Исходя из своей политической доктрины в экономической политике большевистское руководство проводило линию на полное уничтожение частной собственности. Планировалось постепенное обобществление производства и создание централизованного управления экономикой. Национализировались банки, железнодорожный транспорт, средства связи. Казенные предприятия были поставлены под государственный контроль. Первоначально частные промышленные предприятия не были национализированы. На них декретом от 14 ноября 1917 г. вводился рабочий контроль через фабзавкомы. Они следили за производством, продажей продукции и финансовой деятельностью администрации.
В руководстве партии существовали разные точки зрения по вопросу о методах и темпе социалистического строительства. Под влиянием «левых» коммунистов и в связи с обострившимися отношениями между правительством и предпринимателями в конце 1917 г.— начале 1918 г. был национализирован ряд крупных предприятий и отраслей промышленности. Таким образом, было положено начало создания государственного сектора в экономике. Им руководил Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), образованный 2 декабря 1917 г. Переход предприятий под контроль государства отстранял рабочих от участия в управлении производством и закладывал основы «государственного социализма». Лозунг «фабрики — рабочим» оказался социальной демагогией.
В феврале ВЦИК принял «Основной чакон о социализации земли», по которому весной 1918 г. началась реализация Декрет о земле. Крестьяне должны были безвозмездно получить 150 млн. десятин земли, освобождались от задолженности банкам и от платежей за аренду.
При распределении земли советская власть поддерживала бедноту, что вызвало недовольство и сопротивление кулаков. Они стали придерживать хлеб. В городах возникла угроза голода. В связи с этим Совнарком перешел к политике жесткого давления на деревню. В мае 1918 г. была введена продовольственная диктатура. Это означало запрещение хлебной торговли и изымание запасов продовольствия у зажиточных крестьян путем посылки в деревню продовольственных отрядов (продотряды). Они опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды), созданных в июне 1918 г. Местные Советы, в которых преобладали кулаки, были распущены; их функции были переданы комбедам. Все эти меры породили на селе социальную напряженность, противостояние зажиточного крестьянства большевистской власти и явились одной из причин гражданской войны.
Широкие демократические мероприятия были проведены в социальной сфере. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины, титулы и награды. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят закон о 8-часовом рабочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Была провозглашена свобода совести. Церковь была отделена от государства и от системы образования. Большая часть церковных имуществ была конфискована. Против этих действий активно боролся патриарх Тихон, избранный на Поместном Соборе Русской Православной церкви (РПЦ) в ноябре 1917 г.
Национальная политика определялась «Декларацией прав народов России», принятой Совнаркомом РСФСР 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г.— Польши, в декабре — Латвии, Литвы и Эстонии, в феврале 1919 г. — Белоруссии. Однако в своей практической деятельности большевистское руководство стремилось преодолеть дальнейший распад России. Используя местные партийные организации, оно способствовало установлению советской власти в национальных районах, оказывало финансовую и материальную помощь советским республикам в Прибалтике и Белоруссии.
Брестский мир
Первоочередной задачей внешней политики был выход из войны. Это диктовалось как общим стремлением народа к миру, так и неспособностью Советской России продолжать военные действия в силу сложнейшего внутреннего положения. Союзники России на Западе категорически отказались рассматривать мирные инициативы Совнаркома. Поэтому встал вопрос о подписании сепаратного договора с Германией.
3 декабря 1917 г. в Брест-Литовске было подписано перемирие и начались переговоры о мире. Советская делегация внесла предложение заключить его без территориальных аннексий и контрибуций. Германия выдвинула претензии на огромные территории бывшей Российской империи - Польщу, часть Прибалтики, Украины и Белоруссии. В связи с этим переговоры были прерваны.
При обсуждении германских условий возник глубокий кризис как в Советском правительстве, так и в руководстве большевистской партии. Левые эсеры считали принятие этих условий предательством и настаивали на продолжении военных действий для защиты революции. Они отказались от участия в переговорах и не включили своих представителей в состав формируемой советской делегации. В.И. Ленин, понимая потерю боеспособности армии и необходимость сохранения советской власти, отстаивал безоговорочное принятие немецких претензий. «Левые» коммунисты (Н.И. Бухарин) призывали не вступать в переговоры и продолжать борьбу с германским милитаризмом для ускорения мировой революции. Л.Д. Троцкий выдвинул лозунг «Ни мира, ни войны!», означавший прекращение военных действий и отказ от подписания договора. В январе 1918 г. было принято решение затягивать переговоры.
Л.Д. Троцкий, руководитель советской делегации, нарушил его и демонстративно покинул Брест, заявив, что подписывать мирный договор на грабительских условиях не будет. Этим был создан повод для разрыва перемирия. Германия начала наступление и захватила огромные территории в Прибалтике, Белоруссии, на Украине. В связи с этим 19 февраля 1918 г. Совнарком был вынужден согласиться с немецкими условиями и возобновил переговоры. Одновременно СНК пытался остановить германское наступление, предотвратить падение Петрограда. 21 февраля был издан декрет «Социалистическое отечество в опасности!». Он обязывал все Советы организовывать отпор врагу. 23 февраля 1918 г. Красная Армия остановила немцев под Псковом.
Германия предъявила ультиматум с новыми территориальными претензиями, требовала демобилизовать армию и выплатить большую контрибуцию. Советское правительство было вынуждено принять грабительские и унизительные условия. 3 марта 1918 г. был подписан Брестский мир. По нему от России отторгались Польша, Прибалтика, часть Белоруссии, а также Карс, Ардаган и Батум на Кавказе (в пользу Турции). Советское правительство обязывалось вывести свои войска из Украины, выплатить 3 млрд. рублей репараций и прекратить революционную пропаганду в центрально-европейских странах.
В середине марта IV Чрезвычайный съезд Советов большинством голосов ратифицировал Брестский мир. Левые эсеры были против и в знак протеста вышли из состава Совнаркома. С этого времени утвердилась однопартийность в системе исполнительной власти Советской России. Правительственная коалиция большевиков с эсерами развалилась.
Ноябрьская революция 1918 г. в Германии смела кайзеровскую империю. Это позволило Советской России разорвать Брестский договор, вернуть большую часть утраченных по нему территорий. Немецкие войска ушли с территории Украины. В Латвии, Литве. Эстонии и Белоруссии устанавливалась советская власть.
Военный коммунизм
Внутренняя политика Советского правительства летом 1918 г.— в начале 1921 г. получила название «военный коммунизм». Предпосылки для ее реализации был заложены широкой национализацией промышленности, созданием мощного централизованного государственного аппарата (в том числе ВСНХ), введением продовольственной диктатуры, опытом военно-политического нажима на деревню (продотряды, комбеды). Таким образом, черты политики «военного коммунизма» прослеживались еще в первых экономических и социальных мероприятиях Советского правительства.
С одной стороны, политика «военного коммунизма» была вызвана представлением части руководства РКЛ(б) о возможности быстрого построения безрыночного социализма. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная крайней разрухой в стране, нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, а также необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне. Впоследствии многие большевики признали ошибочность политики «военного коммунизма», пытались оправдать ее тяжелым внутренним и внешним положением молодого Советского государства, обстановкой военного времени.
Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии.
Декретом от 28 июня 1918 г. предписывалась ускоренная национализация крупных и средних предприятий. В последующие годы она была распространена и на мелкие, что привело к ликвидации частной собственности в промышленности. Одновременно формировалась жесткая отраслевая система управления. Весной 1918 г. была установлена государственная монополия внешней торговли.
Логическим продолжением продовольственной диктатуры стала продразверстка. Государство определяло свои потребности в сельскохозяйственной продукции и заставляло крестьянство поставлять ее без учета возможностей деревни. 11 января 1919 г. продразверстка была введена на хлеб. К 1920 г. она распространилась на картофель, овощи и др. За изъятые продукты крестьянам оставляли квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Установленные твердые цены на продукты были в 40 раз ниже рыночных. Деревня отчаянно сопротивлялась и поэтому продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.
Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции.
В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест». В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших, эксплуататорских классов, а в 1920 г.— всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению населению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.
В период «военного коммунизма» в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, се аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан.
Деятельность других политических партий, боровшихся против диктатуры большевиков, их экономической и социальной политики: кадетов, меньшевиков, эсеров (сначала правых, а потом и левых), была запрещена. Одни видные общественные деятели эмигрировали, других — репрессировали. Все попытки возродить политическую оппозицию насильственно пресекались. В Советах всех уровней большевики добивались полного единовластия путем их перевыборов или разгона. Деятельность Советов приобретала формальный характер, так как они лишь исполняли предписания большевистских партийных органов. Независимость потеряли профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль. Они перестали быть защитниками интересов рабочих. Запрещалось стачечное движение под предлогом, что пролетариат не должен выступать против своего государства. Не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати. Почти все небольшевистские печатные органы были закрыты. В целом издательская деятельность жестко регламентировалась и была крайне ограничена.
Страна жила в обстановке классовой ненависти. В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Противников большевистского режима заключали в тюрьмы и концлагеря. Покушения па В.И. Ленина и убийство М. С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, вызвали декрет о «красном терроре» (сентябрь 1918 г.). Развернулся произвол ВЧК и местных властей, что, в свою очередь, провоцировало антисоветские выступления. Разгул террора был порожден многими факторами: обострением противостояния различных социальных групп и ростом сопротивления власти большевиков; низким интеллектуальным уровнем основной массы населения, слабо подготовленного к политической жизни, но быстро усвоившего лозунг «Грабь награбленное»; бескомпромиссной позицией большевистского руководства, считавшего необходимым и возможным удержать власть любой ценой.
Политика «военного коммунизма» не только не вывела Россию из экономической разрухи, но и усугубила ее. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Население городов голодало. Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе Гражданской войны.