Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мир свободы – подлинно человеческий, т. е. мир культуры




Как естественное существо, человек находится во власти внешних для него причин и следствий, во власти времени.

В природе действуют законы зоологии – источник изначального зла, но зло не фатально, оно может быть побеждено культурой: моралью, всеобязательной силой морального долга (категорический императив).

Человек как моральное (культурное) существо – это уже не феномен, а ноумен – умопостигаемая сущность, свободно определяющая направление своей жизни.

Мир природы (мир зла, жестокости) и мир свободы (мир культуры, морали) связаны великой силой Красоты (сила искусства). Высшее проявление культуры есть её эстетическое проявление. Эту идею с восторгом принял романтизм конца XVIII – начала XIX вв. – движение «Бури и натиска».

Разумный ход истории (культуры) может осуществляться и неразумными людьми, не осознающими высшего смысла своих собственных действий. Если в своих целях человек зависит от природы, то в средствах их достижения он господствует над ней.

Плуг почётнее колоса. Хлеб съеден. Плуг, с помощью которого добыт хлеб насущный, не исчезает. Это есть орудие культуры. Производительные силы человека развиваются по своей логике, составляя материальную основу социально-культурного процесса.

3). Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)

Немецкая идеалистическая философия приобрела свой окончательный систематический вид в философии Гегеля.

Родился в Штуттгарте, в семье высокопоставленного государственного чиновника. Этапы ученичества были традиционными: домашнее воспитание, латинская школа, гимназия, университет. Читал Платона, Монтескье, Шиллера, Канта, Руссо.

В 1807 г. в Йене написал трактат «Феноменология духа», грандиозный замысел которого – показать сознание человека и человечества в историческом развитии.

В 1808–1815 гг. Гегель ректор привилегированной гимназии в Нюрнберге. Читал гимназистам введение в философию («Философская пропедевтика»), но не был удовлетворен курсом.

С 1818 г. и до конца жизни ведущий профессор Берлинского университета. В речи при открытии чтений 22 октября 1818 г. сказал: «Дерзновение в поисках истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. …Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими».

Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права».

Ø «Феноменология духа» – раскрывает принцип абсолютного идеализма: господство в мире Мирового Разума, Абсолютной Идеи. Рассматривается исторический путь сознания.

Ø Абсолютная Идея – это мысль, мыслящая самое себя. Абсолют не может мыслить ничего кроме самого себя. Дух, чистая мысль – единственная реальность.

Ø Гегель первый подверг пересмотру традиционную логику, идущую еще от Аристотеля, и выдвинул смелый принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения».

Ø Сформулировал оригинальное понимание метафизики (философии): не как высшей философской мудрости, а как способа мышления.

Ø Положил начало новому пониманию диалектики: все действительное содержит внутри себя противоположные определения и, следовательно, познание, точнее, определение предмета в понятиях, означает познание его как конкретного единства противоположных определений.

А). Система философии

Гегель стремился построить научную систему философии. В основе философской системы Гегеля лежит идея тождества Бытия и Мышления (объекта и субъекта). Мышление как Абсолютная Идея, лежит в основе мироздания. Она вечная, неизменная духовная сущность. На обыденном языке это Бог.

По Гегелю, Абсолютная Идея – это идея, которая сама мыслит и существует на трех уровнях: идея сама по себе, идея в природе, идея в духе.

Существуя изначально, Абсолютная Идея отчуждает себя в мышление, где проходит три ступени в своем развитии. Исчерпав себя в мышлении, она отчуждает себя в природу. В природе Абсолютная Идея достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество. Здесь она проходит в своем развитии новые три ступени:

§ субъективный дух (личность),

§ объективный дух (в виде права, семьи, государства),

§ абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии).

Философская система Гегеля изложена в трех книгах: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа», объединенных в «Энциклопедию философских наук».

Система Гегеля – это попытка построить целостную систему философских дисциплин, в которых отражаются основные этапы диалектики Абсолютной Идеи. В своем развитии она проходит три ступени: логическую, природную и духовную. На каждой стадии своего развития Абсолют проходит еще несколько этапов развития.

Логическая ступень, или логика, соответствует бытию Абсолютной Идеи самой по себе, до того, как ею были порождены природа и человеческое сознание.

 

НАУКА ЛОГИКИ

 
 

 


В учении о бытии анализируются категории качества, количества, меры, формулируется закон перехода количественных изменений в качественные.Здесь рассматривается чистое бытие (нечто), ничто и становление. Качество – количество – мера являются характеристиками бытия, это главная триада бытия. Если меняется качество, некое бытие (нечто) перестает существовать, становится иным. Постоянно происходящие изменения количества не затрагивают качества. Единство качества и количества образует меру. Когда изменения количества переходят границу меры, происходит скачок – переход к другой мере и другому качеству.

В учении о сущности Гегель выделяет главное: это сущность и определяемое сущностью явление. В силу своей внутренней противоречивости, сущность, отталкиваясь от себя самой, переходит в явление, в существование (действительность). Источником движения является противоречие сущности, наличие в ней противоположностей.

В учении о понятии классифицируются формы суждений, анализируются виды умозаключений. Субъективное понятие самая бедная по содержанию форма понятия. Развиваясь, оно достигает объективного понятия, объекта. Дальнейшее развитие приводит к понятию субъекта-объекта.

Здесь замыкается круг чистого, собственно логического движения Абсолютной идеи, и происходит ее отчуждение в Природу. Как пишет Гегель, заканчивая «Науку логики», «…абсолютная свобода идеи состоит в том, что она решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы».

Природная ступень, или Природа – это инобытие Абсолютной идеи. Поскольку Природа есть инобытие Абсолютной идеи, то Природе свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же принципу триад и состоит из механики, физики и органики (т.е. биологии).

 

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

 
 

 

 


В механике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движения и т.д. В физике – понятия теплоты, звука, стихии и т.д. В органике – понятия геологической и растительной природы, организма и т.д.

Философия природы – наименее удачный раздел философии Гегеля. Она мало и довольно плохо разработана, многие ее идеи не принимались даже последовательными гегельянцами.

Духовная ступень, где Абсолютная идея воплощается в человеческом духе. Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в своем инобытии, в плену материальности, т.е. в Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсолюта, синтезом Абсолютной идеи и Природы. И поскольку именно в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одновременно и конечный, и начальный этап развития, проходящего по замкнутому кругу.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ДУХА

 

Абсолютная идея в духе
Субъективный дух Объективный дух Абсолютный дух
Антропология Феноменология Психология ______________ Право Мораль Нравственность ______________ Искусство Религия Философия ______________
Личность Семья, Гражданское общество, Государство Духовная деятельность человечества  

 

Таким образом, природа и общество – это различные формы бытия (инобытие – иное бытие) Абсолютной идеи. Гегель доказывает, что мышление определяет законы природы и общества. В искусстве, религии и философии воплощается то, что заложено в мышлении. Так Абсолютная идея завершает круг своего развития.

Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании заключается в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием. «Все разумное действительно, все действительное разумно».

Б). Диалектический метод

Главное философское достижение Гегеля – разработка целостного учения о законах и категориях диалектики.

Диалектика – философское учение о развитии, о единстве и противостоянии противоположностей, о всеобщих законах развития универсума.

Причину (источник) развития Гегель усматривает в противостоянии противоположностей, которые заключены как в самой Абсолютной идее, так и в ее порождениях – природных вещах. Гегель формулирует абстрактную формулу любого (универсального) процесса развития: тезис (утверждение)антитезис (отрицание)синтез (отрицание предыдущего отрицания). На стадии синтеза происходит преодоление противоположностей, снятие (разрешение) противоречия, соединение (синтез) положительных моментов первых состояний (тезиса и антитезиса). Так возникает новое. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый этап (цикл) развития. И так повторяется бесконечно: становление противоположностей, развитие противоречия в их взаимодействии, снятие как разрешение противоречия и рождение нового.

В диалектическом учении Гегеля сформулированы три основных закона диалектики:

Ø закон единства и борьбы противоположностей;

Ø закон перехода количественных изменений в качественные;

Ø закон отрицания отрицания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2234 - | 2193 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.