Стремление к обновлению художественного содержания современных парковых пространств далеко не исчерпывает измерения подходов к совершенствованию их качеств. Нетрадиционные решения все чаще связываются с теми аспектами, которые продолжительное время оставались без внимания, в том числе, – в плане рационального использования природных ресурсов. Парк как объект технологии обретает иной смысл, в основном, с точки зрения создания условий для самоподдержания парковой среды на основе внедрения как технических достижений, так и новых приемов пространственной организации. Максимальная реализация природных ресурсов распространяется, в том числе, на такие привычные, но трудно уловимые факторы, как дождевая вода и солнечная энергия.
По существу, речь идет о построении паркового пространства с учетом соображений экологической устойчивости, включая оптимизацию природных процессов и более рациональное использование указанных ресурсов. Следовательно, необходим поиск приемов ландшафтной организации парка, которые наряду с обеспечением определенной художественной выразительности могли бы позитивно влиять на реализацию возможностей природы к саморегулированию. На практике такой подход означает, в частности, что дождевая вода из источника дополнительных проблем для парковой поверхности превращается в фактор стабилизации ландшафта за счет ее сбора, рационального распределения и повторного использования.
Решение проблемы циркуляции воды требует рассмотрения территории парка в качестве водосборной поверхности с организованным стоком посредством ее рельефного профилирования. Создание подобной ситуации, в которой атмосферные осадки собираются с максимальной площади и распределяются к местам размещения растительности без образования застойных зон, позволяет придать поверхности земли в парке не только пластическую выразительность, но и наполнить ее определенным экологическим содержанием. Ресурсы природы в таком случае концентрируются и возобновляются на основе более рационального режима, и можно говорить о создании оптимальной "технологии" паркового пространства, в котором рисунок рельефа, размещение растительности и водоемов обладают дополнительным смыслом, своего рода "алгоритмом" самоподдержания. Определенный интерес в этом плане представляют некоторые примеры организации парковых пространств из современной зарубежной практики. По ним можно судить как о существовании новой тенденции в использовании природных ресурсов, так и о дизайнерской интерпретации технологических решений в этой области.
Одним из таких примеров является "Ян – Спортивный парк" в районе Пренцлауэр в Берлине. Согласуясь с концепцией рециркуляции дождевой воды, в парке создана круговая, замкнутая система ее сбора, очистки и повторного использования [76]. Особенностью проекта явилось то, что в качестве водосборных поверхностей используются не только газонные и набивные покрытия в парковых открытых пространствах, но и озелененная, наклонная крыша большого спортивного зала (Мах – Schmeling – Halle), приспособленная для направленного стока воды. Решая задачу организации замкнутой водной системы, авторы проекта использовали имеющийся на участке уклон для создания зигзагообразного собирающего ручья, завершающегося несколькими прудами с системами очистки. Выбор характерной геометрии перепадов рельефа и посадок растительности связан с необходимостью естественного сбора дождевой воды и ее распределения к полосам кустарников. Учитывая неизбежное загрязнение поверхностных вод, для них предусмотрена система последовательной очистки: на грубом фильтре в накопительном резервуаре, в шахте-отстойнике с крупнозернистым песком и в бассейне корневой очистки с помощью водных растений [76].
Наличие резервуара с запасом воды позволяет обеспечить ее постоянную циркуляцию и полив парковых территорий, особенно в жаркие дни, что способствует улучшению микроклимата участка и лучшему поддержанию растительности. Как одно из проявлений такого подхода к реализации новых ресурсов, необходимо отметить использование солнечных батарей для обеспечения энергией насосов, подающих воду наверх, к началу зигзагообразного ручья. Выполненные в виде огромных металлических "подсолнухов", солнечные батареи представляют собой попытку дизайнерской интерпретации известной природной формы с новым технологическим содержанием.
Сокращение затрат на поддержание территории парка составляет в данном случае одну из главных особенностей его организации, основанную на внедрении новых технических решений. Дополняя природный круговорот воды ее локальной рециркуляцией, авторы проекта смогли обеспечить более благоприятные условия для повышения устойчивости парковой среды за счет оптимального использования природных ресурсов.
Нетрадиционным решением отличается и система сбора воды с поверхностей парковых дорожек и площадей. За счет устройства линейных контуров из металлических решеток, пересекающих дорожки и совпадающих с осями посадок деревьев, обеспечивается организованный сток дождевой воды с покрытия и подача ее по тому же контуру с дренирующим слоем из гравийных материалов к корневой системе высокой растительности. Фактически, это способствует наиболее рациональному распределению выпадающих осадков, в первую очередь, – для поддержания растительного материала парка.
Принцип аккумулирования дождевых осадков, кроме приведенного примера, реализуется в парковой среде в различных системах водных устройств. В частности, одно из направлений использования дождевой воды заключается в создании специально спрофилированной поверхности, превращающейся после очередного дождя в основание декоративного водоема. Переменные размеры и глубина такого водоема отражают как количество выпавших осадков, так и интенсивность их последующего испарения.
Такие пульсирующие водные поверхности, то появляясь, то исчезая в композиции парка, вносят определенное разнообразие в его облик. Размещение в их контуре фрагментов растительности позволяет использовать водное основание для увлажнения почвы, сокращая необходимость полива растений.
Обновление подходов к трактовке "технологии" паркового пространства с позиции самоподдержания природы создает немало возможностей для дизайнерской трактовки компонентов среды, имеющих новый функциональный смысл. Так, при организации парка Сен Серж в Анже, на крыше автостоянки (из-за очевидных сложностей с устройством традиционного бассейна) была создана криволинейная вогнутая поверхность из бетонных плит, ставшая основанием декоративного водоема и доступная для транзитного движения в сухую погоду. В случае заполнения дождевой водой основной путь движения в данной части парка перемещается на специально устроенную дорожку из возвышающихся бетонных плит с композиционным сопровождением в виде модулей с почвопокровными растениями. Для поддержания растительности используется система увлажнения почвы, позволяющая накапливать дождевую воду в основании озелененных модулей и удерживать ее в жаркие дни.
Использование ландшафтного дизайна в качестве средства реализации возможностей природы к самоподдержанию становится наиболее актуальным для тех участков парковой среды, которые постоянно подвергаются максимальным рекреационным нагрузкам, в частности, для детских игровых пространств. Интенсивность нагрузки наиболее разрушительно отражается на состоянии поверхности земли, что требует принятия соответствующих решений по сохранению ее эстетических и функциональных качеств. Характер использования детских игровых пространств свидетельствует о безусловных преимуществах песчаного заполнения поверхностей вокруг игровых сооружений, отвечая как соображениям безопасности, так и устойчивости среды. Более конфликтным является оформление примыкающих к ним подходов и площадок, так как распространенное формирование в непосредственном окружении игровых пространств поверхностей с бетонным или набивным покрытиями менее всего отвечают особенностям их эксплуатации.
Переход к компромиссному решению в виде разреженного мощения из брусчатки с заполнением интервалов травяным покрытием означает сочетание качеств мягкой поверхности (трава) с устойчивым основанием (камень), что обеспечивает перенесение значительной части нагрузки на более прочный материал. В то же время, разреженное покрытие способствует сбору дождевой воды с поверхностей, непосредственно примыкающих к игровому пространству с песчаным заполнением, препятствуя его избыточному увлажнению.
Приведенные примеры из современной зарубежной практики строительства парков позволяет оценить актуальность рассмотрения технологических аспектов поддержания устойчивости среды в комплексе с решением вопросов ландшафтного дизайна. В связи с этим необходимо отметить ряд характерных тенденций:
- изменяется отношение к организации поверхности земли в парке для обеспечения сбора дождевой воды и ее использования в целях поддержания растительности;
- дизайн парковых пространств включает оформление пульсирующих водных поверхностей в увязке с композицией растительности;
- "технология" паркового пространства распространяется на выбор оптимального сочетания природных и искусственных материалов покрытия поверхности земли, отвечающего, наряду с утилитарными требованиями к эксплуатации отдельных участков, соображениям устойчивости среды.
♦ /См. цветную вклейку, № 450-460/
III.3. Средства ландшафтного дизайна современных садов и парков
Пластика поверхности земли
Использование пластических возможностей преобразованной поверхности земли составляет один из существенных резервов в повышении эстетической выразительности садово-паркового ландшафта. К ранее известным примерам имитации природных форм рельефа в виде искусственных холмов, валов живописных очертаний и пониженных участков озелененных долин в современной практике паркостроения прибавилось создание микрорельефа с явно выраженной геометричностью. Усиление эстетического эффекта при формировании парковых композиций достигается путем организации искусственного рельефа, обладающего легко "читаемой" пространственной структурой с использованием очертаний характерных геометрических фигур. Профиль поверхности и материал покрытия превращаются в средства выражения определенной дизайнерской идеи, позволяя трактовать измененный рельеф как важную составляющую современного паркового пространства.
Дизайнерская интерпретация пластических форм поверхности не только вносит в восприятие парка очевидное разнообразие впечатлений, но и придает среде определенное художественное содержание на основе более упорядоченного чередования глубины и формы пространства, характерного сочетания света и тени, распределения цветовых акцентов растительности на различных уровнях. В развитие концепции "ландшафтной скульптуры" [29], проявившейся в зарубежной практике паркостроения 50–60-х годов, в современном подходе к трактовке рельефа складывается представление о пространственном каркасе из искусственных форм поверхности, позволяющих зафиксировать выбранные доминирующие точки и желательные направления визуального раскрытия. Дизайн земляных масс с выделением структурных осей и активных силуэтных линий, в частности, при организации волнообразных форм рельефа, дает возможность сконцентрировать визуальные связи вдоль склонов и дополнить природный потенциал участка определенным вертикальным разнообразием.
В работе с землей в качестве пластического материала парковой композиции целесообразно сохранять участки искусственного рельефа максимально открытыми для их лучшего обзора и восприятия морфологии поверхности. Наличие характерных складок местности, преобразованных с помощью ландшафтного дизайна в динамичные контуры микрорельефа, вносит в облик парка запоминаемые черты и облегчает ориентацию в его пространстве.
Повышение художественных достоинств геопластических формв значительной мере связано как с выбором выразительного рисунка, образующего линии и фактуры поверхности, так и с эффективностью использования растительности в качестве средства акцентирования перепадов рельефа.
Применение газона для выявления пластических особенностей земляных масс относится к числу наиболее распространенных приемов их ландшафтного дизайна. Травяной покров, "обволакивая" геопластическую форму, позволяет не только максимально выявить ее рельеф, но и придать композиции цельность на основе однородности колористики и фактуры поверхности. При необходимости подчеркнуть определенные смысловые линии (оси, границы, силуэтные контуры) в композиции микрорельефа целесообразно использование почвопокровных растений, которые при однородности создаваемой поверхности вносят в ее рисунок разумную степень геометричности за счет контраста со стриженым газоном.
Целям достижения устойчивости искусственного рельефа наиболее отвечают посадки деревьев и кустарников, обеспечивающих укрепление земляных масс своей корневой системой и предотвращающих разрушение сложных очертаний поверхности выпадающими осадками. При этом размещение растительного материала на микрорельефе может подчиняться как идее фиксирования доминирующих точек, так и созданию декоративных эффектов за счет наложения контуров зеленых насаждений на характерные формы земной поверхности.
Примером комплексного учета экологических, эстетических и социальных факторов при формировании искусственного рельефа в современной трактовке является Сад Джоан Миро в Париже (вблизи пересечения бульвара Массена и Авеню Италии) [65]. Сложность задачи ландшафтной организации территории сада заключалась в том, что на ограниченной площади (0,9 га) было необходимо создать условия для отдыха различных возрастных групп населения, совместив при этом заинтересованность одних посетителей в подвижных и шумных видах пребывания с потребностями других в уединении и малоподвижных формах досуга.
Выбор активной геопластики с волнообразными очертаниями искусственного рельефа во многом может быть аргументирован стремлением авторов проекта Л. Грюниг – Трибел и Ф. Трибел максимально разграничить расположенные в пониженных "долинах" пространства разного функционального назначения.
Дизайнерский подход к преобразованию поверхности земли с созданием формализованного рельефа в виде системы параллельных волн позволил достаточно успешно решить как проблемы функционального характера, так и вопросы эстетической выразительности пространства сада. Оригинальность композиции сада заключается в активном противопоставлении упорядоченного ритма искусственных возвышенностей двум пересекающим их диагональным осям. Одна из них представлена контуром пешеходного моста над "гребнями" волн, другая – полихромной полосой из почвопокровных растений, цветов и кустарников.
Во избежание монотонности пространства сада, трактовка поверхности земли в каждой из "долин" отличается по форме и содержанию. Чередование мотивов зеленых холмов и природного ручья, каскадов растительности и интегрированных в склон скамей обеспечивает индивидуальность облика фрагментов сада на основе дизайнерской интерпретации геопластических форм. При этом наличие продольного уклона дает возможность собирать дождевую воду на пониженных участках, для чего предусмотрены специальные декоративные водоемы. Таким образом, можно отметить, что выбор эстетически выразительной формы рельефа подкрепляется в данном случае созданием необходимых условий для более полного использования природных ресурсов и, в конечном счете, повышением устойчивости среды.
Одним из характерных примеров раскрытия пластических свойств земли является контрастное сочетание живописных форм холмистого рельефа и концентрических очертаний игровой площадки со ступенями в одной из озелененных "долин". Подобное дизайнерское "столкновение" имитированных природных форм и упорядоченной геометричности поверхности из искусственных материалов создает качественно новое представление о путях гармонизации современного садово-паркового ландшафта. Противопоставление контрастных фрагментов рельефа в одной пространственной ситуации не только не нарушает цельности среды, а позволяет выявить индивидуальные особенности каждой из пластических форм, усиливая в одних эффект естественности или подчеркивая искусственность других.
Обостряя эмоциональное воздействие паркового пространства, такие сочетания геопластических форм способствуют закреплению в памяти серии впечатлений о композиционно цельной среде, обладающей характерными визуальными знаками или ключевыми символами ландшафта.
В то же время на примере Сада Джоан Миро становится очевидным, что именно переход от пластического моделирования фрагментов поверхности к созданию системы визуальных пространств, разграниченных искусственным рельефом и сохраняющих композиционное единство, составляет новую особенность ландшафтного дизайна. Объединение валов и выемок с характерным волнообразным силуэтом достигается с помощью элементов композиции, "собирающих" отдельные участки "долин" в пространственную систему. Учитывая особую композиционную роль одного из таких элементов – пешеходного моста, пересекающего складки искусственного рельефа – его дизайнерское решение отличается оригинальностью, что проявляется в организации нескольких полукруглых площадок для отдыха над вершинами валов и устройстве специальных желобов для сбора и отвода дождевой воды.
В отличие от лаконичных очертаний моста, вторая диагональная ось композиции – многоцветная полоса из различных растений – трактована как активный декоративный элемент ландшафта с использованием возможностей природных материалов. Прокладка в полосе цветущей растительности прогулочной дорожки, повторяющей профиль рельефа, вносит в процесс восприятия сада безусловную кульминацию за счет концентрации в ограниченном пространстве средств ландшафтного дизайна с максимальной выразительностью.
Таким образом, в композиции современных садов и парков пластическая обработка поверхности земли связана как с расширением возможности восприятия пейзажных картин, так и с целесообразным структурированием пространств для достижения их масштабности и разнообразия.
♦ /См. цветную вклейку, № 461-471/