Темы УИРС
1. Роль отечественных ученых в развитии анестезиологии.
Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов
1. Компьютерная база данных.
2. Задачи, тестовый контроль.
3. Тематические пациенты.
4. Истории болезни пациентов и другая документация.
5. Инструкции по технике безопасности, асептике и антисептике.
6. Банк заданий для самостоятельной работы студентов.
VII. Учебный материал
Краткий очерк истории анестезиологии и реаниматологии
Две идеи с древнейших времен владеют умами человечества: устранить боль и возвратить к жизни внезапно умершего. Идея устранения боли привела к возникновению анестезиологии, идея возвращения к жизни - к созданию реаниматологии.
Цивилизация древнего Египта оставила самое старое письменное свидетельство о попытке применения обезболивания при хирургических вмешательствах. В папирусе Эберса (5 век до н.э.), сообщается об использовании перед операцией мандрагоры, беладонны, опия, алкоголя, способных уменьшить чувство боли. С небольшими вариациями эти же препараты применялись самостоятельно или в различных сочетаниях в Древней Греции, Риме, Китае, Индии.
В Египте и Сирии знали оглушение путем сдавливания сосудов шеи и применяли это при операциях обрезания. Был испытан смелый метод обезболивания путем кровопускания до наступления глубокого обморока вследствие анемии мозга. Аурелио Саверино из Неаполя (1580-1639) рекомендовал для достижения местного обезболивания натирание снегом за 15 мин. до операции. В начале 19-го века японский врач Ханаока применял для обезболивания препарат, состоящий из белладонны, гиосциамина, аконитина. Под таким обезболиванием удавалось успешно ампутировать конечности, молочную железу, проводить операции на лице.
Идея обезболивания принадлежит не одному человеку. Дэви, изучая закись азота, обнаружил, что она оказывает веселящее действие, поэтому он назвал ее "веселящим газом" и высказал предположение, что она может быть использована для обезболивания при хирургических операциях. Англичанин Генри Хикмен (1800-1830) первым понял, что задача анестезии состоит не только в обезболивании, но и в предупреждении других вредных воздействий операции. Он применял для восстановления дыхания искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) специальными мехами, а для восстановления работы сердца - электрический ток. Однако его предложения были отвергнуты современниками. В состоянии глубокой депрессии Хикмен скончался в 30-летнем возрасте. Столь же трагична судьба Хораса Уэлса, который в 1844 г испытал действие закиси азота на себе. Он провел 15 успешных наркозов при удалении зубов. Однако, отсутствие знаний о клинике и механизмах действия наркоза, а также обычное невезение привело к тому, что публичная демонстрация этого метода оказалась неудачной. Уэлс в 1848 г. покончил жизнь самоубийством. На 2 года раньше Уэлса наркоз при удалении опухоли головы применил Лонг, однако, он не оценил важности своего открытия и сообщил о нем лишь спустя 10 лет. Поэтому справедливо считать днем открытия наркоза 16 октября 1846 г, когда другой зубной врач - Томас Мортон - публично продемонстрировал наркоз эфиром при удалении опухоли челюсти и убедил присутствующих в том, что возможно безболезненное производство хирургических операций. Этот день считается днем анестезиолога. Несколько месяцев спустя эфирный наркоз стали применять в Англии и Франции, 7 февраля 1847 г. он был использован в г. Москве Ф.И. Иноземцевым. Внедрение в хирургическую практику наркоза дало возможность расширить характер и обьем хирургических вмешательств, появилась возможность выполнять операции не только на конечностях, но и на внутренних органах. Большой вклад в анестезиологию внес Н.И.Пирогов (1810-1881) - он первым указал на отрицательные свойства наркоза, возможность тяжелых осложнений, необходимость знания клиники анестезии. В его трудах заключены идеи многих современных методов: эндотрахеального, внутривенного, ректального наркоза, спинальной анестезии.
В 20 веке было создано много препаратов для ингаляционной и внутривенной анестезии, которые продолжают совершенствоваться и сейчас. Решающую роль сыграло применение в 1942 г. Гриффитом и Джонсоном кураре, метод получил название «наркоз с мышечными релаксантами». Он революционизировал анестезиологию. Полное расслабление мышц потребовало искусственного замещения дыхания, для этого была применена ИВЛ. Таким образом, были положены основы современного многокомпонентного наркоза с ИВЛ, который является основным на современном этапе развития анестезиологии. Расширению возможностей в области анестезиологического обеспечения операций во многом способствовал быстрый рост арсенала фармакологических средств, предназначенных для общей анестезии. В частности, новыми для того времени средствами были фторотан (1956), виадрил (1955), препараты для нейролептаналгезии (1959), метоксифлуран (1959), натрия оксибутират (1960), пропанидид (1964), кетамин (1965), пропофол (70-е гг.).
Идея местной анестезии (обезболивание только места операции, без выключения сознания больного) была высказана В.К.Анрепом в 1880 г. После применения Колером в 1881 г. кокаина для обезболивания при операции на глазу, местное обезболивание получило самое широкое распространение. Были созданы малотоксичные препараты, в первую очередь новокаин, разработаны различные способы местного обезболивания: инфильтрационная анестезия, предложенная в 1889 г. Реклю и в 1892 г. Шлейхом, проводниковая анестезия, основоположником которой были А.И.Лукашевич (1886) и Оберст (1888), спинальная анестезия (Бир,1897). Наиболее важную роль сыграло местное обезболивание методом тугого инфильтрата, разработанное А.В.Вишневским и его многочисленными последователями. Особое значение оно имело для экстренной и военно-полевой хирургии. Относительная простота и безопасность метода, возможность проведения обезболивания самим хирургом, открытие новых, более эффективных и безопасных местных анестетиков, делают его весьма распространенным и в наше время.
На первом этапе анестезиология наиболее интенсивно развивалась в Великобритании и США, поскольку там специализация врачей и среднего медицинского персонала в области хирургического обезболивания началась еще в предвоенный период. В остальных странах, в том числе и в нашей, подготовка кадров и организационно-штатное оформление анестезиологии развернулись в первые послевоенные десятилетия. В 50-х годах для большинства хирургов нашей страны стало очевидным, что безопасность осуществления больших операций во многом зависит от их анестезиологического обеспечения. Это явилось очень важным фактором, стимулировавшим становление и развитие отечественной анестезиологии. Врачи, привлекавшиеся в то время к проведению общей анестезии, становились специалистами в этой области. В нашей стране, как и в Западной Европе и США, возник вопрос об официальном признании анестезиологии в качестве клинической дисциплины, а анестезиолога — специалистом особого профиля.
В Советском Союзе этот вопрос впервые был обстоятельно обсужден в 1952 г. на V пленуме правления Всесоюзного научного общества хирургов. Значительная зависимость дальнейшего развития хирургии от достижений анестезиологии побуждала многих крупных хирургов к активному участию в подготовке специалистов. В 1956—1957 гг. в клиниках, руководимых П.А. Куприяновым и А.Н. Бакулевым, была начата подготовка анестезиологов. В 1958 г. по инициативе П.А. Куприянова в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова была создана кафедра анестезиологии. Несколько позже аналогичные кафедры были организованы в ряде институтов усовершенствования врачей. Процесс формирования и становления анестезиологии в виде самостоятельной отрасли медицины в 50—60-х годах сопровождался созданием национальных научных обществ анестезиологии.
Попытки реанимации также проводились с древнейших времен. В письменных источниках 3000-5000 летней давности упоминается об успешном оживлении с помощью искусственного дыхания по типу "рот в рот". Асклепиад (124 г. до н.э.) и Антилус (11 г. до н.э.) рекомендовали трахеостомию (рассечение тканей на передней поверхности шеи и введение трубки в трахею) при нарушениях дыхания. В начале 16 века Парацельс предложил специальные меха для проведения искусственного дыхания методом вдувания, были сконструированы многочисленные приборы. В 18-19 веках, в Англии, России, Америке успешно проводились "оживления мнимоумерших" при утоплении. Но на протяжении всего этого периода, отдельные сообщения, содержащие сведения о рациональных методах, тонут в многочисленных невежественных публикациях типа рекомендаций зарывать в землю после удара молнии.
Великие открытия естествознания 19 века позволили создать научные основы реаниматологии. Клод Бернар в своих исследованиях сформулировал важнейший принцип, определяющий успех защиты организма от различных повреждений и их последствий: «постоянство внутренней среды является непременным условием независимого существования организма». Эта идея лежит в основе трансфузиологии (науки о переливании препаратов крови и кровезаменителей), парентерального (внутривенного) питания, коррекции нарушений водно - электролитного баланса, кислотно-щелочного состояния организма, управления газообменом и кровообращением. Практическая значимость нормализации внутренней среды была показана еще Латта в 1831 г. Он впервые успешно применил переливание солевых растворов при лечении холеры. Разработка в 1914 г. метода стабилизации крови цитратом натрия (В.Я.Юревич), переливание трупной крови (В.Н.Шамов в 1928 г.), основание А.А.Богдановым в 1926 г. первого в мире института переливания крови, позволили внедрить данный метод в практику и разработать рациональные методы борьбы с гиповолемическим шоком. Не меньшее значение для управления внутренней средой организма имели методы определения кислотно-щелочного состояния (КЩС), электролитов. Были разработаны препараты для парентерального питания, внедрение искусственной почки и т.д. В 1958 г. был восстановлен на научной основе простой, но эффективный способ дыхания "рот в рот" и "рот в нос". Методы непрямого массажа сердца и электрическая дефибрилляция были обоснованы еще в 1939 г. Н.Л.Гурвичем и Г.С.Юньевым. В 1924 г. С.С.Брюхоненко и С.И.Чечулин сконструировали и применили аппарат искусственного кровообращения, а в 50-х гг. 20 века эта методика прочно вошла в практику хирургии. В наше время реаниматология вышла за понятие «науки об оживлении внезапно умершего». Она тесно переплетается с хирургией, терапией, неврологией и другими медицинскими науками. Цель реаниматологии - обеспечение функций организма в критических состояниях, комплекс мероприятий по недопущению критического состояния и выведению из него.
В 60-е годы реаниматология сблизилась с анестезиологией. В тот период, характеризовавшийся становлением клинической реаниматологии, выяснилось, что к решению ее практических и научных задач из врачей всех профилей наиболее подготовлены анестезиологи. Это обусловило привлечение их к интенсивной терапии сначала больных после операции, а затем и других категорий больных и пострадавших. Положительный опыт участия анестезиологов в оказании реанимационной помощи был настолько убедительным, что министр здравоохранения СССР 19 августа 1969 г. издал Приказ № 605 «Об улучшении анестезиолого-реанимационной службы в стране», в соответствие с которым анестезиологические отделения были преобразованы в отделения анестезиологии и реанимации, а анестезиологи стали анестезиологами-реаниматологами.