Оформление и содержание первой полосы несет на себе главную функцию – заставить потенциального читателя увидеть, рассмотреть и купить именно эту газету.
Как показывает практика, первоначальное мнение человека об издании на 90 % составляется по первой полосе. В данном случае верстка и дизайн играют главнейшую роль.
Каждый из немногих элементов малоформатной полосы несет значительно большую нагрузку, чем на полосе А2. Это касается и названия газеты. Даже очень удачно выполненная в дизайнерском отношении «шапка» при горизонтальном расположении вверху полосы не должна занимать по высоте более чем 1/4 от общей высоты страницы, поскольку она утяжелит полосу, визуально прижмет все остальные элементы вниз и создаст впечатление развала.
Выполненный при помощи компьютерных заготовок шрифт должно быть достаточно броским и четким. Сочетание двух этих условий может вызвать трудности в случае, если название большое и его надо ставить в две строки. Здесь может помочь комбинированное решение. Чтобы название не превышало установленные параметры по высоте и было одновременно достаточно броским, одну строку, чаще всего нижнюю, выделяют более жирно, используют цветовую подложку. В целом же, горизонтальное название вверху полосы следует считать для формата А4 наиболее приемлемым. Менее удачен вариант расположения «шапки» в верхнем левом углу полосы. Название в данном случае ужимается в тесные рамки четырехугольника, значительно скрадывается, т. к. внимание при первом взгляде на газету акцентируется всегда на верхнем правом углу. Кроме того, встает вопрос заполнения этого угла текстом, заголовком или клише. Практически сделать это достаточно сложно, не затенив само название.
Совсем уж неудачным следует признать вертикальное расположение названия в левой части полосы. В киоске подобная страница исчезает полностью.
Иные варианты расположения названия газеты (треугольником, одна строка вверху страницы, другая — внизу) следует признать малоэффективными, т. к. в этом случае ради экстраординарного дизайна скрадывается основное предназначение «шапки» — привлечь внимание читателя.
Следует сразу оговориться, что основной материал присутствует на первой полосе далеко не всегда. В некоторых случаях эффектная иллюстрация с комментарием или удачно разверстанной текстовкой, анонсы («Сегодня в номере»), цитата, несколько строк с информацией об основных событиях и т. п. могут достаточно полноценно восполнить отсутствие основного материала.
Если основной текстовой блок все же присутствует (чаще всего это «гвоздь» номера), он должен занимать не более 1/3 от общей площади полосы. Наиболее удобным следует считать формат набора на 3 1/4 кв. Набор на 5 1/4 выглядит на первой полосе несколько громоздко, может быть использован только для текстовки или комментария к иллюстрации. Набор на 2 1/2 кв. приемлем, если материал не занимает на полосе слишком большую площадь.
Расположение текстового блока на первой полосе играет очень важную роль. Набор на 2 1/2 кв., заверстанный в «подвал», при горизонтально расположенной «шапке», визуально сжимает полосу, придавая ей квадратную форму. В целом наблюдения подсказывают, что набор материала не должен занимать всю ширину полосы. В настоящее время большинство изданий отошло от этой практики, стало применять верстку основного материала на одну и две колонки, что визуально удлиняет полосу, дает возможность рационально разместить на оставшейся площади другие необходимые элементы.
Кегль и гарнитура текстового шрифта на первой полосе представляют особый интерес. Предпочтительней в данном случае использовать все же 9-й кегль.
Гарнитура — литературная. 8-й литературный на первой полосе формата А4 выглядит несколько мелко, к тому же, при малейшем нарушении технологии изготовления печатных форм он становится трудночитаемым. Во многом оформление первой полосы малоформатного издания обладает теми же функциями, что и обложка в журнале. А для обложки 8-й кегль, в целом, не совсем удобен. Тем не менее, в целях экономии газетной площади в значительной части газет на первой полосе используют 8-й кегль. Гарнитура чаще всего рубленая, этой шрифт при печати всегда получается достаточно четким.
Композиция заголовка. Его сочетание с основным материалом на первой полосе малофор-матного издания имеет ограниченное количество вариантов. Наиболее употребимыми следует признать следующие:
• а) заголовок вверху материала под «шапкой» с выключкой влево или по центру, на всю ширину полосы;
• б) заголовок вверху материала на две (2 1/2 или 3 1/4 кв.) или на три (2 1/2 кв.) колонки с выключкой влево или по центру;
• в) «утопленный» заголовок на две (2 1/2 или 3 1/4 кв.) или на три (2 1/2 кв.) колонки;
• г) рисованый заголовок, совмещенный с фото, рисунком или коллажем («коллажированный заголовок»).
Варианты «а» и «б» в газетах «Футбол Беларуси» и «Молодежный курьер» используются практически всегда.
Кегль заголовочного шрифта в зависимости от расположения и размеров материала и самого заголовка может варьироваться в пределах от 18-го до 28-го. Более мелкий кегль применяют в случае, когда заголовок является большим по объему и располагается в две и более строк. Крупный кегль (30-й, 32-й) может иметь место, например, в заголовке с одним-двумя словами, при стиле верстки с большим количеством «воздуха».