Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Континентальный рационализм и английский эмпиризм




Субъект и объект

В философии Нового времени появляются понятия субъекта и объекта, о которых К. Фишер писал так: «Мир и «я» относятся друг к другу не как целое к части и не как две противоположно­сти, исключающие друг друга, но как объект к субъекту, обус­ловливаемое к условию»1.

При таком философском понимании субъектом является не только человек. Субъектом стали называть все активное и индиви­дуальное, понимая его как основу сущего. Поднял субъекта на головокружительную высоту Декарт, а две выдающиеся философ­ские системы Нового времени, базирующиеся на субъекте, со­здали Кант и Гегель. Субъект стал не только мерой (по Протагору и античным софистам), но и основанием всех вещей.

Объектом же будут называться не только независимо от чело­века существующие предметы, но и все пассивное, что противо­стоит субъекту как активному началу.

Теория познания

Для античной философии главной была этика, для средневе­ковой — теология, для новоевропейской — теория познания. Не как вести себя в мире, а как познать его — вот основной вопрос новой философии. Большинство философов Нового времени, в том числе И.Кант, считавший вопрос «что есть человек?» глав­ным, смотрели на человека прежде всего как на познающее суще­ство.

Такой сдвиг интересов был вызван тем, что господствующей отраслью культуры в Новое время стала наука, и философия пе­реориентировалась на те вопросы, в решении которых наука была в наибольшей степени заинтересована.

Р.Декарт, Д.Локк, Г.Лейбниц, Д. Юм, И. Кант занимались фи­лософским обоснованием науки, по-своему отвечая на вопрос Аристотеля: «...если ничего не существует помимо единичных ве­щей — а таких вещей бесчисленное множество, — то как возмож­но достичь знания об этом бесчисленном множестве? Ведь мы познаем все вещи постольку, поскольку у них имеется что-то еди­ное и тождественное и поскольку им присуще нечто общее»2. Суть этого общего и пыталась раскрыть новая философия.

1 Фишер К. История новой философии. — СПб., 1901. — Т. 1. — С. 10.

2 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — Т. 1. — С. 109.

Р.Декарт

Родоначальник новоевропейской философии Рене Декарт (1596— 1650), подобно Сократу, отказался «от всех суждений, при­нятых человеком ранее на веру», и писал, «что то немногое, что я узнал до настоящего времени, почти ничто в сравнении с тем, чего я не знаю и что я не отчаиваюсь узнать»1.

Философия возвращалась к здравому смыслу. Как Сократ пред­почитал не рассуждать о небесном и божественном, поскольку о нем ему ничего не известно, так и Декарт, «узнав... что исти­ны, познаваемые путем откровения, выше нашего разумения... не осмелился сделать их предметом... слабых суждений и пола­гал, что для успешного их исследования нужно иметь некое сверхъестественное содействие неба и быть более, чем челове­ком»2.

Декарт освободил философию от власти религии, как Сократ освободил ее от власти мифологии. Наступило возрождение фи­лософии как часть возрождения культуры. Были обретены нити, потерянные Средневековьем, и восстановлена преемственность. Престиж философии резко взмывает вверх. «Философия... одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философ­ствуют»3.

Как Сократ, Декарт призывает познать прежде всего самого себя. Но декартовский человек — субъект и находится в основа­нии всего. Первый принцип метафизики Декарта — «я мыслю, следовательно, я существую». «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который так мыслит, был чем-нибудь»4. О самом своем существовании человек узнает толь­ко потому, что он мыслит.

Не только мысль, но мыслящий человек становится в основа­ние сущего.

Декарт — родоначальник рационализма Нового времени, как Сократ — основатель философии как рационального подхода к целостному бытию, и неудивительно, что для Декарта столь же большое значение имел метод.

Сократ боролся против предрассудков софистов и обыватель­ских суждений толпы, и то же делал Декарт, выражая сомнение в истинности общепринятого мнения. Его сомнение не убеждение агностика, а предварительный прием. Можно сомневаться даже в существовании внешнего мира, но если я сомневаюсь, я мыслю, следовательно, существую.

1 Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950. — С. 270, 308.

2 Там же. - С. 264.

3 Там же. - С. 282.

4 Там же.

Критерием истинности познания Декарт признает ясность и отчетливость идей. Его ясность и отчетливость сродни аристоте­левой очевидности: «А самое достоверное из всех начал — то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое нача­ло должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякой предположитель­ности»1.

Декарт формулирует правило: «Никогда не принимать за ис­тинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого пово­да подвергать их сомнению»2. Принципы Декарта — в отличие от сократовской майовтики — методы научного познания. Тут и ана­лиз, и переход от простого к сложному, и полнота охвата иссле­дуемого предмета. За образец принимается математика. Математи­ческое знание, по Декарту, совершенно достоверно и обладает всеобщностью и необходимостью. Декарт отводил исключитель­ную роль дедукции, под которой понимал рассуждение, опираю­щееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Досто­верность аксиом усматривается разумом интуитивно, без доказа­тельства, с полной ясностью и отчетливостью. Вооруженный ин­туицией и дедукцией, разум может достичь полной достовернос­ти во всех областях знания. Метод Декарта представляет собой рас­пространение на все познание приемов, применяемых в матема­тике.

Совершенство знания и его объем определяются зависимос­тью нашего познания от врожденных идей. О телесных вещах достоверно известно очень немногое, гораздо больше — о человеческом духе и еще больше — о Боге. Однако чем дальше мы продвигаемся в познании, тем необходимее данные органов чувств.

Учение Декарта о непосредственной достоверности самосо­знания, врожденных идеях, интуитивном характере аксиом — опора рационализма Нового времени. Метод Декарта направлен не на спор с другими людьми, как у Сократа, а на овладение бытием, господство человека над силами природы, открытие новых технических средств, усовершенствование природы чело­века.

Философия Нового времени сформулировала представление о субстанции как вещи, которая не нуждается для своего существо­вания ни в чем, кроме себя самой. Аналогично тому, как Сократ ввел понятия в противоположность вещам, так Декарт — духов-

1 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — Т. 1. — С. 125.

2 Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — С. 272.

ную субстанцию, атрибутом (главным свойством) которой явля­ется мышление, в противоположность телесной субстанции, ат­рибут которой — протяжение. От декартовых субстанций идут споры о соотношении материального и идеального и о том, что из них первично.

По Декарту, восприятие, воление относятся к мыслящей суб­станции; к телам относятся величина, т. е. протяжение в длину, ширину и глубину; фигура, движение, расположение и делимость частей и прочие свойства, больше относящиеся к форме тел, чем к содержанию.

Б. Спиноза

После выделения Декартом двух субстанций возникла пробле­ма их связи. Решая ее, Бенедикт Спиноза (1632—1677) предполо­жил, что мышление и протяжение представляют собой два атри­бута одной субстанции. Отсюда следовал вывод, что Бог суще­ствует во всех телах природы и во всех точках пространства. Такое представление называется пантеизмом (от «пан» — все, «теос» — Бог). Единственная вечная и бесконечная субстанции Спинозы — «причина самой себя» и всех многообразных вещей — ее порожде­ний. Спинозова самопричинность мира напоминает представле­ние индусов о Брахмане как причине самого себя.

По мнению Декарта, зависимость души от тела проявляется в человеческих страстях. Декарт сформулировал «естественный за­кон психофизической обусловленности», в соответствии с кото­рым страсти никогда не исчезают, но более слабые страсти вы­тесняются более сильными. Б.Спиноза, подобно Декарту, пола­гал, что аффекты, являющиеся страданием души, проистекают из неадекватного познания. Душевное состояние, необходимое и непосредственно сопровождающее ясное сознание, названо им «интеллектуальной любовью к Богу». По мнению Спинозы, мы ни к чему не стремимся только потому, что это — хорошо, на­оборот, потому считаем что-либо добрым, что стремимся к нему, желаем и хотим его. «Мы различным образом возбуждаемся внеш­ними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые проти­воположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе»1. В дру­гом смысле, но сходными словами Б.Паскаль назвал человека «мыслящим тростником», имея в виду его слабость в безбрежном океане Вселенной.

Спиноза отрицал свободу воли, которая для него лишь осо­знанная необходимость. Концепция свободы Спинозы коренным образом отличается как от представлений античных философов, которые считали свободой (как Сенека) избавление от внешних

Спиноза Б. Этика // Избр. произв.: В 2 т. — М., 1957. — Т. 1. — С. 506.

обстоятельств или (как Эпикур) избавление от внутренних стра­хов, так и от представлений средневековых философов о сво­боде как дарованной Богом человеку возможности поступать, как он хочет. С точки зрения Спинозы, человек свободен не тогда, когда проявляет своеволие, а когда понимает (осознает) необходимость поступать в соответствии с объективными зако­нами.

Г.Лейбниц

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) в «Новых опытах о человеческом разуме» подверг критике суб­станции Декарта и Спинозы за пассивность, утверждая, что нельзя понять субстанций (материальной и телесной) без всякой их ак­тивности, что активность свойственна субстанции вообще. Лейб­ниц стремился отыскать динамические начала для объяснения многообразия мира. Он утверждал, что все вещи обладают соб­ственной силой, внутренней способностью непрерывно действо­вать. Это и есть их субстанция.

Возражая Декарту, Лейбниц отмечал, что из одних лишь гео­метрических свойств тел нельзя вывести физические характери­стики — движение, сопротивление, инерцию и т.д. «Протяже­ние» Декарта Лейбниц назвал явлением, за которым скрывается непространственное, чисто духовное бытие простых субстанций, которые он назвал монадами. Монады не влияют друг на друга, «они не имеют окон» в мир; каждая монада — это «сжатая вселен­ная». Согласованность между ними — результат «предустановлен­ной гармонии», обеспечиваемой Богом.

На представление Лейбница о монадах как «единицах» бытия большое влияние оказало открытие микроорганизмов в биоло­гии с помощью появившегося тогда микроскопа и создание дифференциального исчисления, в основе которого лежит по­нятие «бесконечно малой величины». Монада и является такой бесконечно малой нетелесной, но реально существующей ве­личиной.

Лейбниц дополнил три закона логики Аристотеля «законом достаточного основания», в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действитель­ным, ни одно утверждение справедливым без достаточного осно­вания, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны.

Континентальный рационализм и английский эмпиризм

Декарт, Спиноза и Лейбниц принадлежали к направлению, получившему название континентального рационализма, поскольку все три философа жили на европейском континенте и были рационалистами.

 

Поиски истины и ее критерия велись также на путях эмпириз­ма, подчеркивавшего первостепенное значение чувственного опыта. Соперничающие линии рационализма и эмпиризма продолжают традиции соответственно элеатов и Гераклита. В Европе к рацио­нализму больше тяготела немецкая философия (во Франции пос­ле Декарта укрепились позиции материализма, склонного отож­дествлять эмпирическую реальность с сущностью вещей), к эм­пиризму — английская. Направление, противостоящее континен­тальному рационализму и представленное английскими филосо­фами, получило название английского эмпиризма. Среди его пред­ставителей выделим также трех философов.

Ф. Бэкон

Для старшего современника Декарта Френсиса Бэкона (1561 — 1626) лучшее из всех доказательств — опыт, а чувства — основа знания. Бэкон считал причиной заблуждений ложные идеи, кото­рые называл идолами, или призраками. Призраки рода общи всем людям и являются искаженным отражением вещей из-за того, что человек примешивает к их природе свою собственную. При­зраки пещеры возникают из индивидуальных особенностей каж­дого человека. Призраки рынка — из неверного использования слов. Призраки театра — ложные учения, завлекающие подобно пышным представлениям.

Путь преодоления призраков — обращение к опыту и обработ­ка его с помощью индукции. Индукция, «выведение аксиом из опыта», исходит, по Бэкону, из восприятия отдельных фактов и, поднимаясь шаг за шагом, доходит до самых общих положений, составляя основу научного метода.

Как и Декарт, Бэкон высоко ценил значение научного метода, который, подобно циркулю, стирает различие индивидуальных способностей и дает каждому возможность начертить самый пра­вильный круг. Но рациональным методам он предпочитал эмпи­рические.

Бэкон особенно подчеркивал значение научного эксперимен­та и анализа. «Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее».

В утопическом произведении «Новая Атлантида» Бэкон дал образ идеального государства. Но если в платоновской Атлантиде главный упор делается на идеальные принципы управления, то у Бэкона в соответствии с надеждами, которые в Новое время пи­тали на науку, благосостояние жителей зиждется на научно-тех­нических достижениях, хотя мудрые правители острова предва­рительно решают, какие из них использовать, а какие нет.

Д.Локк

Следующий представитель английского эмпиризма — Джон Локк (1632—1704) первым в философии Нового времени выде­лил теорию познания как специальную дисциплину. Локку при­надлежит учение о первичных и вторичных качествах, заставляю­щее вспомнить античную атомистику. К первичным качествам он относил те, которые «реально существуют в телах», неотделимы от них (объем, плотность, форма, число, расположение, движе­ние). Вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук) не присут­ствуют в самих телах, а представляют собой следствие воздей­ствия на нас первичных качеств. Итак, первичные качества суще­ствуют в телах независимо от человека, а вторичные — результат взаимодействия тел с органами его чувств.

Локку принадлежит определение рождающегося человека как tabula raza («чистая доска»). Все свои понятия, по Локку, человек приобретает из жизненного опыта и не имеет, вопреки Декарту, врожденных идей. С позиций эмпиризма Локк подверг критике представление о мыслительной субстанции.

Д.Юм

Завершением английского эмпиризма стала философия Дэви­да Юма (1711 — 1776). Критикуя учение Локка о первичных и вторичных качествах, Юм писал, что качества протяжения и не­проницаемости не имеют права на название первичных. Идею про­тяжения мы получаем исключительно посредством чувств зрения и осязания, а если все качества, воспринимаемые чувствами, существуют в уме, но не в объекте, то заключение это должно быть перенесено и на идею протяжения, которая находится в полной зависимости от чувственных идей, или идей вторичных качеств.

Так, например, представление о плотности как первичном качестве связано с относительными размерами человека и окру­жающих тел. Если бы размеры человека были близки к размерам атома, то окружающий мир не казался бы нам плотным. Напри­мер, если бы ядро атома было величиной с горошину, то рассто­яние от него до электронов составило бы 5 км. А Вселенная, на­оборот, приблизясь к размерам человеческого тела, не казалась бы столь разреженной, и Большая Медведица превратилась бы из скопления редких звезд в нечто более единое и плотное.

Общий вывод Юма таков: все качества тел являются вторич­ными, и мы ничего не способны знать о внешнем мире как суще­ствующем сам по себе.

Большое внимание Юм уделил проблеме причинности, и здесь он также выступил последователем агностицизма. Он не утверж-

дал и не отрицал объективного существования причинности, но полагал, что она недоказуема, так как то, что считают за след­ствие, не содержится в том, что принимается за причину и не похоже на нее. Структура представлений о существовании при­чинных связей формируется, по его мнению, так. Сначала эмпи­рически констатируется пространственная смежность и следова­ние во времени события Б после А, а также регулярность появле­ния Б после А. Затем эти факты принимают за свидетельство не­обходимого порождения следствия причиной. Таким образом, понятие причинности возникает на основе логической ошибки (после этого — значит, по причине этого). Ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в веру, что всякое появление А повлечет за собой Б. «Опыт только учит нас тому, что одно явление постоянно следует за другим, но не открывает нам тай­ной связи, соединяющей их и делающей их неотделимыми друг от друга», — заключал Юм1. Так, из того, что Солнце всходит и заходит каждый день, не следует, что утверждение «завтра Солн­це взойдет» является истинным.

И. Кант

Агностицизм Юма, поставивший под вопрос обоснование воз­можности объективного научного познания, стимулировал созда­ние трансцендентальной философии Иммануила Канта (1727 — 1804). Декарт и Спиноза имели отправной точкой систему Аристотеля, в соответствии с которой идеи находятся в самих вещах, и нечто устойчивое назвали субстанцией. Критика этого понятия Локком, Беркли и Юмом оказалась близка западному желанию перенести все определяющее в познании внутрь человека как субъекта. Поч­ва для системы Канта, в которой человек не просто исходный пункт познания, как у Декарта, но формирует его результаты сво­ими внутренними характеристиками, была подготовлена.

Развитие новоевропейской философии строилось на трех ос­нованиях: общей логики развития философии; логики ее разви­тия в пределах данного круга; национальных особенностей наро­дов Европы. В соответствии с этим Кант (как и Платон, синтези­ровавший главные из предшествовавших ему взглядов) соединил континентальный рационализм с английским эмпиризмом, взяв от первого представление о самостоятельности и автономности разумного в человеке, а от второго — опыт как критерий истин­ности суждений об окружающем мире.

Попытку синтеза рационализма и эмпиризма предпринял Лейб­ниц, добавив к локкову «нет ничего в интеллекте, чего не было

1 Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т. — М., 1965. — Т. 2. - С. 68.

бы в опыте» свое «кроме интеллекта». Оставалось выяснить, что же есть разум, и это взял на себя Кант.

Декарт говорил о врожденных идеях, Лейбниц — о врожден­ных принципах. Кант обобщил эти взгляды в представлении об априорных (доопытных) формах восприятия и мышления. Таким образом, разум как бы предрасположен к выводу о необходимой связи. «Лишите материю всех ее представимых качеств, как пер­вичных, так и вторичных, и вы до некоторой степени уничтожи­те ее, оставив только какое-то неизвестное, необходимое нечто, в качестве причины наших восприятий»1. Это нечто Кант назвал «вещью в себе».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1563 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2355 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.