Король не имеет равных в своем государстве. Подданные не могут быть равными правителю, потому что он вследствие этого утратит свое господство, так как равный не может иметь никакой власти над равным. Подобным же образом он не может иметь вышестоящего над собой, потому что тогда он станет подданным для тех, кто является его подданными. Король должен быть не под человеком, а под Богом и законом, потому что закон делает короля королем. Пусть будет позволено ему поэтому даровать на основании закона то, что закон дарует ему, а именно, правление и власть. Нет короля, который господствует по своей воле, а не по закону. И то, что он должен находиться под властью права, как наместник Бога, проявилось, очевидно, в случае с Иисусом Христом, чьим наместником на земле он является. Хотя Ему было открыто много путей для искупления человечества, истинное милосердие Бога выбрало наиболее действенный путь для разрушения работы дьявола посредством использования не власти силы, а разума правосудия. Так, он по своей воле отдал себя под власть закона, чтобы спасти тех, кто живет по закону. Ибо он желал использовать не силу, а судебное решение. И подобным же образом Благословенная Матерь Божия, Дева Мария, Мать Господа нашего, которая посредством экстраординарной привилегии была над законом, никогда, для того, чтобы показать пример смирения, не отказывалась быть подчиненной установленным законам. Пусть король поэтому не имеет несдерживаемой ничем власти. Никого не должно быть в его королевстве, кто бы превосходил его в осуществлении правосудия, но он должен быть последним, или почти последним, в отношении которого оно будет применено.
О вещах.
Что такое владение [possessio]
Что является владением? Совершенно ясно, что владение - это держание corporis et animi материальной вещи, с параллельной поддержкой права. О "материальной" вещи было упомянуто, потому что нематериальные вещи не могут находиться во владении или быть предметом узукапии (usucapi), или быть переданными отдельно от какой-либо материальной вещи, до тех пор, пока не допустят ввода во владение ими. О них, поэтому говорится, что они могут быть как бы обладаемыми и могут быть передаваемыми или как бы передаваемыми посредством молчаливого согласия или использования. О владении также говорится, что оно должно быть держанием вещи, потому что оно держится, естественно, тем, кто имеет его, т.е. обладает физически, в отношении чего говорится "corporis et animi cum iuris adminiculo concurrente", больше будет сказано ниже. Когда кто-либо владеет и мы оспариваем это против него, спор включает все то, что должно быть возвращено нам, что является нашим, но чем мы не владеем, как если бы мы или другой наш предок были ошибочно изгнаны из нашего собственного владения, или то, что (посредством интердикта) было нам позволено держать свободно и спокойно, должным образом и мирно; то, чем мы владеем. Для восстановления владения процесс осуществляется посредством иска; для его сохранения существует двойной путь: посредством эксцепции или интердикта. Эксцепция дается по многим основаниям.
Каким бывает владение?
Владение бывает цивильным и фактическим. Цивильное - это то, что удерживается исключительно намерением, фактическое - физическим обладанием, и, таким образом, оно иногда - правомерно, иногда - незаконно. Одно лицо может владеть обоими способами animo et corpore, [или одним из двух, но] одно лицо не может приобрести владение, исключая animo и corpore, или одно corpore, или одно animo. И так же, как не может быть приобретено владение помимо animo et corpore, оно не может быть потеряно, пока оба [не будут утрачены], и так как оно приобретено обоими способами, то хотя будет утрачено corpore, оно может быть сохранено исключительно animo.