Русские супертолерантны, пока их не обижают
Почему слово «русский» намеренно прилагается к разным отрицательным явлениям? Почему чиновники считают «русскую пробежку» проявлением экстремизма? На эти вопросы отвечает архангельский писатель, председатель регионального отделения движения «Народный Собор» Александр Тутов в беседе с журналистом Анатолием Бедновым.
- Мне не так давно довелось побывать с молодыми парнями из «Русской пробежки» на встрече с одной молодежной чиновницей, - начал разговор Александр Тутов. – Вроде неглупая женщина, но слово «русский» уж очень ее напрягло.
Почему так?
- Не понравилось слово «русский» в названии «русские пробежки», увидела в этом фашизм. Получается: «русский» - значит «фашистский»? Выходит, если были бы «кавказские» или «еврейские» пробежки, то проблемы бы не возникало. Даже «казачья пробежка» - это нормально, а русская – плохо. И это говорит человек, который работает в администрации и представляет интересы определенной группы чиновников.
А что же конкретно ей не понравилось в русской пробежке?
- Звучали дутые обвинения в адрес участников мероприятия (а это русские националисты православного толка), пытались даже связать эти пробежки со спиленным крестом на Варавино! Русские пробежки – звучит опасно!
Откуда все-таки такой страх перед русскими пробежками?
- Даже лозунг «Русский - значит трезвый» показался ей экстремистским: «Почему только русский»? Чиновница заявляет: «Как же так? Здесь живут и дагестанцы, и, азербайджанцы, и другие. А местное население говорит: мы - хозяева и вы, гости, должны уважать наши обычаи. Как же так? Это же почти экстремизм!» Но попробуйте приехать на Кавказ и вести себя там согласно своим традициям. Как это воспримут кавказцы? Думаю, не очень хорошо. И здесь то же самое. Но проблема вся в том, что ни поморы, ни другие русские не чувствуют себя хозяевами той территории, на которой живут. Поэтому люди уезжают отсюда. По самым радужным прогнозам, к 2024 году в области останется не более 900 тысяч человек. А в 1991 году было вдвое больше! То есть мы потеряли громадное количество населения и продолжаем его терять. Может получиться так, что местное население окажется в меньшинстве по отношению к мигрантам. Я имею право это говорить, хотя бы потому, что я человек, имеющий, так сказать, каплю кавказской крови: Тутовы – известный кабардинский род, хотя мои предки 500 лет назад ушли служить русскому царю и вступили в казачество. Я могу спокойно общаться с кавказцами, у меня среди них много друзей, знакомых. Но дело в том, что к нам сюда зачастую приезжают далеко не самые лучшие представители Кавказа, которые контролируют алкогольный, игровой бизнес. Мы не собираемся с ними бороться, мы просто хотим воспитать наших ребят, чтобы они могли противостоять всем этим соблазнам. Ведь «русский вопрос» - это вопрос нас самих: надо работать над собой, чтобы нас ценили и уважали. Для того и проводятся русские пробежки, чтобы перетянуть молодежь к спортивным, оздоровительным мероприятиям от алкоголя и наркотиков.
Выходит, что чиновники, которые видят в русских пробежках «экстремизм» и «фашизм», идут вразрез с антиалкогольной политикой, заявленной руководством России и области?
- Конечно, одними ограничениями проблему не решить: будет подпольная продажа, самогоноварение. Есть даже шутка, что главным спонсором антиалкогольной программы является наркомафия. И не факт, что это просто шутка. Надо учить культуре употребления хороших напитков, чтобы молодежь не подсаживалась на пиво и якобы «джин-тоники».
Вернемся к теме миграции. Эта проблема стоит не только перед Россией, но и внешне благополучными странами Европы.
- Так или иначе, она коснулась каждого региона России. Одно дело, когда мигранты приезжают сюда, принимают местные обычаи и живут по ним, и другое дело, когда начинают вводить в местный бытсвои традиции. Отсюда и стрельба на свадьбах, и зарезанные бараны на центральной площади.
Если бы они перенимали русскую культуру и русские обычаи и жили по ним, то не случалось бы никаких конфликтов. Ведь «русские» - понятие не сколько генетическое, этническое, а скорее культурологическое и мировозренческое.
Человек, который живет в русской культуре, воспринимает ее как свою, будет жить по нашим законам. Возьмем нашего известного актера Константина Райкина. Он принял Православие, потому что это религия тех людей, с кем он общается, это религия его страны.