Бэкон
Начало новой европейской философии связано с колоритной фигурой Фрэнсиса Бэкона (1561–1626 гг.), мысли которого отмечены великой культурой Ренессанса и устремлены в будущее. В определенном смысле Бэкона можно назвать последним мыслителем эпохи Возрождения и первооткрывателем философии Нового времени.
Ф. Бэкон считается родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времени. Он подчеркивал, что основным источником достоверных знаний об окружающем мире является живой чувственный опыт, практика человека. "Нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувствах", – так гласит основной тезис сторонников эмпиризма как течения в гносеологии. Однако данные органов чувств, при всем их значении, все же нуждаются в обязательной экспериментально); проверке и обосновании. Вот почему индукция и есть метод познания, соответствующий экспериментальному естествознанию. В своей книге "Новый Органон" Ф. Бэкон весьма детально раскрыл порядок применения этого метода в естествознании на примере такого физического явления, как тепло. Обоснование метода индукции стало значительным шагом вперед по пути преодоления традиций бесплодной средневековой схоластики и становления научного мышления. Основное значение творчества ученого состояло в формировании им методологии экспериментального научного познания. В последующем оно стало весьма быстро развиваться в связи с возникновением в Европе промышленной цивилизации.
Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связанные с его проектом «Великого Восстановления Наук». Вторая часть проекта, посвященная разработке индуктивного метода, опубликованная в 1620 г. под названием «Новый Органон».
Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».
Ф. Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, который предполагает движение знания от простых (абстрактных) определений и понятий к более сложным и развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное, как толкование фактов, получаемых путем опыта. Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). "От частного к общему" - так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск. Выбор метода является важнейшим условием обретения истинного знания. Бэкон подчеркивал, что "...хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги", а "чем более ловок и быстр бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания". Бэконовский метод - это не что иное, как анализ эмпирических (данных исследователю в опыте) фактов с помощью разума.
В своем содержании индукция Ф. Бэкона представляет собой движение к истине посредством непрерывного обобщения и восхождения от единичного к общему, открытию законов. Она (индукция) требует осмысления самых разных фактов: и подтверждающих предположение, и отрицающих его. В ходе эксперимента, происходит накопление первичного эмпирического материала, прежде всего выявление свойств предметов (цвет, вес, плотность, температура и пр.). Анализ позволяет произвести мысленное рассечение и анатомирование предметов, выявить в них противоположные свойства и характеристики. В результате должен быть получен вывод, фиксирующий наличие общих свойств во всем многообразии исследуемых предметов. Этот вывод может стать основой для выдвижения гипотез, т.е. предположений о причинах и тенденциях развития предмета. Индукция как метод опытного познания ведет в итоге и к формулировке аксиом, т.е. положений, уже не нуждающихся в дальнейших Доказательствах. Бэкон подчеркивал, что искусство открытия истины постоянно совершенствуется по мере открытия этих истин.
Рационалистическая философия Рене Декарта
Заложенную Ф. Бэконом традицию научной методологии продолжил французский философ и ученый Рене Декарт (1596 - 1650 гг.). Благодаря ему во многом произошло органичное соединение философии и естествознания раннего Нового времени. Работы Декарта ("Размышления о первой философии", "Рассуждение о методе") были посвящены раскрытию предмета философии и выявлению ее взаимоотношений с естествознанием. На первом месте, как и у Ф. Бэкона, его трудах содержалась проблема метода научного познания. Метод, по мнению Декарта, превращает познание в организованную деятельность, освобождает процесс исследования от случайностей. Благодаря методу процесс познания превращается из кустарного промысла в промышленное производство, из спорадического и случайного обнаружения истин – в систематическое и планомерное воспроизводство научных знаний. Процесс познания превращается в, своего рода, поточную линию, имеющую непрерывный характер.
Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.
В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что научный метод управляет разумом человека, ведет его коротким путем, поэтому он должен обязательно включать в себя определенные правила. Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:
Первое: не принимать за истинное ничего такого, что еще не связано с очевидностью. В познании важно избегать поспешности, заинтересованности и предвзятости, проявлять здоровый скепсис (сомнение).
Второе: мысленно делить (анализировать) всякий исследуемый вопрос на максимально простые элементы и, отталкиваясь от них, идти к осмыслению все более сложных вопросов.
Третье: полученные в итоге идеи располагать в определенной последовательности, постепенно продвигаясь от простого знания к более сложному, развернутому.
Четвертое: накапливаемые научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы иметь максимально полное и всестороннее знание о предметах ("перечни полные" и "обзоры общие").
Важнейшим из всех названных выше правил является требование ясности и определенности в суждениях. Процесс мышления должен вести к постепенному преодолению всякого рода сомнений, но одновременно и к новым сомнениям. В этом смысле здоровый интеллектуальный скепсис ("методологическое сомнение") есть начало и завершение научного поиска, необходимое орудие познания. Сомнению следует подвергать данные и органов чувств, и математические положения. Вообще, оно является весьма важным признаком мыслящего духа. "Я мыслю, следовательно, существую", - подчеркивал Декарт. "Во всем должно сомневаться", - призывал он. Излагая принципы своего метода, французский ученый сформулировал понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный и внимательный ум, естественный "свет разума", который позволяет напрямую постигать истину. Благодаря интуиции и становится возможной вся логическая цепь дедукции. Она должна быть непрерывной и сопровождаться ссылками на практический опыт и эксперимент.
Значение творчества Р. Декарта ("картезианство") состояло прежде всего в антисхоластической направленности дедукции и интеллектуальной интуиции. Немецкий философ Г.Гегель подчеркивал, Что Декарт сделал предметом глубокого научного исследования саму человеческую мысль ("мыслящее "я") как таковую. Принцип рационального сомнения стал краеугольным камнем всей его философии. По убеждению философа, возможности человеческого разума практически безграничны.
Ф. Бэкон и Р. Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII века: эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а достоверность этих знаний проверяется также в ходе опыта и эксперимента. Из эмпиризма вытекает сенсуализм, подчеркивающий особую роль ощущений в получении знаний, и солипсизм как крайняя степень сенсуализма. Напротив, рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума (ума). Эмпиризм и рационализм являли собой два противоположных подхода к пониманию источников и природы научного знания, закономерностей самого познавательного процесса.
Томас Гоббс. Принцип номинализма - существование единичных конкретных вещей. Нет никакой субстанции. Субстанция - совокупность идей предметов. Существуют только конкретные вещи - «акцеденции». У тех же тел есть «акцеденции второго порядка» - свойства, с помощью которых предметы взаимодействуют с органами чувств. Главная проблема - познавательная, проблема человеческого языка. Считает язык системой с тремя функциями: аргументивная, коммуникативная, воспитательная и образовательная. Язык - система, где могут происходить искажения, где кто-то запутывается, а кто-то нет. Мышление - конвенция на основе языка. Конвенция - искусственное создание на основе договоренности. Слова - набор звуков, знаков, могут по идее быть абсолютно произвольны. Человек может для обозначения встречающихся объектов использовать метки. Когда у разных людей метка обозначает один и тот же предмет, она становиться знаком. Знак - слово, с помощью которого обозначается объект и создается высказывание. Язык. Проблемой для изучения становится проблема построения предложений. Познание начинается с дефиниции. И только потом можно двигаться обратно, чтобы получить представления о целом предмете. Механизм ассоциаций - механизм, с помощью которого человек получает представления, ощущения. Ассоциации по времени, по месту, по сходству, по контрасту и т. д. Ступени чувственного познания: 1. Ощущение (восприятие отдельного образа; зрительный, слуховой). 2. Восприятие (восприятие целостного образа). 3. Представление (представление, образ объекта в отсутствии него самого).
Джон Локк. Учение о первичных и вторичных качествах. Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Вся информация от органов чувств. Пpинцип построения разума как tabulae race - чистой доски, на котоой постепенно отражается информация от органов чувств. Hет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении, кроме самого разума. Пpинцип эмпиpии - первичность ощущения перед разумом. 1. Интуитивные знания - чувственные знания (белое, а не черное). Интуицияя - сравнительный образ, который сразу определяет что есть что. 2. Демонстративные - опираются на чувственные знания, но в сумме с логическими знаниями. 3. Сенсуативные знания - умозрительные, от органов чувств (наиболее недостоверны). Пpоблема истины - проблема установления соответствия между идеями. Пpинцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта - идеи. Идеи могут быть простыми и сложными. Простые - отражение определенных свойств объекта. Сложные идеи (идеи друга, идеи человека) - комбинации простых идей. Человек начинает чувствовать в процессе сознания на этапе комбинации. Hет врожденных идей, но есть задатки к восприятию либо тех, либо иных идей. Сам процесс сознания Локк воспринимает как пассивный. Бог является и гарантией мира материей. Когда человек углубляется в философию, бог необходим. Опыт бывает: 1. Внешний (информация поступает от объектов вне нас). 2. Внутренний (получаем на основе обращения к самому себе). Метод интраспекции - обращение человека внутрь самого себя, размышления по пводу своего сознания. Сложные идеи могут получаться из простых методом инервации. Сложные идеи: 1. Идеи субстанции 2. Идея модуса - некое состояние тела в пространстве и во времени. 3. Идея отношений (например, родственные отношения - теща, сват, зять и т. д.)
Декарт
Субстанция – вещь, которая в своем существовании не нуждается ни в чем другом, кроме самой себя. Под такое определение подходит только бог.
Вещи, в своём существовании нуждающиеся только в содействии бога --- материальная субстанция Нуждающиеся в содействии других творений бога --- духовная субстанция.
Основной атрибут духовной субстанции – логическое мышление, модусами которого являются воображение и чувства; неделимость.
Основной атрибут материальной субстанции – протяженность, модусом которого является, например, движение; делимость до бесконечности.
Духовная субстанция не может непосредственно влиять на телесные движения; материальная не может непосредственно влиять на душевные явления. Шишковидная железа отвечает за взаимодействие телесных и духовных начал; синхронизацию в деятельности духовного и телесного осуществляет бог.
Спиноза
Существует лишь одна субстанция (монистическое учение).
Бог --- некоторая бесконечная безликая сущность (начало). Бог отождествляется с субстанцией и с природой (порождающей природой) и лишается креационистских функций. "В природе нет творения, а только порождение".
Различал два вида природы: порождающую (производящую) и порожденную. Бог-субстанция тождественен порождающей природе.
Поскольку Бог-субстанция тождественен порождающей природе, решающих (определяющих) свойств у субстанции должно быть бесконечное количество. Но в то же время, среди этих решающих свойств атрибутов субстанции существует два основных
- протяжение
- мышление
Конкретные вещи и существа - модусы (проявления) единой субстанции. Движение является бесконечным модусом протяженности
Лейбниц
Решение проблемы субстанции как Декартом так и Спинозой не удовлетворило Лейбница. Декарт и Спиноза считали, что движение – это модусы протяженности. По мнению Лейбница, из протяженности нельзя вывести движение, как из геометрического свойства физическое.
Лейбниц учил о бесчисленности субстанций - монад. Монада - простая, неделимая субстанция.
- Субстанций бесконечное множество, они являются носителями силы, имеют духовный нематериальный характер.
- Монада является самостоятельной единицей бытия, способной к активности, перцепции.
- Монады не взаимодействуют.
- Монада представляет собой некий мир сам по себе, и одновременно отражает весь мировой порядок в себе.
- Монада имеет собственную определенность, является носителем определенных качеств, которой она отличается от всех остальных.
- Каждая запрограммирована богом так что совместная деятельность приводит к возникновению закономерного гармоничного универсума.
- Весь мир пронизывают активная сила, которую можно назвать жизнью. Даже в неорганических веществах существуют органические монадные силы, которые определяют структуру этих веществ.
Бывают монады трех видов.
- Низшая форма характеризуется "перцепцией" (пассивной способностью восприятия). Способны образовывать неясные представления.
- Высшая степень - монады души. Способны иметь ощущения и опирающиеся на них более ясные представления.
- Монады наибольшей степени развития (духи) способны к апперцепции (наделены сознанием).
Монады постижимы лишь разумом. Чувственно воспринимаемые тела - соединения монад - различаются согласно составу.