Смело назовем изобретением номер 3 — творческую имитацию.
Другие сделали изобретение и вам остается выбрать нужное и пожинать плоды.
Предприниматель-новатор редко бывает настоящим изобретателем — талант изобретателя не всегда сочетается с чувством коммерции. Так, например, Ролан Морено, создав электронную кредитную карточку, прозябал десять лет, прежде чем стал получать настоящее авторское вознаграждение. Новатор предпочитает, чтобы идея уже была где-то реализована. Повторение его не смущает, ему нужна не столько оригинальность, сколько успех.
Новаторство, следовательно, выражается не в новом товаре: оно может проявиться в цене или тарифе, в подходе к делу, в выборе потребителя, на которого делается ставка.
Ж ан-Луи Серван-Шрейбер
Например, Остап Бендер также применял прием творческой имитации с большим успехом.
…В таком случае простите, — сказал Воробьянинов в нос, — У меня есть все основания думать, что я один справлюсь со своим делом.
— Ага! В таком случае, простите, — возразил великолепный Остап, — у меня есть не меньше основания, как говорил Энди Таккер, предполагать, что и я один могу справиться с вашим делом.
— Мошенник! — закричал Ипполит Матвеевич, задрожав.
Остап был холоден.
— Слушайте, господин из Парижа, а знаете ли вы, что ваши брильянты почти у меня в кармане! И вы меня интересуете лишь постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость.
Тут только Ипполит Матвеевич понял, какие железные лапы схватили его за горло.
Как вы понимаете, Ипполиту Матвеевичу еще повезло, обычно мало кто интересуется тем, как обеспечить вашу старость.
В Америке существует учебное заведение для особо одаренных начинающих писателей. Учащиеся этого заведения в первые полгода обучения получают только одно очень важное задание, а именно тщательно изучить свой идеал в литературе. С раннего утра до позднего вечера они должны переписывать произведения своего идеала. До тех пор, пока манера письма, мировосприятие, стиль не запечатлеются в их подсознании. И только после этого они имеют право опубликовать собственные произведения. Эта в сущности жесткая система в конце концов экономит много времени, требующегося для того, чтобы выработать свой стиль письма. Просто потому, что человек полностью прочувствовал и проанализировал стиль другого писателя.
...Другой пример. После войны в Европе часто раздавались голоса: «Японцы не могут ничего другого, только подражать. Они скопировали даже нашу «Лейку». Однако из этого копирования во всех областях — от создания автомобилей до микросхем — развилось собственное творческое мастерство.
...Я часто занимался со спортсменами. На вопрос, кто является для них идеалом, все они мне могли сразу же назвать несколько имен.
Когда же я задаю этот вопрос участникам семинаров, большинство из них бывают сбиты с толку. Они отвечают неуверенно, хотя сами подсознательно чувствуют, что тот, у кого нет никаких идеалов, тоже не может быть ни для кого примером.
Николаус Б. Энкельман
Вот мнение мудреца по этому поводу.
Конфуций, считал, что у человека есть три возможности действовать умно:
1) размышляя — это самый благородный путь;
2) подражая — это самый легкий путь;
3) накапливая опыт — это самый печальный путь.
Кстати сказать, сейчас вы вряд ли сможете привести пример хоть одного предпринимателя в России, которого можно было предложить в качестве идеала.
И отсутствие таких признанных «героев» частного бизнеса, симптом, наводящий на размышления. Не может быть, что бы все поголовно были бы жуликами или неудачниками. Дело в другом. Раньше в России всегда были символы успеха, космонавты, до этого летчики, чуть позже физики-ядерщики, затем хоккеисты, поэты и так далее. Но обратите внимание, последние десять лет нет «героев» ни в одной из областей. Почему?
Ответ прост, героями, учитывая сегодняшнюю ситуацию и современный общественный интерес, должны быть бизнесмены. Но для этого, государство должно реально уйти в тень и дать возможность стать им на самом деле независимыми. Но наша государственная система действует по старому японскому принципу: «Торчащие гвозди забивают ударами молотка». Что и приводит к тому, что наша частная экономика до сих пор находится на полуподпольном положении и никто не хочет обращать на себя внимание.
Следствие этого — это развитие полумафиозных, конспиративных способов ведения бизнеса, демагогия в средствах массовой информации, так как тот, кто знает, что на самом деле происходит, не высказывается, поэтому высказываются набравшиеся смелости дилетанты.
О реальных механизмах современного российского бизнеса не говорит никто, не государственные чиновники, ни руководители гигантских промышленных полутрупов, ни крупные торговые компании, ни представители западных фирм и так далее. Все знают, но никто это не обсуждает, даже в своем кругу. Противно.
Те, кто пытаются сказать правду о существующей в России экономике не приветствуются никем.
Общество — это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию.
В.Г. Кротов
Таким образом, сейчас вся надежда только на андеграунд российского бизнеса. Сейчас будущие звезды бизнеса находятся на положении, в котором находились до перестройки «Машина времени», «Аквариум», «Кино» и так далее. Как серьезных музыкантов их никто не воспринимал, да и они сами в этом сильно сомневались.
И только теперь эти музыканты стали уважаемыми людьми, но за это время почти весь запал вышел. Слишком долго ждали.
Так что ростки нового нужно искать не среди тех бизнесменов, которые тусуются по администрациям, а среди тех, кто туда не ходит. Да и правда, что там делать приличным людям?
Но вернемся к изобретениям.
Приведу еще одну историю. «Булавки Адама Смита» — классический пример сильного изобретения.
Без разделения труда рабочий мог едва ли сделать одну булавку в день и уж наверняка не мог изготовить 20. Но потом эта работа стала проводиться таким образом, что производство булавок превратилось не только в самостоятельное производство, но и разделилось на ряд самостоятельных стадий, каждая из которых стала представлять собой отдельное производство.
Один человек вытягивал проволоку, другой — распрямлял, третий — разрезал на куски, четвертый — затачивал концы, пятый обрабатывал один конец, чтобы получилась головка, еще двое делали петлю. Самостоятельную операцию представляло надевание этой головки, еще одна отдельная операция отбеливание булавки. Даже насадка булавок на бумагу — самостоятельное дело. Таким образом, все изготовление булавки четко разделилось приблизительно на 18 отдельных операций, которые на некоторых фабриках действительно выполнялись каждым отдельным рабочим, в то время как на других один человек часто выполнял две или три операции.
Значит, десять человек, работая вместе, могли бы изготавливать 48 тыс. булавок в день. Другими словами в пересчете на одного человека, это означало 4800 булавок в день. То есть производительность труда благодаря специализации возросла в 480 раз!
М.Х. Мескон «Основы менеджмента»
Это изобретение не раз применили в разных областях миллионы людей и применяют успешно до сих пор.
Попробуйте представить себе какой может стать эффективность, после расчленения деятельности предпринимателя на отдельные операции и распределения между десятком человек. И повышением эффективности предпринимательской деятельности ну скажем раз в двести.
Кстати, эта идея частично уже реализуется в США и не только там, под названием реинжиниринг. Вот что пишут Е.Г. Ойхман и Э.В. Попов в своей книге «Реинжиниринг бизнеса»:
…Предприниматели всегда стремились к конкурентоспособности. Однако только реинжиниринг предусматривает новый способ мышления — взгляд на построение компании как на инженерную деятельность. Компания рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами. Сама мысль о том, что можно более эффективно участвовать в конкурентной борьбе, если при проектировании своей компании будут использоваться принципы современной инженерии — принципы основанные на четко организованных процессах, — является революционной.
Итак, реинжиниринг — это изобретение, а не улучшение, увеличение или модификация. …
…Задача реинжиниринга — фундаментальная переосмысление и радикальное перепроектирование существующей работы (процессов) для получения резких (скачкообразных) изменений (улучшения в диапазоне 500-1 000 и более процентов).
То есть то, что являлось искусством — создание и внедрение бизнес-изобретений — становится профессией. Но внедрение бизнес-изобретений требует радикальных изменений внутри компании.
Как говорят авторы книги «Реинжиниринг бизнеса», высказывание, что нельзя приготовить омлет не разбив яйца, весьма точно отражает суть реинжиниринга.
Один пример удачного реинжиниринга.
В результате реинжиниринга ИБМ Кредит радикально перепроектировала процесс обработки и достигла скачкообразного улучшения основных показателей деятельности компании: время обработки запроса сокращено с семи дней до четырех часов, количество обрабатываемых запросов возросло в 100 раз (при небольшом уменьшении количества сотрудников)
Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов «Реинжиниринг бизнеса»
Бизнес-изобретение обычно приходит со стороны, так же, как и техническое изобретение часто приносит на предприятие изобретатель, не работающий на этом предприятии и более того не являющийся специалистом в этой сфере и уж наверняка не тот человек, которому положено делать изобретения по должности. Реинжиниринг требует внедрения решений, являющихся чужими, внешними для организации. Вот что по этому поводу пишут Ойхман и Попов:
Итак, по М. Хаммеру и Дж. Чампи дедуктивное мышление, традиционно используемое менеджерами, состоит в следующем: менеджеры определяют проблему (проблемы), а затем ищут и оценивают различные способы решения этой проблемы. Однако при реинжиниринге надо использовать индуктивное мышление, т.е. способность сначала распознать эффективное решение, а затем искать проблемы, которые оно может разрешить.