КОНТ.
общество – согласие умов, общество развивается по универсальным законам.
периоды творчества: 1) (1819-1828) – сформулировал закон трёх стадий и провозгласил особую роль ученых в обществе. 2)(1830-1842) – издание 6-томного «курса позитивной философии», развитие позитивистского мировоззрения. 3) (1845-1857) – религия всего человечества. написал работы «субъективный синтез», «позитивистский катехизис», «система позитивной политики или трактат, устанавливающий религию человечества».
Закон трёх стадий развития человеческого разума: 1. теологическая стадия (до 1300 г.) – познание конечных причин явлений, идея Бога: фетишизм, политеизм, монотеизм. 2. Метафизическая стадия (1300-1800 гг.) – познание мира посредством абстрактных сущностей, умозрительно. 3. Позитивная, реальная, научная стадия (современность) – научное исследование законов, неизменных и естественных.
Фетишизм как первая философия. Фетишизм – способ непосредственного и спонтанного восприятия мира разумом человека, который сводится к наделению душой всех живых и неживых предметов. Фетишистская философия – была для человека предварительным синтезом, приемлемым для его интеллекта, убеждающий его в постигаемости внешнего мира и внушающий веру в себя.
Позитивный разум или мышление. Существовал уже на первых стадиях развития человечества. Позитивный разум наблюдает феномены, анализирует их и открывает законы, определяющие их отношения. Позитивистская философия – философия наблюдения, эксперимента, анализа и детерминизма.
закон классификации наук. Последовательно люди придут к торжествованию социологии. Без Закона классификации наук немыслим закон трёх стадий. Порядок распределения разных наук раскрывает порядок становления позитивного разума в разных областях знания.
Науки об обществе и природе перестают быть аналитическими и становятся синтетическими.
Цель сочетания закона трех стадий с законом классификаций: доказательство того, что восторжествовавший в математике, астрономии, физике, химии и биологии образ мышления приведет к созданию позитивной науки об обществе.
Механизмы социального развития по Конту: технологический и военный тип общества умирает, возникает научный и индустриальный тип. поэтому современные общества находятся в состоянии кризиса. Единственный способ покончить с кризисом – ускорение становления общества нового типа, путем создания системы научных идей.
Религия в концепции Конта. Религия: интеллектуальный аспект (догма), аффективный аспект (культ), практический аспект (уклад поведения). Цель анализа религии – продемонстрировать функции религии в любом обществе. Религия обеспечивает единство и консенсус, а значит, и порядок в обществе.
Социология по Конту. Синтез всех наук возможен только на основе социологии, так как объединение всех знаний и методов возможно, только если соотнести их с человечеством. Социология – наука о мыслительной деятельности, познание разума при условии наблюдения за его деятельностью и его творениями на протяжении общественной истории. Социология как позитивная наука противостоит теологическим и метафизическим рассуждениям об обществе. Социальная статика и социальная динамика – две основные части социологии. Статика – развитие общества как целого организма. Динамика – физиологический анализ общества, изучение его функционирования; теория прогресса; изучение преемственности поколений.
Г.ЗИММЕЛЬ (1858 – 1918)
Формальная социология, «чужак» в социологии и в жизни.
Основные этапы творчества:1) связан с влиянием позитивизма, работ Спенсера и Дарвина: работа и социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование (1890). 2) можно назвать неокантианским: многочисленные работы о Канте, исследование проблем истории и культуры. 3) связан с влиянием работ Бергсона и создания естественной философии знания. Главная проблема в социологии – проблема социального порядка.
Основные социологические работы: «Социология. Исследование форм обобществления»(1908), «Основные вопросы социологии»(1917)
Основные вопросы, темы и проблемы: *как возможно общество? *как общество формирует индивидов? *каким образом индивиды сохраняют общество? *все явления жизни общества – отражение социальных взаимодействий. *одна из главных теоретических проблем – взаимоотношения между индивидом и обществом.
Основные понятия: взаимодействие, форма, обобществление. Общество творится человеком, но становится независимым от него. Человек погружен в сплетение социальных взаимодействий, но не сводится к ним. Социология – учение о бытии общества.
Представление об обществе. Общества образуются там, где во взаимодействие вступает множество индивидов. Общество есть функциональное единство, создаваемое самими индивидами и претерпевается им, поэтому следует говорить не об обществе, а об обобществлении. Обобществление – форма, в которой индивиды срастаются в единство, в которой общество предстает как процесс; общество непрерывно порождается взаимодействием, то есть индивиды «обобществляются».
Классификация социальных форм. Классификация социальных форм по степени отдаленности их от непосредственного потока жизни.
Социальные формы: спонтанные (обмен, продажа и др.), устойчивые и независимые (экономические и др. формальные организации), чистые социальные формы (игровые, свободное общение).
Что такое социология. Социология должна изучать формы обобществления как таковые, отвлекаясь от специфических интересов и содержаний, осуществляющихся в данных формах. Социология исследует формы взаимодействия, которые не только вызывают обобществление, но и сами суть обобществление.
ДЮРКГЕЙМ
История творчества: «Метод социологии» (1905), концепция социологии основывается на теории социального факта цель – показать, что социология может существовать как наука объективная, предметом которой будет – социальный факт, а именно: нужно вычленить особый предмет, отличающийся от предметов всех других наук; предмет должен быть доступен наблюдению и поддаваться объяснению.
Социология по Дюркгейму. Самостоятельная наука об особой реальности, существующей и развивающейся по своим законам. исследование социальных фактов, а также социологическое объяснение этих фактов. Использует методы естественных наук, исследуя тем самым устойчивые причинно-следственные связи и закономерности. Также наука о социальных институтах, их генезисе и функционировании.
Теория социального факта. Социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи это всё, что нам дано, что представляется или скорее навязывается наблюдению; нельзя понять социальные феномены, исходя из того значения, какое мы им непосредственно придаём; социальный факт делает индивида восприимчивым к внешнему принуждению.
Антипсихологизм теории Дюркгейма: носители социальных фактов – группы, коллективы, общества; они независимы от индивидуальных проявлений. Социальные факты не могут быть получены психологическим методами, поэтому нельзя пользоваться субъективными представлениями. Социология мыслилась Дюркгеймом как корпус всех социальных наук.
Правила социологического метода: различие нормального и патологического. Нормальный социальный факт отличается всеобщностью, распространенностью на всем протяжении данного общества, встречается в других типах обществ в соответствующей фазе их эволюции.
Метод социологии. Принцип классификации, относящийся к правилам построения социальных типов. Необходимо начинать с классификации обществ по степени сложности. Внутри этих классов нужно выделить разновидности.
Что такое социальный факт? Некоторые типы и поведения и мысли не только находятся вне индивидуумов, но и обладают ещё принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним независимо от своего описания. Принуждение является характерным свойством этих фактов. Социальные факты – иной разряд фактов, не зависящих от индивида и одаренных принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним. Под принуждением понимается внушение. Существуют социальные факты, не имеющие «кристаллизованных» форм – это социальные течения (возникающие в собрании великие движения энтузиазма, негодования, и др, зарождающиеся только в массе). Социальный факт узнается лишь по той внешне принудительной власти, которую он имеет и способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается или по существованию какого-либо определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним. Социальным фактом является всякий образ действий, резко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее принуждении, или: распространенный на всем протяжении данного общества, но имеющий в то же время своё собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений.
Правила наблюдения социальных фактов. Существуют и представляются наблюдению лишь отдельные общества, рождающиеся, развивающиеся и умирающие независимо одно от другого. Нужно рассматривать социальные явления сами в себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов, их нужно изучать извне как внешние предметы, как они представлены перед нами. Внешние признаки, на основании которых социолог определяет объект своих исследований, должны быть объективны насколько только это возможно. Когда социолог предпринимает исследование какого-либо класса социальных фактов, он должен попытаться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений.
Правила: 1) социальный факт нормален для данного социального типа, рассматриваемого в определенном фазисе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, взятых в соответствующем фазисе их эволюции. 2) можно проверить выводы, предшествующего метода, показав, что особое распространение явлений зависит от общих условий коллективной жизни данного социального типа. 3) эта проверка необходима, когда факт относится к социальному виду, не закончившему процесса своего полного развития.
Отрасли социологии. Социальная морфология – анатомическая структура общества, его форма. Социальная физиология – жизненные проявления обществ. Общая социология – теоретический синтекс всех концепций, общие законы, философия социологии.
Объяснение социальных фактов. Действительную причину социальных фактов нужно искать в среде. Нельзя объяснять социальные факты психологическими причинами, искать философские или мистические причины, а только другими социальными фактами. Объяснить социальный факт можно только наблюдая за его развитием в разных обществах.
Функциональный анализ общества. Изучая любое явление, нужно отдельно исследовать порождающую ее реальную причину и выполняемую им функцию. Функция – это объективная связь между явлением и состоянием общества как целого: соответствие между институтом и потребностью общества как целого. Спрашивать, какова функция, значит исследовать, какой потребности она соответствует, то есть какую социальную цель выполняет.
Сравнительный метод или косвенный эксперимент: сравнивая явления в разных обществах можно выделить в них общее и особенное, а также увидеть их в развитии.
Причины детерминизма и метод сопутствующих изменений: одному и тому же следствию сопутствует одна и та же причина.
Главная проблема обществ – отношение индивидов и группы. Общество представляет собой систему, образовавшуюся от ассоциации их и представляющую своего рода реальность, наделенную своими особыми свойствами. Всякий раз, когда социальное явление прямо объясняется психическим явлением, можно быть уверенным, что объяснение ложно. Индивидуальное слишком далеко от коллективного. Определяющая причина данного социального факта должна быть отыскиваема среди предшествующих социальных фактов, а не в состояниях индивидуального сознания. Функция социального факта может быть лишь социальной, то есть она заключается лишь в произведении социально полезных результатов.
Понятие коллективного сознания. – Совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества, оно рассеяно во всём обществе. – Определенная система, имеющая собственную жизнь: оно есть нечто другое, нежели отдельное сознание, хотя и реализуется только индивидами. – Это психический тип общества, обладающий своими свойствами, имеющий свои условия существования, свой способ развития. – В зависимости от характера общества коллективное сознание отличается большей или меньшей распространенностью. – Чем сильнее коллективное сознание, тем сильнее возмущение преступлением, то есть нарушением его предписаний.
«О разделении общественного труда» (1893). Главная тема этой работы – взаимоотношения между индивидом и коллективом. Существует два вида солидарности: механическая и органическая. Они относятся соответственно к архаическим и современным обществам с развитым разделением труда. Экономическое разделение труда – лишь проявление общественного разделения труда, общественной дифференциации, особой социальной структуры. Осознание индивидуальности – результат исторического развития.
Два типа исторических обществ. Механическая солидарность – сходство чувств, функций индивидов; абсолютный авторитет коллективного сознания; репрессивное право; наказание в угоду коллективному сознанию, религиозность. Органическая солидарность – разные функции, разные индивиды; авторитет коллективного сознания высок; реститутивное право, воспроизводство социального порядка, светское коллективное сознание.
Современное общество. Современное общество характеризуется органической солидарностью, которая обусловлена определенной социальной структурой – разделением общественного труда. Разделение труда не может объясняться ни поисками счастья, ни ростом удовольствий, ни желанием повысить производительность коллективного труда. Причина органической солидарности – сочетание объёма общества и его материальной и моральной плотности. Разделение труда – мирное разделение борьбы за существование, которая усиливается вследствие сочетания высокого объёма общества и высокой моральной и материальной плотности. Функция разделения труда – установление чувства солидарности, производство единства общества путем создания юридических правил, определяющих природу и отношение разделенных функций.
Представление о человеке. Общества, где все индивиды растворены в коллективном сознании исторически предшествуют обществам, где индивиды осознают самих себя и свою ответственность.
ВЕБЕР.
Протестантская этика и дух капитализма. Основной предмет исследования – связь между религиозно-этническими причинами и формами экономической деятельности. Основной вопрос: как влияют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности и особенно на мотивы этой деятельности; как следование тем или иным принципам хозяйствования влияют на сами религиозно – этические принципы. Основной метод – идеальное типизирование и сравнительно-исторический метод. Вебер исследует человеческое прошлое, руководствуясь пониманием системы человеческого выбора, пониманием миросозерцания человека, которое определяет его действия.
Теория капитализма. исходная точка размышления – существуют различные формы капитализма, а западно-европейский капитализм – это исторически уникальное явление. Капитализм – рациональная организация свободного труда, стремление получить прибыль с помощью бюрократической организационной структуры и использования достижений. В данном случае исчезает натуральное хозяйство, предприятие отделено от домашнего хозяйства; прибыль понимается как всемирное накопление, желание производить бесконечно; получение прибыли основано на учете капитал, планомерном использовании ресурсов, бухгалтерском учёте, то есть сопоставлением доходов и издержек в денежном выражении.
Идеальный тип протестантской этики. Бог создал мир и правит им, Бог непостижим для сознания людей. Бог предопределил каждому человеку спасение или гибель и человек бессилен изменить это. Человек должен трудиться во славу Божью и для создания царства Божия на земле. Дела мирские – греховны и ведут к гибели, спасение души даруется свыше как божья благодать.
Сочетание всех этих положений и такое миросозерцание: исключает мистицизм, носит антиритуальный характер, признает естественный порядок вещей.
Происхождение капиталистической трудовой этики. Проблема спасения – одна из центральных проблем в религиозной этике и пути решения этой проблемы внутри той или иной религии в огромной степени определяет образ жизни людей. Человек вступает в протестантской этике как орудие Божъей воли, его способ обретения надежды – внутримирская аскеза, смирение. Призвани е - один из способов смирения, профессия – как выражение воли бога. Психологически кальвинист приходит к трудновыносимому выводу о том, что он не может знать спасется ли он, он стремится преодолеть тревогу, неизвестность, поэтому ищет признаки своей избранности. Результат – неутомимая деятельность в рамках своей профессии. Верующий остерегается роскоши и благ, не расходует средства, а снова вкладывает их в производство, следуя мирской аскезе.
ПАРСОНС
Структурно-функциональный анализ. Попытка построения метатеории общества социального действия. Деятельность – изменение и преобразование человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат. Поведение – система взаимосвязанных действий; цель – реализация определенных функций.
Социальный порядок: любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще сознание элементов. Социальный порядок возникает из-за: тенденции социальной системы к самосохранению, тенденции к сохранению определенных границ и постоянства по отношению к среде. Подсистемы социального действия: биологический организм, система личности, социальная система, система культуры.
Основные работы и этапы научного творчества: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951) – создание оснований для построения теории социального действия на основе анализа эволюции и переемственности социологической теории. Концепция общей теории системы социального действия – стремление развить теорию функционализма, исходя из идеи социального порядка.
Классическая работа «Структура социального действия»: рабочая гипотеза, лежащая в основании настоящего исследования: переворот в эмпирическом понимании общества внутренне связан с не менее радикальными изменениями, произошедшими в структуре социологической теории. Задача исследования – проследить и оценить значение теории. Научная важность изменения в знании факта состоит именно в последствиях этого изменения для всей теории как системы. несмотря на то, что открытие может быть истинным и интересным в некоторых отношениях, оно не будет научно важным, если не будет иметь последствий для теоретической системы, с которой имеют дело ученые данной области.
Представление о научном знании. Научная теория – это система логически выстроенных положений, формулирует не только то, что мы знаем, но и говорит нам о том, что мы хотим знать, ставит вопросы; указывает на возможные альтернативы. Научная теория подразумевает верификацию – обдуманное и преднамеренное достижение явлений с ожиданием результатов, полученных сначала в умозаключительной теории, и проверка того, согласуются ли вновь открытые факты с этим ожиданием.
Ориентация актора в системе социального действия. 1) Мотивационная (ориентация самого действующего) – познавательная, катексическая (установка по отношению к объекту с точки зрания удовлетворения потребности), оценочная (выбор курса действия); 2) Ценностная (ориентация на объективные условия ситуации действия): познавательная, ценностно-эмоциональная оценочная, моральная.
Типовые переменные в системе социального действия. * представляют собой дихотомические термины; * структурируют проблемы выбора, встающие перед деятелем и классифицируют возможные пути решения; * введены для того, чтобы учитывать, распределять по категориям способы ориентации личности под воздействием норм и ценностей; * есть выборы акторов в зависимости от ценностей ориентации культуры, нормативных требований, ролей и ситуаций.
Pattern variables. Аффективность – аффективная нейтральность – количество эмоций, соответствующих данной ситуации; Диффузность - специфичность: определяет широту обязанностей в данной ситуации; Универсализм – партикуляризм: оценка на основе оценочных критериев; Достижение – аскрипция(качество): должны ли акторы строить свои взаимодействия на основе их достижений или приписанных качеств; Я – коллектив: должен ли актор ставить свои цели выше целей группы и наоборот.
Системный подход к исследованию общества. Основные тенденции всякой системы: стремление к самосохранению; стремление к балансу с внешней средой. Живая система – система более организованная, чем ее внешнее окружение, и более устойчивая к этому окружению. Все живые системы взаимодействуют со средой.
Системный подход социальной реальности. Социальная система состоит из множества индивидуальных носителей действия (элементов системы), взаимодействующих друг с другом в ситуации, которая имеет по крайней мере физические или инвариативные аспекты. Носители действия имеют тенденцию к оптимизации и вознаграждению. Их отношение к ситуации и друг другу опередляются в терминах культурно-структурированных символов.
Культурная система: модель культуры, системы ценностей, системы убеждений и системы экспрессивных символов, которые руководят выбором актора и ограничивают виды взаимодействия, которые возможны для данного актора.
МЕРТОН
Позиция социального реализма. Главный предмет социологии – социальная структура, рассматриваемая с генетической, функциональной, статистической и динамической точки зрения. Цель социологии – понимание того, как различные типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу. Задача социологии – объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждённых предположений о структуре общества и его изменениях. Культурные цели – это идеалы. Социальная структура – организованный контекст социальных отношений, в который вовлечены члены общества или группы, который имеет «самомоделированный», регулярный характер. Сочетание поверхностного и латентного уровней социальной структуры, многомерность и сложность, абвивалент.
Теория аномии. Важная социологическая проблема – нормативная структура общества и способы адаптации к ней. Нормативная структура – отношения между нормами, ролями, статусами, ценностями и институциональными порядками. Теория аномии – социологический анализ конфликтных отношений между нормативными компонентами.
Понятие аномии: разрушение стандартов поведения, общезначимой системы ценностей, низкая социальная сплоченность; нарушение согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и тот же тип поведения. Диссоциация между нормативной структурой и структурой взаимностей: между культурными целями и институциональными средствами их достижения. Результат – девиантное поведение индивидов и групп.
Теория девиантного поведения. Основной социологический вопрос: почему частота и форма отклоняющегося поведения различны в разных обществах? Анализ социальных и культурных источников отклоняющегося поведения необходим.
Основные концепции теории девиантного поведения. Культурные цели: иерархия жизненно важных легитимных ценностей культуры, стабильное общество; институциональные нормы: институциональные и легитимные способы достижения цели, главные функции. Главная гипотеза – отклоняющееся поведение есть симптом рассогласования между культурно предписанным стремлением и социально-структурированными средствами их реализации, когда единственно важным становится вопрос какой из допустимых способов поведения наиболее эффективен для достижения целей. Для социолога интересны типы приспособления. Люди могут менять способы приспособления в зависимости от ситуации, а типы реакции относятся к ролевому поведению.
Рессентимент. – смешанное чувство злобы, ненависти и враждебности, ощущение собственного бессилия; периодически возобновляющееся переживание бесполезной враждебности. Референтных групп бесчисленное множество: любая из тех групп, в которой индивид является членом, а таких сравнительно немного, точно также, как и группы, в которых он членом не является, может стать точкой отсчета при формировании своих установок, оценок и поведения.
Дж.Мид.
Индивид – конкретная особь, 1.
Личность – me (соц. Значимость)
Социальная роль – ожидаемое поведение в определенной ситуации.
Идентичность – self.
-анализ взаимодействия (face to face)
-формирование человеческого «я» - self
-внешний самоконтроль => внутренний самоконтроль
Теория социализации Мида:
Play – индивид, незаинтересованная игра
· Простейшие ролевые игры детей, освоение отдельных ролей
· Усвоение других значимых ролей, ориентированных на близкое окружение, на тех, кому доверяет ребенок
Game – коллективная игра, игра по правилам (расширение радиуса социального взаимодействия)
· Освоение ребенком организованной системы ролей
· Здесь ребенок уже должен учитывать весь набор ролей и координировать их
‘I’ – реакция организма на установки других. ‘Me’ – организованный набор установок других, которые он принимает.
РЕДКЛИФФ-БРАУН.
· Система более организована, чем ее окружение
· Система – то, что выживает
· Институты = привычки
· Коаптация – присоединение
Сравнительный метод в антропологии – поиск «параллелей», схожих социальных черт у разных обществ прошлого и настоящего. Он позволяет не только формулировать проблемы, но и дает материал, опираясь на который можно сделать первые шаги в направлении решения крайне важных проблем.
Исторический метод = частные суждения; сравнительный метод = общие.
Антропология – наука об изучении примитивных обществ.
Задача социальной антропологии – формулировка и обоснование утверждений об условиях существования социальных систем и об устойчивых регулярностях, наблюдаемых в процессе социального изменения. Тем не менее, пока что она не развитая наука.
Эмпирическая реальность социальной антропологии – процесс социальной жизни некоторого территориально ограниченного региона на протяжении некоторого промежутка времени.
Социальная структура – упорядоченное расположение частей, или элементов, соединенных друг с другом в более широкое единство. Конечные составные элементы – индивидуальные человеческие существа. В социальной структуре существуют различные социальные группы.
Социальная организация – упорядочение деятельности.
Институт – установленная, или социально признанная система норм и образцов повеления, относящихся к тому или иному аспекту социальной жизни.
Малиновский Б.
Самое главное – культура инструментальна и практична!
В основание теории культуры должен быть положен биологический факт.
Организации нужны для достижения той или иной цели. Они предполагают наличие схемы или структуры, основные факторы которой универсальны и применимы ко всем группам, которые опять же являются универсальными для всего человеческого рода.
Научная антропология должна быть теорией институтов, т.е. конкретным анализом типовых единиц организации.
Любая теория культуры должна отталкиваться от органических потребностей человека.
Человеческая природа = биологический детерминизм(навязывает человеческому поведению ряд неизменных последовательностей, которые должны быть перенесены в любую культуру).
Форма и функции тесно связаны друг с другом.
РОБЕРТ ПАРК.
Рост городов. Одни из побочных эффектов – социальный отбор и сегрегация населения, а также создание естественных социальных групп и ареалов.
Современный город растет вокруг рынка. Ареал наивысшей мобильности – сам деловой центр. За пределом города – трущобы, на их окраинах – ареалы доходных домов, далее ареалы многоквартирных домов.
Сообщество всегда тяготеет к некой конфигурации.
Мобильность – мера социального изменения и социальной дезорганизации. Она обеспечивает новые социальные контакты.
Задача науки: свести нечленораздельное выражение наших личных чувств к общему миру дискурса и создать из частного опыта объективный мир.
Препятствия для коммуникации – пространство, а также самосознание (застенчивость).
Каждый индивид борется за статус! Тот, кто не заботится о своем статусе – отшельник. Персона – индивид, который имеет социальный статус в каком-то обществе.
Революция и миграция. Главная разница: миграция – крах социального порядка идет по причине воздействия вторгающейся популяции и завершается смешением народов; при революции все практически исходит от народов, живущих в этом обществе, а не от чужеземцев.
Миграция превратилась в мобильность индивидов. Отношения между покорившими и покоренными народами носит разный характер с разных странах.
Государство берет свое начало именно в завоеваниях.
Эпоха конфликта (традиции и обычаи сковывают, войны разных рас и т.д.) => эпоха дискуссии (рассудка).
Влияние естественных наук на общество колоссально.
В обществе есть такие ассоциации, как: территориальная, экономическая, политическая, культурная. Пирамида (наверху индивид и его взаимоотношения, далее семья, политика, экономика и территориальный порядок).
Социализированная персона – высшее выражение биологического индивида после его общения с другими индивидами на иных уровнях ассоциации.
Коммуникация и конкуренция – два фундаментальных процесса (формы взаимодействия), благодаря которым устанавливается порядок среди индивидов.
Главная заслуга физики и естественных наук – они не только делают знание точным, но и систематизируют его.