Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государство Ямато. Историческая логика социально-экономического и политического развития

Дальнейшая этническая история страны связана с носителями курганной культуры раннего железного века и с режимом Ямато (IV – VII вв.). примерно в V в., возможно, на островах появились кочующие скифо-сарматы (ху китайских летописей). Прямых подтверждений этой гипотезе письменные источники не содержат. Зато они фиксируют неоднократные переселения в IV – VII вв. китайцев и корейцев, выделяя династийную или государственную принадлежность иммигрантов. По «Синсэн сёдзи року» («Новому реестру кланов и фамилий»), в 815 г. из 1182 кланов столицы и пристоличных провинций 30% считались иноземного происхождения: из Китая, Пэкче, Когурё, Сила, Кая. В конце периода население достигло 5-6 млн. человек.

Процесс формирования первичной японской народности достиг поворотного пункта в VII в. и выразился в создании относительно однородного массива населения архипелага, за исключением северо-востока о-ва Хонсю. Китайско-корейская иммиграция связала японскую народность узами крови с населением материкового Дальнего Востока и Корейского полуострова уже на стадии формирования государственности.

В последние века до нашей эры и первые века нашей эры произошли знаменательные перемены в земледелии (распространение рисосеяния), ремесле и(внедрение бронзы), самом обществе (появление союзов племен). Поливное рисосеяние возникло на Северном Кюсю и за два века распространилось до равнины Канто (III-II вв. до н.э.). земледельческие орудия изготавливали из дерева, камня, в конце периода – из железа. Жители научились добывать медную руду, выплавлять бронзу, но охотнее переплавляли старые импортированные вещи или просто использовали готовое вооружение и предметы ритуала (II-I вв. до н.э.). Люди жили в крупных земледельческих поселениях (до сотни землянок); они не порывали полностью с известными прежде формами хозяйства, развивали ткачество и обработку металлов. Из рядовых селян выделилась знать, выполнявшая организаторские функции. По китайским источникам, в I в. до н.э. на о-ве Кюсю насчитывалось сотня «владений», в конце II – середине III в. их число сократилось, появилось главное владение федерации – «владение царицы» (Яматай или Ематай), поддерживавшее довольно регулярные связи с китайскими властями на Корейском полуострове.

В V-VII вв. японцы повсеместно освоили поливное рисосеяние, оросительную систему, железные земледельческие оружия, разведение крупного рогатого скота, коней. На раннем этапе земля принадлежала общине, или клану, в целом, а пахота оставалась в распоряжении сельских дворов. Лес, луга, неудобные земли находились в общественном пользовании очень долго. Постепенно лучшие пахотные земли стали подпадать под контроль сильных кланов и отдельных глав кланов. Эту пахоту, в сущности частную, обрабатывали общины, или корпорации, несвободных. Первые корпорации комплектовались из местных земледельцев, рыболовов, охотников, утративших связи со своими кланами, последующие – из заморских переселенцев – ремесленников, грамотных людей. Исходные ресурсы: земля и особенно люди – стали объектами конкурентной борьбы между кланами, рядовыми и царскими. Перехватить инициативу частного присвоения, заменить ее государственной и предстояло реформам Тайка.

Патриархально-родовая структура общества раннего железного века предпологала существование больших и малых кланов. Первым по значению в этой иерархии стоял царский клан. Типичный клан состоял из его главы, жрецов, группы диц с низшими организаторскими функциями и рядовых свободных. Кланам принадлежали группы полусвободных и рабы, членами клана на считавшиеся.

Закабаленные корпорации – члены покоренных, изгнанные, переселенцы с материка, военнопленные и т. д. члены зависимой группы имели участки земли для пропитания, семьи, но обязаны были работать на кланы или на глав кланов. Рабы составляли очень тонкую прослойку в обществе. Это были иноземцы-военнопленные, люди из низших слоев переселенцев; использовались рабы в домашнем хозяйстве. К концу периода расслоение между кланами дополнилось внутриклановым. Наиболее мощные кланы во главе с царским подмяли под себя более слабые. Внутри кланов выделились семь глав кланов.

Каждый клан существовал довольно независимо на своей территории. Выделение клана правителя (царского) стало поворотом в политической власти (около IIIв.). клан правителя-царя правил при помощи «советников» - лидеров сильных, разветвленных кланов. В ходе процесса сложения государственности появились «владыки округов» и «управляющие областями» - обычно те же вожди местных кланов, но уже уполномоченные царем на управление несколькими округами.

Цари Ямато использовали власть для объединения страны, идеологической подготовки единовластия, для походов против айнов на севере и на Корейском полуострове, для введения новой религии – буддизма. Сношения со странами на Корейском полуострове в это время своей интенсивностью и многосторонностью значительно превосходили японо-китайские. Участие Ямато в делах полуострова оказалось разнообразным, как и эффект от такого участия. Присутствие Китая на корейском полуострове до начала IV в., формирование местных государств и интерес их к Ямато по разному оценивались на островах. Соперничавшие между собой корейские государства обращались к Ямато за помощью, заключали с Ямато договоры и воевали в союзе с ними против соседей. Сама Япония неоднократно воевала с этими государствами.

Начало сношений Ямато с Китаем относится к 265-275 гг., после чего нет сведений о посольствах до 413 г. сношения снова продолжались с разными династиями Китая и оставались более или менее регулярными до 502 г., затем снова прекратились на столетие, с тем чтобы возобновиться в 600 г с новой династией Суй, и с той поры продолжались регулярно, с 630 г. – с династией Тан. Цели посольств: первоначально – получение почетных званий, подарков, позднее – ознакомление с ситуацией на континенте и заимствование любых подходящих новшеств.

Японцы обожествляли и почитали духов.

Буддизм нанес мощный удар по представлениям, замкнутым в пределах каждого клана, унифицировал религиозные, моральные, эстетические идеи, проникнув во все разделы общественной, культурной и художественной жизни, духовно связал японцев с их единоверцами на материке и на корейском полуострове.

Китайская письменность появилась на островах, по-видимому, в V в., а в VI в. распространилась – не без помощи буддийских сочинений.

При всем этом фундаментальные науки)математика, астрономия) развивались на островах медленнее, прикладные (медицина, горное дело, строительство) – быстрее. Сложилось лекарствоведение.

Инженерно-строительное дело имело уже давние традиции в Японии. Строились водохранилища, каналы, плотины, гавани, дороги, суда, царские резиденции. Впервые сложился прообраз настоящего города – комплекс царских резиденций в Ясука.

Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны и на оформление идеологической основы единовластия. Важную роль в этом сыграли созданные в 604 г. принцем Сетокутайси «Законоположения из 17 статей». В них был сформулирован главный политический принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Социально-экономический строй VII вв. вступает в стадию разложения патриархальных отношений. Общинные пахотные земли, находившиеся в распоряжении сельских дворов, начинают постепенно подпадать под контроль сильных кланов, противоборствующих друг с другом за исходные ресурсы, землю и людей.

Таким образом, внутри первобытнообщинного строя развиваются рабовладельчество и одновременно элементы феодальных отношений. Возникает классовое общество, в котором феодальные отношения всё больше преобладают над рабовладельческими. Это объясняется тем, что рабов было во много раз меньше, чем полузависимых крестьян, и они использовались не столько в сельском хозяйстве, сколько в качестве домашней челяди, на строительстве различных сооружений и других второстепенных работ. Рабовладельчество оставалось укладом, не перерастая в формацию.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 4: «Тенденции экономического развития стран в начале ХХ века»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 487 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2241 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.