Кутузов. – один из важнейших персонажей, посредствам которых создается образ народа. Образ народа возникает не только в ходе повествования – в обозрении русской жизни, в описании военных событий эпохи, - но находит свое законченное выражение в отдельных лицах, в характерах многих участников, прежде всего в характере Кутузова. Кутузов – великий полководец, выдающийся представитель русской нации, но в его лице с тем большей законченностью выражены национально – русские черты. Задача Толстого при изображении Кутузова в том, что он как личность был законченным выражением русского «мира», поднявшего свое знамя в борьбе с иноземным нашествием. Кутузов на вершине власти остается простым человеком. Одно из главных качеств – простота в общении, причем, эта простота – чувство, черта моральная. Он не отгораживается от солдатской массы. Прямота и бесстрашие, сосредоточенность воли и решения – ведущая черта его характера. Он один объявил Бородинское сражение победой, взял на себя ответственность за оставление Москвы. Чувство связи с русской землей, со своей страной, народом. В его деятельности главнокомандующим им руководил не интерес политического успеха, а забота о чести и благополучии страны. Задача заключалась не в том, чтобы выиграть борьбу с Наполеоном, а в том, чтобы спасти страну. Поэтому главной заботой Кутузова было сохранить любой ценой боеспособность армии и добиться ослабления, а затем и гибели вражеского войска. Его роль отца, «патриарха», показанная Толстым, есть не подмена роли полководства, а та наивысшая форма полководческой власти, когда власть по приказу перерастает в высочайший моральный авторитет.
Мудрый Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю «проведению», видел и понимал «высшие законы», управляющие движением человечества, и поэтому стал представителем народной освободительной войны. То народное чувство, которое носил в себе Кутузов, сообщило ему нравственную свободу, проявившуюся в прозрении «высших законов». Это прозрение Кутузова было результатом духовного слияния с народом. Острое народное нравственное чувство руководило Кутузовым и внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному пролитию человеческой крови. Это же чувство объединило Кутузова с солдатами и разъединило с высшими чинами армии, которые хотели «отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов и все требовали наступления».
Наполеон был поставлен историей во главе захватнической войны. По своим субъективным качествам Наполеон является выразителем печальной исторической необходимости – «движения народов с запада на восток», в результате которого произошла гибель наполеоновской армии. Наполеон, по словам Толстого, предназначен был «провидением на печальную, несвободную роль палача народов», исполнял «ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая была ему предназначена». Наполеон чужд рыцарской браваде, и война для него не состязание, а смертельная схватка на пути к мировому господству, в которой необходимо одержать победу любыми силами и средствами.
Таким образом, Кутузов и Наполеон независимо от своих намерений и разумений выполняют сверхличную задачу. При этом один воображает себя героем, властителем народов, от воли которого зависят их судьбы, другой не думает о себе не играет никакой роли, а лишь мудро руководит духом вверенного ему войска. Толстой разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводил к культу сильной и гордой личности.
Великий человек в изображении Толстого получает свою силу от народа, носит в своем сердце чувство, близкое народу. Заслуга Толстого в том, что он изображает личность великого человека как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом. Он крепко связан с массой обыкновенных людей общенародными совместными целями и действиями любовью к России.
Наполеона Толстой не признает великим(причем, неприятие этого образа выражается не только в поступках и позерстве, но и во внешнем описании). Потому что Наполеон не понимает значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь честолюбивые претензии и самолюбие. Ничтожество Наполеона состоит в том, что он, воображая себя правителем мира, лишен той внутренней духовной свободы, которая выражается в признании необходимости.