Стопроцентно готовых рецептов написания одностраничного синопсиса не существует. Разные учебники и сценарные гуру формулируют это по-разному. Но есть некоторые основополагающие правила и шаблоны, которых стоит придерживаться. Ибо они проверены практикой.
Синопсис на одну страницу в первую очередь рассказывает КТО, КАКОЙ и ВОПРЕКИ ЧЕМУ. Но также он рассказывает о ЦЕЛИ героя, КАК он действует, и показывает АНТИГЕРОЯ.
Помимо того, что вы в одной-двух фразах описываете уникальный (в идеале) характер уникального (в идеале) главного героя, в синопсисе вы рассказываете и про других героев, и про их конфликты. Но минимизируйте их количество. От одного до трех персонажей с именами, не более. Избегайте фамилий. Можете обозначить героя по профессии или родственными связям.
Несмотря на его очень сжатую форму, одностраничный синопсис действительно показывает ридеру характеры героев, потому что он включает в себя их главные выборы и действия. Можете в синопсисе капитализировать имена героев, когда они появляются первый раз, а можете не капитализировать. Канонов в этом нет.
Еще синопсис рассказывает про то, что угрожает главному герою, показывает время и место действия, ярко обозначает главные поворотные моменты истории и акты будущего сценария. Последнее крайне важно: ключевой элемент любого синопсиса – ясно и четко структурированная история.
То есть - как история начинается, развивается и заканчивается. Всегда начинайте синопсис с мощного инициирующего события/катализатора. Показывайте поворотные события. Обязательно - точку невозврата. И логичный финал – но неожиданный, с перевертышем/твистом: для короткометражного кино перевертыш/твист особенно важен.
В синопсисе вы должны рассказать полную историю и показать ваше мастерство, а не просто показать предпосылку и некоторое вялое развитие сюжета. Синопсис должен в каждом абзаце заставлять ридера задаваться вопросом: «а что будет дальше?». Он должен показать историю, как будущий законченный фильм.
Пишите сочно, выверяя слова. Ваш одностраничный синопсис – это не сухое перечисление действий и событий, а короткий, но яркий литературный рассказ на драматической основе. Изображайте, а не описывайте. Можете использовать в тексте синопсиса две-три прямых реплики - этого вполне достаточно. Не используйте реплики слишком часто. Покажите свой стиль и литературный талант. Комедию пишите с юмором, мелодраму – со слезой, хоррор - нагнетая саспенс, драму - эмоционально и так далее.
Все в ваших руках.
Можете указывать основной жанр своей истории в первом или последнем абзаце («это трогательная мелодрама о бездомном московском котенке…» или «это жестокий фильм нуар о слепом сантехнике»), а можете и не указывать – как сочтете нужным.
Вот, собственно говоря, и все.
Более подробно о том, как пишется одностраничный синопсис, вы можете узнать на многочисленных американских сайтах о кинодраматургии. Для этого достаточно набрать в поисковике Google USA следующую фразу: "How to write a one-page synopsis". Там же можно ознакомиться с примерами одностраничных синопсисов.
Итак.
Стандартный одностраничный синопсис должен в себя включать:
- случай/предпосылку, без которого бы история не началась,
- яркое описание уникального героя,
- решения и действия героя, которые он совершает при достижении своих целей,
- препятствия, с которыми он сталкивается и способы их преодоления,
- он отвечает на вопрос - побеждают ли герой/герои или проигрывает,
- где, как и с чем мы оставляем его/их в финале/развязке,
и так далее.
И последнее про синопсис.
Слегка перефразирую известную рекламную сентенцию применительно к стандартному американскому одностраничному синопсису:
- всегда рассказывай свою уникальную историю,
- никогда не рассказывай ничего кроме своей уникальной истории,
- никогда не рассказывай всю свою уникальную историю.
Всем удачи.
С уважением,
Сергей Белошников,
генеральный директор ООО «АЛЬБА ФИЛЬМ»