Это ваш шанс взглянуть на мир глазами другого человека и исследовать его взгляды на природу счастья. В ходе этого вы получите возможность применить все приемы составления интеллект-карт, которые вы узнали до сих пор, а также некоторые новые.
Человек, использующий интеллект-карты (майндмапер), начинает с того, что создает центральный образ, являющийся неким обобщенным выражением понятия счастья. Образ должен быть по возможности «объемным», т. е. перенесенным на плоскость из воображаемого трехмерного пространства по правилам проекции и с учетом перспективы, и раскрашен с использованием по меньшей мере трех цветов.
Первая базовая порядковая идея, приходящая в голову нашему майндмаперу, – это слово «ДЕЙСТВИЯ». Его следует написать крупными печатными буквами над жирной линией, отходящей от центрального образа и имеющей ту же длину, что и слово.
Стремительный поток ассоциаций – яхта, сердце (символ любви!), бегущий человек и т. п. – подобно лучам, отходит от ветви «ДЕЙСТВИЯ».
У нашего майндмапера без труда возникает другая базовая порядковая идея – «люди». Он размещает ее по левую сторону от центрального образа, опять используя крупные печатные буквы и соединяя ее с центральным образом посредством жирной линии. Фломастеры четырех цветов используются для написания каждой отдельной буквы слова «люди», с тем чтобы напомнить о цвете кожи основных человеческих рас.
Очередной расходящийся от слова «люди» поток ассоциаций возникает в голове нашего майндмапера – «семья», «друзья», «артисты», «профессионалы».
Некоторые из возникших ассоциаций сами становятся источником дальнейших идей/ассоциаций. К слову «семья» присоединяются слова «брат», «мама», «папа». К «артистам» – «балерины», «актеры», «клоуны». К «профессионалам» «врачи», «медсестры», «учителя», «тренеры».
Три следующие мысли суть очередные базовые порядковые идеи: «ПИТАНИЕ», «ПРИРОДА», «ЧУВСТВА», которые также получают свое место на интеллект-карте.
Следующие две мысли рождены словом «природа». Немедленно добавляется рисунок шляпы без полей, подразумевающей «горы», и слово «дача». На этом месте давайте прервемся, с тем чтобы сделать некоторые выводы из того, что было проделано до сих пор.
Выводы
При рассмотрении интеллект-карты, составленной нашим майндмапером, отчетливо видно, что любое ключевое слово или образ могут быть помещены в центр другой интеллекткарты, которая, в свою очередь, начнет «обрастать» ветвями.
С этой точки зрения, любая интеллект-карта способна к практически безграничному росту. С учетом их радиантной природы любое ключевое слово или образ, включенные в состав интеллект-карты, увеличивают вероятность новой и более множественной совокупности ассоциаций, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение дальнейших новых и еще более множественных ассоциаций, и так до бесконечности. Это лишний раз доказывает безграничную по природе ассоциативнотворческую природу любого нормального человеческого мозга.
В этой связи также хочется отметить глубокое расхождение между тем, что было рассмотрено выше, и распространенным мнением, будто генерация идей является гораздо более сложным делом, нежели редактирование и организация тех же идей. Если согласиться с тем, что интеллект-карта потенциально безгранична, тогда единственная сложность заключается в том, чтобы решить, когда пора остановиться; впрочем, интеллект-карта способна помочь в принятии и такого решения. Линейные конспекты в виде перечней информации организованы наперекор естественному течению мышления, а именно: сначала генерируют идею, а затем сознательно отделяют ее как от немедленно предшествующих, так и немедленно последующих идей. Путем непрерывного «вырывания», в ассоциативном смысле, идеи из контекста такие конспекты замедляют естественный мыслительный процесс.
Организация информации в виде перечисления сковывает свободу мыслительных процессов, постепенно приводя их в состояние застоя и способствуя образованию, так сказать, устойчивых нейронных русел, по которым бежит мысль, что в итоге негативно сказывается на творческом мышлении и памяти.
Причина, по которой это происходит, состоит в том, что организация информации в виде перечисления противоречит ассоциативной природе мозга. Коль скоро мысль записана, с ней «покончено» – и она оказывается оторванной от мысли, предшествовавшей ей, равно как и от последующих. Эта сплошь и рядом встречающаяся ситуация – когда лишают жизни продолжение любой возникшей идеи – является одним из важнейших факторов, стоящих за удручающей статистикой относительно «творческого потенциала». В проведенных тестах, например, где от испытуемых требовалось придумать как можно больше применений конкретной идеи (иными словами, ассоциировать), среднее число ассоциаций – при том, что испытуемым давалось неограниченное время на эту мыслительную работу, – составило жалкие 26. Такова статистика, хотя очевидно, что, знай испытуемые о радиантном мышлении, результат превысил бы многие миллионы, до того как они остановились бы по причине простого утомления.