Интеллект-карта легла в основу выступления на тему прогнозов футуриста Джона Нейсбита. Центральным образом является лицо Нейсбита, и направленная строго вверх жирная стрелка обозначает его видение тенденций, которые будут иметь место в период с 1990 по 2000 гг. Десять пронумерованных главных ветвей соответствуют десяти областям общественно-политической жизни, в отношении которых Нейсбит сделал свои прогнозы.
В общих словах, Нейсбит предсказал, что в глобальной экономике решающую роль приобретут информационные технологии; что мировое изобразительное искусство, литература и духовные искания переживут очередной ренессанс; что крупные города сдадут позиции в качестве центров деловой активности; что социализм как форма государственного строя перестанет существовать; что английский язык окончательно приобретет статус главного международного языка; что массовая информация окончательно примет электронный формат, и передача ее приобретет глобально сетевой характер; что основная доля деловой активности переместится с Тихоокеанского на Атлантическое побережье; что предпочтение во всем мире будет отдано политике развития индивидуального предпринимательства; что развитию во всех областях жизни будут свойственны перспективы неограниченного роста; что утвердится глобальная свобода торговли. В результате всего этого, по мнению Нейсбита, наметится тенденция к снижению политической напряженности, выражаемой, в частности, в форме войн и локальных конфликтов. Все эти тенденции можно увидеть как следствия первого свода глобальных трендов, сформулированных Нейсбитом и кратко обозначенных в рамке в верхнем левом углу интеллект-карты.
Рассматриваемая интеллект-карта легла в основу дискуссии, которая, с точки зрения глубины затронутых вопросов, вполне могла продлиться неделю, о будущем нашей планеты. При составлении карты, автором которой являлся Тони Бьюзен, использовались приемы, описанные в главах 14, 16 и 24, поводом же для ее составления стал двухдневный семинар в Стокгольме в 1987 году. На этом семинаре Джон Нейсбит выступил с презентацией своих идей перед группой лиц в составе видных представителей правительственных и деловых организаций.
Вторая интеллект-карта тоже была составлена Тони Бьюзеном, который на сей раз был в роли декана факультета при Организации молодых президентов (ОМП), и легла в основу его приветственной речи перед группой преподавателей и духовных лиц из разных стран мира (которые читали лекции на борту теплохода QE2, являвшегося местом проведения мероприятия). Интеллект-карта послужила основой как для приветственной речи, так и презентации, ознакомившей участников с основными целями намеченной программы работы.
Третья интеллект-карта (иллюстрация XIX па цветной вклейке) была составлена международным гроссмейстером Раймондом Кином, корреспондентом по шахматам газеты «Таймс» и самым плодовитым автором по вопросам шахматной игры, ее истории и философии. Подготовка интеллекткарты была приурочена к лекции, которую Кин прочел по испанскому телевидению (в программе «En Jaque»). Темой интеллект-карты явилась история жизни и творчества великого испанского шахматиста и писателя XVI века Руи Лопеса, а также интеллектуальные и политические тенденции его времени. Вот суждение Кина:
Выгод, предоставляемых интеллект-картой при подготовке выступления или при написании статьи, можно указать по меньшей мере две: ничем не ограниченное «ветвление» мыслей оказывает на автора постоянное благотворное действие, стимулируя его к поиску новых, все более смелых идей; в то же время система ключевых слов и образов позволяет гарантировать, что за завесой устного или изложенного на бумаге слова пи один важный пункт не будет упущен,
С такой точки зрения интеллект-карты необычайно эффективны при подготовке устных выступлений. Вместо суетливого переворачивания страниц в поисках нужного места можно заранее информировать аудиторию о структуре и главных пунктах вашего выступления. Поскольку вы работаете всего с одним листом бумаги, вы всегда в состоянии сообщить аудитории, что планируете рассказать в дальнейшем, при этом – совершенно уверенно, и даже подкрепить свои слова демонстрацией. В случае с линейным текстом выступления отсутствие перед глазами следующей страницы лишает вас уверенности, и вы переводите дух лишь по прочтении последнего слова, избавившись от неясного для вас самих страха неизвестности. Другой недостаток кроется в том, что конец линейного выступления нередко оказывается событием, определяемым хронологией, нежели логикой выступления.
Исходя из той предпосылки, что лектор в совершенстве владеет предметом своего выступления, ключевые слова действуют как катализаторы идей, рождаемых экспромтом, в противовес сухому изложению фактов, нередко привязанному к логике дат (например, лекция начинается с указания даты рождения человека, о котором идет речь, и заканчивается констатацией его смерти), нежели к логике содержания. Если же лектор слабо владеет своим предметом, тогда линейный конспект лишь усугубляет положение. Где бы ни использовались – при написании статьи или подготовке публичного выступления, – они служат кормилом, с помощью которого вы ведете корабль своей презентации, с большей легкостью преодолевая перипетии информационного океана.
Интеллект-карта Тони Бьюзена, которая легла в основу выступления по 400-страничной книге Джона Нейсбита
Это выдержка из статьи, которую Кин написал для газеты «Таймс», и для нее он также использовал рассмотренную выше интеллект-карту, ранее составленную им для выступления на испанском телевидении.
Интеллект-карты оправдали себя в качестве метода подготовки презентации настолько, что нейрофизиолог и популяризатор Майкл Дж. Гелб посвятил этой теме целую книгу «Искусство презентации собственной персоны», в основу которой положил принципы радиантного мышления и метода интеллект-карт. Неудивительно, что для презентации своей книги он составил соответствующую интеллект-карту.
Интеллект-карта, которая легла в основу приветственной речи Тони Бьюзена