Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Положение православия в Западной Руси




После завоевания русских земель Великим Княжеством Литовским православная церковь до XV века играла значительную политическую роль в государстве. Её вероисповедание приняла литовская знать.[источник не указан 217 дней] Все изменилось в XV веке, когда православие по внешним причинам вошло в период продолжительного кризиса. Под влиянием Польши великий князь Литовский, а за ним и его окружение перешли в католичество, а православные утратили право занимать государственные должности. Люблинская уния ещё больше усилила процесс окатоличивания и ополячивания русской элиты, пытавшейся таким образом компенсировать утраченные права. Это лишало православную церковь многих каналов материальной поддержки, так как именно князья и знатные роды строили храмы и открывали при них школы. Особенностью этого периода стало также, что опёка церкви, её своеобразное средневековое спонсороство, постепенно деформировалось и превратилось в обычное владение церковью или монастырём. Правители грубо вмешивались в церковные дела, самовольно назначая митрополитов, епископов и других церковных иерархов. Светская власть начала полностью контролировать духовенство. Подобная кадровая практика привела в том числе к моральному упадку православного духовенства.

Править]Возникновение идеи Унии

В Польше, в особенности в XV—XVII веках, ощущался культурный подъём. В то время как в Польше имелись хорошо подготовленные и высоко образованные богословы, на русских землях Речи Посполитой православие находилось в упадке и в богословской полемике, как правило, побеждали католики. Опираясь на королевскую власть, иезуитские идеологи двинулись на Восток, где их наступлению с большими усилиями сопротивлялись православные полемисты и одиночные неополячившиеся русские магнаты. Лишь мещанство, в большей степени остававшееся верное православию, давало иезуитам ощутимый политический отпор.

В этих условиях, в высших кругах церковной иерархии православной церкви созревает мысль про целесообразность унии с католической церковью. В основе таких настроений лежали и личные интересы духовенства (желание сберечь собственные земельные владения и сравняться в политических правах с католических духовенством), и стремление владык вывести церковь из кризиса, одной из причин которого была коррумпированность и неэффективность константинопольских патриархов. Так началась работа по организации и созванием Брестского собора.

Когда эти процессы стали известны православной общественности, в русинской среде возникла чрезвычайно напряжённая ситуация. Помимо князя Константина Острожского, против унии выступило мелкое украинское дворянство, православный клир среднего звена, мещанство, а также новое сословие — казачество.

Править]Причины

Брестскую унию 1596 года признало большинство русских иерархов[где?], однако простые священники и миряне не поддержали идею объединения с католиками. Однако, их мнением никто не интересовался, так как и польские власти, и православные епископы считали, что по принятию Унии каким-либо пастырем, униатской автоматически становится и его паства, а в собственность к униатам в этом случае должны перейти и земельные владения соответствующего храма или монастыря. Таким образом, борьба, разгоревшаяся между православными и униатами в конце XVI — начале XVIІ века в Киеве, имела не только идеологический, но и экономико-политический контекст.

В этой борьбе закон находился на стороне униатов, чьи права на собственность подкреплялись привилегиями короляСигизмунда III. Униатские наместники и деятели пользовались ими в судебных разбирательствах против церковных и мещанских структур, отказывавшихся принять Унию. «Цивилизованные» униатские методы встречали стихийное сопротивление православных народных масс, на стороне которых не было закона и которым приходилось опираться на единственную реальную, нелегитимную силу — казаков, которые во многих случаях не давали униатам реализовать свои «права», а слишком резвых поборников закона просто убивали.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 250 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2180 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.