеральном мышлении. Нельзя вырыть яму в каком-то ином месте, если только углублять уже существующую. Вертикальное мышление используют для углубления уже имеющейся ямы. С помощью латерального мышления яму роют теперь на новом месте.
Из-за того что в прошлом особый упор делался исключительно на вертикальное мышление, обучение латеральному мышлению приобретает теперь особую актуальность.
...Латеральное и вертикальное мышления взаимно дополняют друг друга, необходимо владеть навыками и того и другого. Однако в системе общественного образования упор неизменно делается только на вертикальное мышление.
Эдвард де Боно «Латеральное мышление»
Изобретения не являются прерогативой только техники, изобретатели действуют во всех сферах общественной деятельности, искусстве, политике, бизнесе и так далее.
Изобретай и ты умрешь, преследуемый как преступник; подражай и ты будешь жить счастливо как дурак.
Бальзак
Бальзак выразился сильно, но если вспомнить историю, то легко можно убедиться что любое изменение (изобретение), которое меняло жизнь людей, всегда вызывало агрессию в адрес автора или авторов. Изобретателям всегда приходилось идти против общественного мнения, против большинства.
То, что меньшинства стояли у истоков великих инноваций в искусстве, науке, религии, кажется нам очевидным. То, что мы им обязаны великими прорывами в охоте, сельском хозяйстве, промышленности и экономике в целом, кажется нам менее очевидным.
С. Московичи «Машина творящая богов».
Известно, что чем больше группа людей, которая принимает решения, тем более банальными и беззубыми они становятся. Это решение должно невызывать критику у большинства, а отсутствие критики является гарантией того, что здесь нет новизны.
Предприниматель — это меньшинство, состоящее из одного.
С. Московичи
Противопоставив подражание и создание изобретений, мы можем увидеть и людей, занимающих такие позиции.
Подражает капиталист, который использует капитал, для того чтобы организовать деятельность, которая уже существует и которую можно купить за деньги. Изобретает предприниматель, создающий деятельность, которой еще не существует и которую нельзя купить за деньги.
Хорошо иллюстрирует разницу между предпринимателем и капиталистом следующая история:
Младший брат Бетховена Иоганн быстро разбогател на поставках для армии и приобрел роскошное поместье. Свое новогоднее послание старшему брату он подписал: «Иоганн Бетховен, владелец поместья». Ответ великого композитора был подписан: «Людвиг ван Бетховен, владелец мозга».
Сущностью деятельности капиталиста является эффективное подражание лучшим существующим образцам. Сущностью деятельности предпринимателя является создание нового образца, эффективнее предыдущих. Кстати поэтому их деятельность нельзя оценивать с одной точки зрения.
Как кто-то сказал, новая машина (экспериментальный образец) всегда уродец. Лоск это новое приобретает тогда, когда за этого уродца берется капиталист. Капиталист не берется за решение новых проблем, он ищет того, кто уже где-то в мире решил эту проблему. Он эксплуатирует то, что уже хорошо отлажено и дает прибыль сегодня, пусть и небольшую. Он занимается рутинной деятельностью.
«Решение» проблем имеет своим противопоставлением «нерешение», т.е. выполнение рутинных операций.
Их объединение, возможно охватывает все области человеческой деятельности. Решение проблем лежит в основе как функции сохранения, так и функции развития. По самой своей природе функция решения проблем близка к высшим уровням функционального представления человеческой деятельности. Поэтому и не удивительно, что и сама функция и обслуживающая ее методология являются в высшей степени интегральными, включающими в себя все частные функции, необходимые для ее выполнения.
Б. Никаноров